Ведущий:
- Дорогие исследователи страны Грамматики! Мы рады приветствовать Вас на границе нашей державы. В нашей стране живут полезные, нужные, добрые и значимые части речи и слова. Но в нашу страну не так-то просто попасть. Для этого нужно пройти через границу, а для этого нужно решить правильно первое задание. Кто первый отгадает, тот и начинает путешествие.
- Слушаем внимательно стихотворение. Ваша задача ответить на вопрос: "Все ли части речи названы в стихотворении?"
Весёлая грамматика
Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь, За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим, Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы, Нам их надо повторять, И при этом не лениться, И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях, Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом, у тёплой печи Повторяем части речи!
- Молодцы! В нашей стране есть три больших города: Морфемика, Морфология, Синтаксис. Вы должны пройти через три города, но предупреждаю, путь будет нелёгким. На вашем пути будут испытания, пройдя которые вы сможете стать истинными жителями страны Грамматики. Вы готовы? Тогда в путь!
Город Морфемика.
И сразу же испытание, а ведь вы ещё даже не успели войти в этот город.
1 группа: Найдите корень в словах бестолочь, беседка, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка, бестия.
2 группа: Выделите суффикс в словах дождливый, доверчивый; выделите корень в словах оттепель, вливать, родник.
А вот и следующее испытание.
Найдите третье лишнее
1 группа:
А) Гореть, угорать, гора.
Б) Горе, нагорный, горевать.
В) Пот, потолок, потливый.
2 группа:
А) Море, морщины, морской.
Б) Боль, большой, больница.
В) Вода, водить, водник.
Город большой, и пройти его не так уж просто. А вот и ещё одно задание:
Разберите слова по составу
1 группа: обуть, разлить, водопроводчик.
2 группа: разбить, прийти, самолётный.
Вот уже видны городские ворота, но мимо стражников не пройти. Вам придётся сдать листочки с ответами им, они передадут их Верховному совету.
Ну а пока решается вопрос о том, кто первый войдёт в следующий город, несколько вопросов-шуток на привале:
Как большой дом превратить в маленький?
Как топор превратить в рукоятку?
А ещё разгадайте шарады:
1.
Из писка птиц мой первый слог возьмите, Второй - с бараньей головы. Откройте печь и там найдёте То, что не раз едали выю (пирог)
2.
Нота - мой первый слог, Поставь с ней рядом предлог, И, разгадав загадку до конца, Получишь выражение лица. (мина)
Подведение итогов первого тура.
Мы входим в город, который называется Морфология.
Первое испытание: Найдите четвёртое лишнее.
1 группа.
А) Носок, мозоль, георгин, помидор.
Б) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
В) Магистраль, цитадель, фланель, панцирь.
2 группа.
А) Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
Б) Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
В) Дебри, прения, игры, шахматы.
А вот и следующие испытания:
- Какой частью речи является слово смел в предложениях:
А) Как он смел!
Б) Как он смел?
- Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих?
- Докажите, что буквосочетание теперьяподнимитетоже имеет не менее семи прочтений.
- Дайте парное соответствие мужского рода к женским названиям профессий:
А) доярка, машинистка.
Б) маникюрша, медсестра.
Обе команды достойно показали себя во всех испытаниях, которые выпали им в этом городе. Осталось совсем немного, впереди ещё один город, но кто первый войдёт в него, решит Магистрат города Морфология. Сдайте, пожалуйста, листочки с ответами стражникам. Ну а пока решается ваша судьба, устроим небольшой привал, а чтобы вам не было скучно, несколько вопросов-шуток.
Исправьте предложения:
1. Вдали показалась стая уток и зайцев.
2. У щенка Байкала на макушке весело торчат уши и пушистый хвостик.
3. Тяжёлая рука легла на плечо и сказала:
4. Он стоял и лязгал глазами.
Магистрат вынес своё решение, мы можем продолжать путь.
И вот он - город Синтаксис, конечная цель нашего путешествия.
Какие же ждут здесь нас испытания? А вот и они.
1 группа
1. Найдите словосочетание
А) беспокоиться о
Б) девочка ушла
В) обложка книги
Г) не скажу.
2. Найдите словосочетание с главным словом глаголом
А) рано вернулся
Б) вернулся друг
В) рано утром.
3. Найдите побудительное предложение
А) Как хорошо в лесу!
Б) Когда же выглянет солнце?
В) Пройдите к выходу, пожалуйста.
4. Найдите предложение с однородными сказуемыми
А) По телевизору показывают интересную и весёлую передачу.
Б) Я сел в кресло и открыл книгу.
В) Вчера и сегодня шёл дождь.
5. Найдите сложное предложение с союзом (запятые не расставлены).
А) У окна на столе лежала раскрытая книга и ветер перебирал её страницы.
Б) С высоты птичьего полёта виден весь наш город и река за лесом.
В) В тишине далеко слышны звуки отчетливо разносятся голоса
2 группа
1. Найдите словосочетание
А) поезд быстро мчится
Б) поезд мчится
В) быстро мчится.
2. Найдите словосочетание с главным словом существительным
А) очень спешить
Б) выйти навстречу
В) красный от стыда
Г) поздним вечером.
3. Найдите предложение, в котором встречается определение
А) Пришла осень.
Б) На душе легко и радостно.
В) Раздалась команда поднять паруса.
4. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки не расставлены)
А) В нашем краю лето короткое нежаркое дождливое.
Б) На садовом участке наша семья собрала неплохой урожай картофель свёклу морковь и капусту.
В) Морской ветер пахнет свежей рыбой и солнцем.
5. Какое предложение соответствует схеме ,но
А) Ветер стал сильным, но не холодным.
Б) Мы загорали, но не купались.
В) Вчера был чудесный день, но сегодня погода изменилась.
Чтож, вы преодолели все испытания, вы достойны называться грамматеями, но кто же победитель?
Пусть это решит наш Верховный совет.
Пока жюри считает результаты, ребятам предлагается составить высказывания о данном путешествии, используя первые буквы предложенных слов.
1 группа
М
О
Р
Ф
Е
М
И
К
А
2 группа
М
О
Р
Ф
О
Л
О
Г
И
Я
Подведение итогов, награждение. |