Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 01:11:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внеклассное мероприятие по теме «Как слово наше отзовётся»
04.09.2010, 12:28:34

Цели:

  • Обсудить проблему загрязнения современного русского языка нецензурными выражениями;
  • Прививать любовь к родному языку;
  • Предупреждать употребление учащимися грубых слов;
  • Воспитывать культуру речевого поведения;
  • Показать влияние грубой речи на здоровье человека.

Оборудование: презентация, рисунки, стихи о слове, стенгазета " Как слово наше отзовётся”, выставка книг по культуре речи, портреты Д.С.Лихачёва и Л.Н.Толстого, таблички с названиями команд.

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Л.Н.Толстой.

Ход урока-дискуссии

1. Чтение стихотворения учеником.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

2. Дискуссия о бранных словах.

Учитель. Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень важной проблеме - о сохранении чистоты родного языка, о влиянии загрязнения языка на здоровье человека. Здоровье зависит не только от наследственности, вашего образа жизни, но и от того, как и что мы говорим. Давайте рассмотрим различные точки зрения на данную проблему. Я представляю вам группы участников: "Исследователи”, "Лингвисты”.

Исследователи. Когда мы готовили материал к сегодняшнему разговору, то стали внимательно прислушиваться к речи окружающих. Наблюдения повергли нас в шок: степень загрязнения речи настолько велика, что создалось впечатление, будто сквернословят все вокруг, на нас просто хлынула лавина брани. Мы поинтересовались мнением классиков по этому поводу. Д.С. Лихачев, великий русский просветитель, сказал: "Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело”.

Лингвисты. Давайте посмотрим, откуда в языке появилось слово "брань”. Полторы тысячи лет назад на Руси начали выплавлять и ковать железо. Тогда и возникло слово "бронь”- доспехи. От него образовалось "брань”, означающее "сражение”. Слова и выражения, которые употреблялись на поле брани, назывались "бранными словами”. Они служили вызовом, презрением к противнику. Употребление их в повседневной жизни считалось грехом. К сожалению, нынешнее поколение не унаследовало сдержанность наших предков.

В языке существует норма – один из многих вариантов языковой единицы, который исторически принят обществом как единственно правильный. Многие подростки при анкетировании говорили, что следовать нормам – это скучно, каждый говорит так, как ему удобно. Брань, по их мнению, способ самоутверждения и стремления "быть как взрослые”, способ расслабления, часто – последний аргумент в споре.

Исследователи. Психологи утверждают, что расслабление необходимо, но расслабиться можно в танце, в музыке, в спорте, в путешествии. Человек, употребляющий в речи бранные слова, насыщает пространство негативной энергетикой, засоряет его. Окружающие, соприкоснувшись с этой энергией, могут заболеть. Последние исследования учёных – генетиков доказали, что слово материально.

Взрослым и детям. Наука предупреждает.

Не убивайте бранным словом!

В Институте Управления Российской академии наук группой учёных под руководством видного молекулярного биолога П.П.Горяева проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: " Что же происходит сегодня с родом человеческим?”

С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, учёные пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы, ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет бранные слова, несущие разрушительный снаряд, его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причём до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации. Отсюда, все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно или скрыто, поэтому необходимо беречь себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение!

Лингвист. Замечательные слова сказал по этому поводу Л.Н.Толстой: "Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно”.

Исследователь. Никто, кроме современного человека, не внёс в русский язык столько "прекрасного”. Речь наших сверстников порой совершенно нельзя понять, можно составить целый словарь молодёжного сленга. Шнобель – нос, копыта – ноги, лупы – глаза, хлеборезка – рот, грабли – руки, шнурки – родители, базар – речь и так далее. Брань теперь не редкость в литературных произведениях, в публичных выступлениях, в фильмах. Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие размеры и формы, охватило все возрасты и стало опасным. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда под наркозом ругались интеллигентные люди, никогда не употреблявшие грубых слов.

Лингвисты. Наш язык болеет. Об этом с тревогой пишут сегодня и ученые, и педагоги, и журналисты. Бурная, противоречивая общественная жизнь отразилась на состоянии языка. Его наполнили элементы уголовного жаргона, неуклюжие заимствования. Естественный процесс развития языка оборачивается его разрушением.

Исследователи. Мы хотим проиллюстрировать это утверждение примером. Представьте себе реку, в которую завод сливает отходы производства. Чтобы не произошла экологическая катастрофа, за количеством отходов следит специальное ведомство. Но в один прекрасный день это ведомство распустили, больше не запрещено загрязнять реку вредными веществами. Чем окончится такая безответственность? Гибелью реки!

Лингвисты. Всякое сравнение, в том числе и это, неточно, река – это не язык. Но ведь язык, как и река, представляет собою сложную систему, где каждый элемент занимает определённое место.

Систему разрушает хаос. Так, например, всякому подростку понятна разница между словами "девочка” и "девка”. Но если в современном языке эти слова звучат в печати, их говорят герои телефильмов, тогда они начинают восприниматься как равноправные синонимы. Это и есть разрушение, нашу речь уже невозможно правильно понять и оценить. Вы, например, хотите искренне поприветствовать человека, а он ваше обращение воспринимает как оскорбительный выпад. Язык теряет надёжность, красоту и начинает работать со сбоями, как компьютерная программа, зараженная вирусом. Как же быть с теми, кто сквернословит?

Исследователи. У тех, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включать программу самоуничтожения; второй – духовного роста, совершенствования, путь красоты. Для этого не надо употреблять слова ненормативной лексики, не заменять ругательства начальными буквами, не надо заменять сквернословие культурными ругательствами, они не чище обычных. Исправить всё общество мы не в состоянии, но пресечь сквернословие в школе, в семье, в кампании на улице можно.

Лингвисты. В речи существуют нейтральные выражения, заменяющие грубое и непристойное, они называются эвфемизмы. Можно сказать "пудрить мозги”, а можно – вводить в затруднение; вместо "жирный” - полный, вместо "сдохнуть” - умереть. Эвфемизмы помогут избежать конфликтов, проявить уважение к собеседнику.

Учитель. С древних времён мудрые люди знали о великом значении слов, придумали о них множество пословиц и поговорок. Предлагаю вспомнить их.

Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык голубит, язык и губит.
Слово – не воробей, вылетит – жди беды.
Слово – не стрела, а пуще стрелы разит.
У него что на уме, то и на языке.
Рана от копья - на теле, рана от речей – в душе.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
На гнилое слово держи ухо глухо.
Каков разум таковы и речи.
Жало остро, а язык острей того.
За худые слова слетит и голова.
И доброе слово не уймёт злого.
Дурное – что смола; пристанет – не отлепишь.
Гнило слово от гнила сердца.
Как сказано, так и сделано.

Работа в группах:

1-я группа – составление "Словаря добрых слов” для различных ситуаций: общение в транспорте, в театре, разговор по телефону, приглашение, благодарение, прощание и так далее.
2-я группа – составление памятки для учащихся "Берегите чистоту речи”.

Памятка.

Не говорите плохих слов сами.
Не копируйте других.
Не говорите как все, не старайтесь быть похожими на кого – то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.
Помните: "Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

3. Рефлексия.

- О какой проблеме мы сегодня говорили?
- На ваш взгляд, опасно ли сквернословие?
- Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы предлагаете?
- Как вы будете решать эту проблему для себя?

Добрые слова.

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот час,
Когда они другим необходимы!

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 1505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0