Ведущий. Напишите слово "воспоминание”. Что необходимо для вызова
воспоминаний? Что помогает вспомнить о событии, человеке, о собственном
состоянии?
— Музыка, звуки, услышанная реплика, вопрос;
— фотографии, видеофильмы;
— встреча с каким-то человеком; звук голоса, жест;
— книга, записка, открытка; дневник;
— дождливая погода; меланхолическое настроение;
— вещь, предмет;
— запах;
— похожее пространство; ситуация…
Используя доступные вам сейчас подсказки, напишите текст
«Воспоминание о Бунине».
Задание обладает высокой степенью неопределённости, от чего некоторые
участники мастерской ощущают дискомфорт и раздражение; отчасти на эту
реакцию оно и рассчитано. Самодиагностика того, что осталось от
предыдущего опыта приобщения к творчеству автора, и осознание:
"Ни-че-го! — Даже имени не припомнить…” — для многих болезненно. Кое-кто
сразу пытается выкрикнуть два-три названия рассказов, частенько путая
их с чеховскими или купринскими. Для ведущего мастерскую педагога важно
не спешить со своей реакцией, удержаться от поспешных комментариев к
ошибочным утверждениям. Уже к концу первого этапа мастерской, во время
предъявления этих воспоминаний, произойдёт первая коррекция возникших
неточностей: как правило, находятся в аудитории знатоки Чехова и
Куприна, указывающие на ошибку. Но даже если таковые не отыщутся, стоит
повременить, но не забыть ввести на последующих этапах мастерской
какой-то текст, связанный со сравнением упоминаемых произведений. Важно
дать шанс самому учащемуся исправить свою ошибку.
Тема «Воспоминание о Бунине» может быть интерпретирована как
воспоминание о первой встрече с творчеством писателя, как рассказ обо
всём, что вызывает ассоциации, связанные с именем этого автора, как
обзор мемуарной литературы, как приглашение к свободному фантазированию,
гипотетическим встречам. Обычно в аудитории возникают вопросы
уточняющего характера (что имеется в виду?). Однако мастер не поясняет
задание, а советует писать так, как поняли. И вот что иногда получается.
• Как можно писать воспоминания о человеке, которого не знал
лично, никогда с ним не встречался? У меня воспоминания об этом авторе —
это воспоминание о наших школьных уроках литературы, об учителе,
влюблённом в русскую классику и удивительно артистично читавшем прозу
Ивана Алексеевича Бунина.
• Я вижу книжку серого цвета, на обложке которой — берёзы,
тропинка, бегущая вдоль бескрайнего поля, и слова: «И.А. Бунин.
Рассказы». Книжка изрядно потрёпана, не потому что с ней небрежно
обращались, а потому что этот томик объездил весь Советский Союз в
портфеле, чемодане, рюкзаке моего деда-мостостроителя. Пожалуй, это
первое, что бралось им в любую командировку. Я узнала Бунина благодаря
деду, он ничего не рассказывал о писателе, а просто читал небольшие
кусочки текста и замолкал, улыбаясь. Мне нравились эти вечера на даче, с
шумом дождя и ветра, с блеском молний и картинкой в раме окна,
повторявшей обложку книги. Так и осталось для меня: дед — Бунин, а
Бунин — дед. (Учитель физики — участник одной из мастерских.)
• У нас в классе висели портреты писателей. Кажется, Бунин был в
шляпе. Больше ничего вспомнить не могу.
• Единственное, что могу вспомнить о Бунине, — это несколько
названий: «Лёгкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Господин из
Сан-Франциско». Кстати, до сих пор не могу понять, о чём рассказ
«Антоновские яблоки», просто скука.
• Я не люблю произведения, которые плохо заканчиваются, а у
Бунина нет ни одного светлого рассказа, везде трагический финал. Либо
герой погибает, либо он и она расстаются — это мне не нравится, он не
мой автор.
• Школьный Бунин прошёл мимо меня, я проболела. Но недавно по
телевизору посмотрела фильм «Дневник его жены», и стало мерзко и
противно. Если всё было так, как показано в фильме, то читать этого
писателя я не буду никогда: что мог создать такой человек?
Текст читается по желанию участника.
Ведущий. Вам предлагается отправиться на улицу,
совершить небольшую уединённую прогулку — путешествие «В поисках
Бунина». Пройдите вглубь окрестных дворов, сосредоточьтесь на задании —
"найти Бунина”. Главное условие — ни с кем из группы не вступать в
общение. На прогулку даётся полчаса.
На уединении делается особый акцент, так как совершенно понятно, что
задание рассчитано на создание условий выхода из привычного режима
учебной жизни. Задание может показаться нелепым, иногда вызывает иронию и
даже протест, который выражается в язвительном комментарии, а порой и в
отказе участника выходить на улицу. Мастер должен воздержаться от
лишних объяснений и принуждения, однако может предложить просто выйти на
улицу или постоять у окна. На контрасте повседневной суеты и
спокойного, пусть и краткого мгновения сосредоточенности, пристального
взгляда на небо, листья под ногами, лужи, заросшие деревьями и кустами
окрестные дворы создаётся необходимый для созерцательного настроения
фон. Каждый пришёл на занятие из своего дня со своими заботами. Прогулка
способствует переключению внимания на себя, приведению себя в состояние
готовности слушать и воспринимать стихи. Даже возникшее было
раздражение идёт на пользу, оно заставляет включить воображение, что-то
придумывать — стимулирует творческий процесс.
Как и предыдущее, это задание имеет высокую степень неопределённости,
поэтому наиболее тревожные учащиеся, стремящиеся к гарантированному
успеху, бывает, находят простейший выход из дискомфортной ситуации —
сразу отправляются в библиотеку. Во-первых, велико желание сразу
проверить, правильно ли они вспомнили названия произведений и
биографические факты. Во-вторых, это попытка раздобыть хоть какие-то
авторитетные сведения, касающиеся писателя, зацепиться за чьё-нибудь
мнение — таков стереотип школьного литературного образования — "не сметь
своё суждение иметь”. Это их выбор. Как правило, на следующем этапе
мастерской они осознают, что выбор был сделан не лучшим образом, хотя на
это им никто не указывает и не пеняет.
Сам педагог тоже выходит на улицу — и не только с задачей контроля за
процессом, но и с задачей поиска "своего сегодняшнего Бунина”. Хорошо,
если он тоже предъявит свой текст.
По возвращении с улицы без обсуждения впечатлений участникам
мастерской предлагается продолжить текст воспоминаний. Вот отрывки из
возникавших в разные годы текстов.
• Сначала мне показалось нелепым искать Бунина среди городского
микрорайона с детскими площадками и мусорными баками. Да ещё прохладный
ветер не давал сосредоточиться хоть на чём-нибудь. Я обходила лужу и
внезапно увидела отражение бегущих по небу облаков, голубое и белое под
ногами. Вот так и застыла я у этой лужи. При чём здесь Бунин? "Вот
сколько лет прошло и пройдёт, а небо, облака, лужи, размокшая земля,
падающие листья — всё как при нём. Всё как у него. Всё он — его лёгкое
дыхание” — такая вот мысль посетила меня.
• Я подошла к старушке, выгуливавшей собаку, и спросила о Бунине,
что ей известно. Она ответила: "Не знаю, милая, я необразованная”.
Потом у парня, он подумал, что я интересуюсь каким-то депутатом. Потом я
спросила у мужчины интеллигентного вида и не ошиблась, он сказал, что
Бунин — наш первый Нобелевский лауреат (кстати, я об этом не знала), а
искать его лучше в библиотеке. Ещё я решила поинтересоваться, что знают о
Бунине дети. Мне попались две подружки-третьеклассницы, они шли из
школы и болтали о чём-то своём, но отнеслись к моему вопросу серьёзно и
вспомнили стихотворение про листопад, которое недавно учили наизусть на
уроке чтения: "Лес, точно терем расписной…” — хором бойко прочитали два
четверостишья. Вот такое социологическое исследование. Вывод: Бунин
живёт не для всех. Но русский язык — то, что объединяет всех нас. Это и
есть Бунин — его русский язык.
• Когда я зашла в маленький, заросший кустарником дворик, стало
понятно, что Бунин везде: в осенних листьях, в жухлой траве и даже
жидкой, разъезжающейся под ногами тропинке. Я села на скамейку и стала
присматриваться ко всему, на что падал взгляд. Вот воробей нашёл корочку
хлеба, радуется, чирикает — дурачок. Начирикал ворону — отобрала
корочку, да ещё косит глазом, где что плохо лежит. Порывом ветра сорвало
с берёзы листья, и они стайкой полетели не вниз, а вверх, словно жёлтые
в крапинку мотыльки. Потом два-три листочка отделились, плавно
спланировали на землю и успокоились, украсив собою лужу. Наверное,
впервые я так спокойно и пристально огляделась по сторонам и так много
увидела перед своим носом, чего раньше не замечала. Найти Бунина, поняла
я, можно, если идти его путём, путём созерцания. (Учитель музыки —
участник мастерской.)
• Нас пригласили в осень. Кто только о ней не писал! Тихо.
Прохладно. Замечаю огромный, около метра в диаметре, пень, свежий спил.
Что было за дерево? Может быть, липа? Если всмотреться в его узор, можно
прочесть письмена веков. Бунин это умел читать. Однако идиллии не
получается. Слишком нагло выпячивается городская помойка на каждом
шагу — отличительный знак хамства пришедших к власти плебеев. В 18-м
году Бунин это увидел и ужаснулся. Его цивилизация ушла, как Атлантида
под воду. Мы — свидетели продолжающегося упадка. Я вижу серые, мрачные,
сосредоточенно-туповатые лица прохожих — моих соотечественников. Я нашёл
Бунина: громадная сломанная ветвь старого дерева, ждущего своей пилы,
под окном нашего колледжа — вот его образ.
• О испуганные! О послушные! О ироничные! О понятливые! О
сметливые! О разные мои гонцы, бегущие, скользящие, влачащиеся "искать
Бунина”. Я слышу ваши удаляющиеся голоса, я вижу ваши спины, в которых
читается обречённость. Я улавливаю идущую от вас волну, похожую на
прохладный душ: "Щщас листик клёна принесём, и в нём мы Бунина найдём.
Каков вопрос — таков ответ. Наш литераторше привет!” Я смотрю вам вслед и
думаю: "Кто из вас потом, после всех наших незамысловатых экзерсисов,
возьмёт-таки том Бунина в руки и не закроет, едва пролистав несколько
страниц, а остановится на какой-то, прочтёт, зачитается, вчитается… В
тот момент он станет Его читателем и, как утверждает Ю.Айхенвальд, самим
Буниным — моей драгоценной находкой”. (Автор мастерской.)
• Я не пошла на улицу, думаю, что это для меня бессмысленное
занятие, я не умею фантазировать на пустом месте. Я поднялась в
библиотеку и взяла том Бунина «Повести и рассказы. 1892–1929». Благодаря
тому, что успела прочитать в послесловии, узнала, что Бунин умер
глубоким стариком. Почему-то в школе мне так не показалось. То чувство
стыда, которое возникло, когда я не смогла вспомнить ни одного названия,
кроме «Гранатового браслета» (да и то оказалось, что эту повесть
написал Куприн), подстегнуло взять книгу Бунина. Я думаю, что не понесу
её обратно в библиотеку, пока не прочитаю хотя бы несколько рассказов.
Тексты зачитываются вслух.
На доске — несколько рубрик:
Я увидел(а)… (картинка, зрительный образ, деталь пейзажа)
Я услышал(а)… (звуковые образы)
Я ощутил(а)… (то, что вызывает осязательные, обонятельные
ассоциации)
Я почувствовал(а)… (состояние, настроение)
Я удивился… (неожиданные, яркие образы, не заданные рубриками)
Я подумал(а)… (мысль, строка-афоризм)
Я понял(а)… (ответ на возникший прежде вопрос)
Ведущий предлагает слушать стихи И.А. Бунина и записывать
словосочетания-образы, которые наиболее интересны для участников в
соответствии с одной из выбранных рубрик. Возможная подборка: «Не
видно птиц…», «Седое утро надо мной…», «Я к ней вошёл в полночный час…»,
«Ещё и холоден, и сыр…», «Полями пахнет, — свежих трав…», «Шумели
листья, облетая…», «Розы», «Вечер», «Ритм», «Молодость», «Мы рядом
шли…», «Щеглы, их звон, стеклянный, неживой...», «Этой краткой жизни
вечным измененьем…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У птицы
есть гнездо, у зверя есть нора…», «Один я был в полночном мире…».
Подборка стихотворений зависит от субъективного выбора автора
мастерской, соответствует его вкусу и обеспечивает возможность
выполнения задания. Чтение учителя должно быть сдержанным и внятным, без
актёрских эффектов.
Задание. Из всего, что удалось записать на слух,
подчеркните один–три самых ярких образа. Выберите один из них и
прочитайте для всех. Если что-то особенно понравится из выбранного
другими, дополните свои записи.
Выберите один образ, одно словосочетание, используйте его в качестве
заголовка и напишите небольшой текст на эту тему, стараясь использовать
как можно больше выписанных вами слов из стихотворений. Начните его,
например, так: "В стихотворениях И.Бунина я увидел(а)…”, "…ощутил(а)…” и
т.д.
Темы, возникшие в результате отбора цитат: «Отражения»,
«Глас бездны», «Бесцельное стремленье», «Но век наш — миг», «Три
правды», «Жизнь есть заблуждение», «Радость одиноких дум», «Скитанья»,
«Я был как Бог…».
На каждую парту выдаётся подборка стихотворений: «Слово»,
«Настанет день — исчезну я…», «Льёт без конца. В лесу туман…»,
«Перстень», «Надпись на чаше», «Нынче ночью кто-то…», «Память»,
«Светляк». Эта подборка составлена по тематическому принципу,
побуждает к мысли. Требует большой сосредоточенности при чтении, поэтому
предполагается сначала индивидуальная работа, а потом обсуждение
прочитанного в группах.
Сначала нужно прочитать тексты и продолжить составлять свой словарь
образов поэзии Бунина. Затем идёт работа в парах или группах.
Задание. Поговорите в паре или в группе о
прочитанных стихотворениях. На чём вы сосредоточили своё внимание:
темах, тональности стихов, образах, метафорическом ряде, лирическом
герое, смыслах?
На групповую работу даётся 10–15 минут, после чего каждой группе
(паре) необходимо сформулировать один наиболее важный тезис,
прозвучавший в обсуждении, и познакомить с ним всех. По высказанному
тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп.
Индивидуальное задание. Продолжите начатый текст о
стихах Бунина, развивая мысль, включая высказанные при обсуждении в
группах соображения.
• "Один, как Бог...”
Я всё время слышу, что Бунин слишком печальный, даже мрачный
автор. Всё о смерти и о гробах, о вечности рассуждающий. У кого-то он
вызывает чувство тяжести, меланхолии. Для меня же в его поэзии много
красок, звуков, запахов — всего того, что и составляет яркость живого,
чувственного восприятия мира. Приятие этого мира. Я вижу в излюбленной
им картине осеннего увядания не серость и блёклость тонов, а напротив —
яркие мазки лазоревого неба, вижу, как "чернеет грязь в листве
лимонной”... Возникает ощущение радостного озноба от прохладного
прикосновения свежего ветра, что прибавляет бодрости.
Меня удивляет эта тонкость подмеченных и собранных в жгут строфы
деталей: "белый край облака”, "серых птичек стая” — этот хор голосов
мира.
Это любовное вглядывание, вслушивание, чувствование, и награда за
всё — дивная простота счастья жить.
• "Глас бездны в гулкой тишине...”
Эта строчка бунинского стихотворения имеет ретроспективу в
творчестве Ф.Тютчева, первого поэта, вслушивавшегося в ночные часы в
звук мирового хаоса. Но Бунин, на мой взгляд, более смел, даже дерзок, —
этот звук не пугает его, не внушает ужаса, как его предшественнику, а
скорее вселяет горделивое чувство превосходства творца. Раз ему дано это
слышать, то он если не автор, то соучастник ночного действа. Он, как
Бог, один во всей Вселенной, и бездна не посылает ему свой угрожающий
сигнал, а надиктовывает музыку высших сфер. Ему, кто одновременно и
человек, и существо высшей субстанции. Его слуху, зрению, обонянию
доступны тонкие ощущения: слышать, как трава растёт, видеть, как лазурь
мигает, как блистают безумные глаза грозы; чувствовать… И завтра наутро
или под вечер он переведёт эту музыку на доступный нам, смертным, язык,
отольёт её в единственно верные строки. И мы узнаем этот новый мир,
увидим, услышим, почувствуем и восхитимся.
В стихах Бунина — мир, который уже существовал, мир будто и
знакомый, но столь новый, яркий, праздничный, что сразу веришь и
принимаешь это: "Я был как Бог…” (Автор мастерской.)
• "Исчезну я...”
Я думаю, что Бунин знал, что никуда исчезнуть он не может.
Немеркнущая душа, её печали и горести неизбывны. Но ещё поражает и
вполне научное провидение бессмертия мысли. Бунин при всей внешней
мрачности, возможно, идущей от фамилии, в которой слышу звук
приближающихся раскатов грома и вижу тяжёлые свинцовые тучи, вселяет
оптимизм. Его мир — это подарок: трепещущая под голубым потолком
бабочка, дно неба, заглянувшего в окно, вечерняя звезда, мерцание
степного огня, безмолвие полей, грустная удаль чьей-то песни. Какой всё
это подарок нам, незрячим, глухим, бесчувственным, усталым и суетным. "Я
вижу, слышу… — // Всё во мне” — всё взять и всё отдать — это залог
бессмертия.
Ведущий. Прочитайте для всех третью часть текста со
своим названием.
Просмотрите записи, сделанные на сегодняшней мастерской. Запишите,
какие вопросы возникли у вас в момент слушания стихов и текстов ваших
товарищей.
Вопросы зачитываются. Вот наиболее часто встречающиеся вопросы
участников мастерской.
• Каковы отношения Бунина с Богом? Был ли он верующим человеком?
• Почему так мало стихов о любви к женщине? Он их писал?
• Был ли он мрачным человеком, одиноким?
• Как объяснить такое большое количество упоминаний кладбищ, смерти,
крестов в его стихах?
Рефлексия: "Главное впечатление мастерской — это…”
Может быть дано задание корректировки и редактирования своих текстов.
Поиск ответов на прозвучавшие в конце мастерской вопросы.
Самостоятельное чтение стихов Бунина.
|