Цель урока: развитие познавательного интереса
учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация
знаний учащихся о химических элементах, их номенклатурных названиях.
Развитие умений и навыков при работе с ПСХЭ Д.И.Менделеева, умений
работать в группе.
Оборудование и материалы: доска, карточки.
Девиз:
«Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет простой девиз: «Хотим всё знать!»
Ход урока
I Организационный момент.
(Класс делится на экипажи)
II Вводное слово учителя.
Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о
химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые
говорят: «Тьфу, наш ребёнок – химик!». И это счастье, и это жизнь!.
Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?
(Торжественно). Да потому, что химия – это бессонные ночи, это
постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и
это родители, которые говорят: «Наш ребёнок - химик!». И это счастье, и
это жизнь!
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь!
Состязание I. Визитная карточка
команды.
Каждая команда показывает заранее подготовленное представление.
Состязание II . Разминка.
По два участника каждой команды расшифровывают послание агента 007 с
помощью ПСХЭ Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми
номерами химических элементов.
Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и
записать в пустые клетки под цифрами первые буквы их названий.
I команде
24 |
49 |
12 |
49 |
|
63 |
16 |
19 |
49 |
63 |
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
|
88 |
63 |
18 |
19 |
52 |
49 |
74 |
|
|
11 |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
ы |
|
|
|
II команде
74 |
19 |
|
16 |
|
84 |
88 |
76 |
5 |
76 |
74 |
|
|
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается
фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»
В то время, пока четверо учащихся расшифровывают послание агента
007, учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по
следующим вопросам:
- Какой элемент всегда рад? (Радон)
- Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
- Какой элемент является лесом? (Бор)
- Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
- Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
- Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
- Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
- Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
- Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)
Состязание III.
«Расскажи мне обо мне»
Учитель. Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много! И
некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят
неразбериху в чёткую и размеренную жизнь страны. Придётся помогать:
объяснять их свойства и возможности.
Экипажи по очереди тянут карточки с заданиями:
- Дать характеристику элементу №20
- Дать характеристику элементу №16
- Дать характеристику элементу №17
- Дать характеристику элементу №11
Состязание IV. «Мои соседи» (по
одному человеку)
Указать знаком «→» ослабление металлических свойств и усиление
неметаллических в следующих пятёрках элементов. Объясните, на каком
основании расставлены знаки.
Пока учащиеся работают индивидуально у доски, экипажи выполняют
коллективно программированное задание.
Учитель. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как
забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте
попробуем правильно составить код.
Состязание V. Составь код (задание
на листах)
1. В чём физический смысл номера периода?
А) Показывает количество электронов на внешнем электронном уровне.
Б) Показывает количество электронных уровней.
В) Соответствует валентности элемента.
2. В побочные подгруппы ПС входят:
А) Химические элементы малых периодов;
Б) Химические элементы больших периодов;
В) Химические элементы малых и больших периодов.
3. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает
в группах по мере возрастания заряда ядра?
А) Число электронов на наружном слое;
Б) Атомный радиус;
В) Электроотрицательность.
4. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не
изменяется в периоде?
А) Число электронных слоёв в атоме;
Б) Число электронов в наружном электронном слое;
В) Атомные радиусы.
5. Побочные подгруппы составляют:
А) Только металлы;
Б) Только неметаллы;
В) Металлы и неметаллы.
Код: 1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-А; 5-А.
Состязание VI. Составить
химические формулы.
(у доски)
- Составить химические формулы следующих веществ:
А) углекислого газа (на один атом углерода приходится два атома
кислорода);
Б) белого фосфора (молекула состоит из четырёх атомов фосфора);
В) оксида алюминия (на каждые два атома алюминия приходится три
атома кислорода).
Г) метана (на один атом углерода приходится четыре атома водорода). - Составить химические формулы следующих веществ:
А) угарного газа (на один атом углерода приходится один атом
кислорода);
Б) кислорода (молекула состоит из двух атомов);
В) сахара (на двенадцать атомов углерода приходится двадцать два
атома водорода и одиннадцать атомов кислорода);
Г) сульфида алюминия (на два атома алюминия приходится три атома
серы).
Состязание VII. Вычисление (по
очереди вытягиваются карточки)
Вычислить относительные молекулярные массы следующих веществ.
А) аммиака – NH3
Б) азотной кислоты –HNO3
В) глюкозы – C6H12O6
Д) сульфата меди (II) – CuSO4
Е) малахита –Cu2H2CO5
Состязание VIII. Перевод.
Нам приходится читать книги на разных языках. Переведите с
химического языка на общепринятый следующие фразы.
- Не всё то аурум, что блестит. (Не всё то золото, что блестит)
- Белый как карбонат кальция. (Белый, как мел)
- Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
(Недосол на столе, пересол на голове).
- Феррумный характер. (Железный характер)
- Много оксида водорода (аш – два – о) утекло с тех пор. (Много воды
утекло с тех пор.)
- Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, молчание –
золото.)
- За купрумный грош удавится. (За медный грош удавится)
- Уходит, как Аш – два – О в оксид кремния. (Уходит, как вода в
песок.)
Состязание IX. «Волшебные
превращения».
Ученики – экспериментаторы от каждого экипажа по очереди
демонстрируют домашнее задание – химический эксперимент.
Подведение итогов. Награждение.
Жюри подводит итоги состязаний и называет:
- Чемпиона НХЛ;
- Самого химически активного участника.
Посвящение в Национальную Химическую Лигу.
Фейерверк в честь химиков!
Смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и
древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести в
пламя спиртовки.
Закрытие чемпионата НХЛ.
|