Праздник можно проводить в
каникулярное время, перед праздничной дискотекой, на летней площадке.
Цели: вызвать у учащихся
интерес к чтению, вспомнить прочитанные книги.
Время проведения:
каникулярное, праздничное.
Праздник может проводить
классный руководитель, вожатый, библиотекарь.
Праздник рассчитан на
учащихся начальной школы.
Форма: сценарий-игра.
План подготовки.
1. Распределение ролей.
2. Подготовка костюмов.
3. Подготовка музыкального
оформления.
4. Подготовка реквизита:
Действующие лица: царевна
Несмеяна, царь Горох, Баба-яга, Емеля, Дети.
Костюм царевны Несмеяны.
Это известный персонаж русских народных сказок, должна быть одета в костюм,
стилизованный под русский народный девичий костюм. Белая блузка с длинным
рукавом, рукава на запястьях собраны на резинку. Сверху длинный сарафан,
украшенный спереди длинной атласной лентой. В качестве украшения можно взять
несколько ниток бус. Головной убор - корона в форме треугольника. Вырезанный
из плотного картона каркас можно обтянуть атласной тканью и расшить бисером,
можно наклеить стразы и разноцветные бисерины прямо на картон, выкрашенной
серебристой или золотой краской.
Царь Горох. Длинная
рубаха, из яркого атласа, подпоясанная кушаком с кистями. На плечи накинута
мантия (можно из золотистого атласа или однотонная ткань с нашитыми на нее
кусочками меха - «горностая»).
Головной убор - корона из
картона (можно выкрасть в золотой цвет или оклеить фольгой). Можно приклеить
или привязать бороду.
Костюм Бабы-яги состоит из
разноцветных лохмотьев, длинной юбки с цветными заплатками, разрезанной на
широкие лоскуты по краю. Поверх любой кофты можно надеть душегрейку, однотонный
стеганый жилет. Головной убор - платок, повязанный в виде бан-даны. Можно
использовать пластиковую маску с крючковатым носом.
Костюм Емели. Длинная
рубаха, однотонного цвета, подпоясанная кушаком с кистями. Головной убор
-высокая шапка с кругленным верхом и отворотом. Впереди отворота нужно
отогнуть.
Оборудование: для игры
«Распутай сказочную путаницу» набор предметов из детских игрушек, подходящий
к различным сказкам. Башмачок Золушки (кукольный башмачок). Если вы не можете
найти подходящий предмет, можно нарисовать, или вырезать из картона. Реквизит
подбирается согласно выбранным вами сказкам.
Дерево с яблоками. Яблоки
могут быть картонными, могут быть настоящими.
Магнитофон с магнитофонной
записью волшебных слов.
Лист ватмана с
фразами-перевертышами.
Яблоки - жетоны из картона
(желтые, красные, зеленые), для деления на команды.
Царь Горох. Здравствуйте,
ребята!
Дети отвечают на
приветствие.
Царь Горох. Я - Царь
Горох, царь сказочного царства. Самый несчастнейший из царей. Все у меня есть
- и дворец новый, и сокровищница полным-пол-на богатств всяких, и
дочка-красавица. Одно у меня горе-горькое, все сказочные персонажи в моем
царстве перепутались, дочка моя из царевны Смеяны превратилась в царевну
Несмеяну. Наложила на нее Баба-яга страшное колдовство - отняла у нее память и
смех. Ничего моя дочка про сказки не помнит. Каких только врачей и чародеев я
не приглашал, каких только гостей заморских, чтобы они развеселили мою дочку и
вернули ей память. Ничего не помогло.
Емеля. Здравствуй, царь
Горох, принесла сорока на хвосте, что у тебя беда приключилась, решил я тебе
помочь.
Царь Горох. Ты кто такой?
Емеля. Ну, про меня каждый
ребенок знает. Давай спросим у ребят. Даю подсказку. Я из одной замечательной
русской народной сказки. Езжу на необычном транспортном средстве, понимаю слова
рыб, знаю одно волшебное слово и уже успел рассмешить одну царевну Несмеяну.
Рассмешу и вашу. Что, ребята, угадали, как мен зовут?
Дети. Емеля из сказки «По
щучьему велению»!
Емеля. Молодцы! Может,
вспомните, на чем я ездил и какие волшебные слова знаю?
Дети. На печи! «По щучьему
велению, по моему хотению».
Царь Горох. Может быть, ты
и сможешь мне помочь, позову я Несмеяну, она подскажет тебе что делать. Дочка,
дочка, выйди к нам.
Появляется царевна
Несмеяна. Звал меня, батюшка?
Царь Горох. Звал, звал.
Вот, пришел Емеля, хочет нам помочь, обещает сказки все вернуть и тебя расколдовать.
Царевна Несмеяна(громко
рыдая). А-ааааа, батюшка, опять ты меня дразнишь. Знаешь, что мне никто не
поможет. Заколдовала все сказки Баба-яга, спрятала их на волшебном дереве за
семью морями, за семью долами. Превратила их в волшебные яблоки на волшебном
дереве. Стоит мне эти яблоки сорвать и съесть, я сразу все сказки вспомню и
смеяться научусь. Только достать эти я блоки может тот, кто сказок много
знает, книжек много прочитал. А-ааааа!
Царь Горох. Емеля, ты
сказок много знаешь?
Емеля. Сказок? Да кроме
своей ни одной не знаю, я и читать по слогам умею еле-еле. Зато я знаю, кто нам
поможет.
Царевна Несмеяна. А-ааа,
кто нам поможет, никто нам не поможет. Царь Горох старый, все сказки забыл,
меня заколдовали, а ты ни одной сказки не знаешь.
Емеля. Ребята, вы много
сказок знаете, много книжек прочитали?
Дети. Много, много!
Емеля. Помочь хотите?
Дети. Хотим!
Емеля. Вот и замечательно,
а я сейчас узнаю, как нам до того волшебного дерева добраться. По щучьему
велению, по моему хотению, укажи нам, щука, дорогу к сказочному дереву.
Учитель включает
магнитофонную запись: «Чтоб до яблони добраться и царевне смех вернуть, нужно
много постараться, свиток с картой отыскать, все загадки разгадать, на вопросы
отвечать, ну а после, отдохнуть, сказки все домой вернуть».
Емеля. Спасибо тебе, щука,
сейчас мы с ребятами найдем волшебную карту.
Царевна Несмеяна. Ребята,
я помню, что карта спрятана где-то здесь, но Баба-яга заколдовала меня, я могу
вам помочь только двумя словами «горячо-холодно».
Емеля. Тот сможет карту
отыскать, кто загадку разгадает: как называется сказка, в которой у девочки были
волшебные башмачки, говорящий щенок, необыкновенные друзья, и шли они в один
город к одному великому волшебнику?
Дети. «Волшебник
изумрудного города».
Автор этой книги «А.
Волков». Девочку звали Элли, щенка Тотошкой
Проводиться игра
«Горячо-холодно». Дети все вместе (3—5 человек) отыскивают волшебный свиток.
Царевна Несмеяна помогает им в игре.
Царевна Несмеяна. Нашли,
нашли, скорее читайте.
В свитке следующий текст:
«Волшебное слово перенесет тебя в заколдованный сад. Нужно вспомнить все
сказки, в которых идет речь о волшебных яблонях, необыкновенных цветах или
чудесных ягодах».
Дети начинают вспоминать
такие сказки (учитель или сказочные персонажи могут задавать наводящие
вопросы). Примеры: «Аленький цветочек», «(Молодильные яблочки», «(Иван-царевич
и Серый Волк».
Царь Горох. Вот какие
молодцы, теперь я спокоен, эти ребята спасут мое царство и вернут смех моей дочери,
пойду поцарствую, государственные дела порешаю, а вам детки счастливого пути.
Емеля. Ребята,
крепко-крепко закройте глаза и три раза хлопнете в ладоши, а когда глаза
откроете, окажетесь в заколдованном саду.
Учитель включает
магнитофонную запись какой-нибудь громкой сказочной музыки. Дети закрывают
глаза и хлопают в ладоши. Пока у детей закрыты глаза ассистенты в центре класса
или зала устанавливают декорацию дерева с нарисованными (можно привязать
настоящие) яблоками. Возле дерева со шваброй (метлой) стоит Баба-яга.
Царевна Несмеяна. Ребята,
мы с вами оказались у заколдованного сказочного дерева. А вон и обидчица моя
стоит, Баба-яга.
Баба-яга. Здравствуйте,
гости дорогие. Чую-чую, русским духом пахнет. Знаю-знаю, за сказками пожаловали,
вызволить их хотите. Да только ничего у вас не получиться. Многие старались, но
никто не смог выполнить все сказочные задания. Наверное, мало сказок читали.
Кто на мои вопросы не ответить, того я съем. Надеюсь, что среди вас много
лоботрясов и двоечников. Очень они вкусненькие, те, кто сказок не знают, читать
не любят.
Емеля. Ты нас, старая, не
пугай, быстро свои задания объявляй.
Баба-яга. Сейчас, сейчас,
я вам очень трудное задание дам. Разбейтесь на три команды и выберите одного
водящего. (Баба-яга отводит в сторону выбранного.) Стой здесь, не выполнишь это
первое задание, я тебя съем. Выполнишь, отдам первое сказочное яблочко.
Дети разбиваются на три
команды. (Лучше разделить детей до начала праздника. Разделить ребят можно с
помощью жеребьевки. Раздать перед игрой яблоки, вырезанные из картона, трех
цветов: желтые, красные, зеленые. Яблок разных цветов должно быть примерно
равное количество. Детям предлагаются на выбор яблоки любого цвета. Теперь те,
у кого яблоки одного цвета, составляют одну команду.)
Баба-яга. Сейчас я скажу
каждой команде свой слог, потом по моей команде вы должны все вместе, одновременно
выкрикнуть свой слог, а ты, милок, (обращается к водящему) должен отгадать,
что это за слово такое, волшебное, к какой сказке оно относится? Ступай-ка
подальше, да не подслушивай, а то уши оборву.
Баба-яга первой команде
называет первый слог «<Ар», второй - «те», третьей - «мон» Дети хором
выкрикивают «Ар-те-мон», Затем Баба-яга повторяет задание, произнося
«Маль-ви-на», дети снова хором произносят свои слоги. Третий раз Баба-яга
произносит слово по слогам: «Ду-ре-мар».
Баба-яга. Ну что,
вкусненький мой, упитанненький мой, догадался о какой сказке идет речь, или мне
идти топить печь? (Если ребенок затрудняется ответить, ему на помощь могут
прийти другие дети.)
Дети. «Буратино или
Золотой ключик»!
Баба-яга(расстроено). Ой,
как обидно, все-то они знают, может быть, вы и автора этой книжки знаете?
Дети. Алексей Толстой.
Баба-яга(снимает первое
яблоко с дерева). Вот вам первое яблоко, первая сказка.
Царевна Несмеяна. Ой, я
вспомнила эту сказку.
(В этот момент можно
включить магнитофонную запись музыки из кинофильма «Приключения Буратино или
Золотой ключик».)
Емеля. Это, ребята, только
начало, нам с вами нужно еще и другие сказки расколдовать.
А пока отдохнем и поиграем
в ПАЛИНДРОМЫ.
Царевна Несмеяна. Что
такое палиндром? Бедная я бедная, заколдовали меня и ничего-то я не
пон-мю-уууууу, аааааааа!
Емеля. Не плачь царевна,
это очень просто. Палиндром - перевертыш, слово или фраза, которые читаются
совершенно одинаково с начала и конца. В сказке «Приключения Буратино»
Мальвина заставляла писать Буратино такую фразу. Ребята, может быть,
кто-нибудь вспомнит?
Дети. «А роза упала на
лапу Азора».
Емеля. Молодцы, вот вам
еще один пример. (Емеля разворачивает ватманский лист с надписью палиндромов
«Коту тащат уток», «Кит на море романтик».) Прочитайте и поймете, что от вас потребуется. Вот вам по листку бумаги, ручка, у вас три команды.
Я даю вам
подсказку. Первое слово - жили на Дону, в Запорожской
Сечи, им был Тарас Бульба, у них огромные широкие
штаны и длинный чуб. Писатель Гоголь очень часто рассказывал в своих книжках о них (КАЗАК). Второе слово, так называться
деньги,
богатства, которые получают бизнесмены (ДОХОД). Этот звук
раздается, когда слоны идут на водопой или ребята бегут в столовую (ТОПОТ).
Домик, сделанный из веток в лесу или саду (ШАЛАШ). Теперь покажите Несмеяне,
что у вас получилось, и мы узнаем, кто победил.
Дети отдают листочки со
своими записями, подводятся итоги, выявляется победитель.
Баба-яга. Ишь ты,
умненькие какие, разумнень-кие, упитанненькие, воспитанненькие. Все равно я вас
съем, ничего у вас не получиться, то было самое легкое задание, дальше я вам
устрою испытания потруднее. Я тоже палиндром знаю, да не простой, а сказочный.
Герой многих сказок - солдат, человек бывалый, умный. Вспомните хоть одну
сказку, где герой - солдат. Дети. «Каша из топора», «Огниво». Баба-яга.
Молодцы. Отгадаете мою сказку, получите еще одно сказочное яблочко, расколдую
эту сказку Г. Х. Андерсена.
Отгадайте загадку, которую
задает старик солдату. «В некотором царстве, в некотором государстве,
возвращался солдат со службы царской. Шел, он шел, и на опушке леса, на пеньке
увидел старого-престарого деда.
- Как звать тебя, старче?
А дед в ответ:
- Зовут меня так, что хоть
с права налево читай, хоть слева на право - все едино.
А где же ты живешь,
старче? - снова спрашивает служивый
- А живу я в доме, который
хоть с права на лево читай, хоть с лева на право - все едино!
Тут солдат у него
спрашивает:
- Ну, а садик-огородик у
тебя есть? Старик ему отвечает:
- Нет, только перед окном
у меня такое растение растет, что хоть справа налево читай, хоть слева направо
читай - все едино.
Улыбнулся солдат и
говорит.
- Ты, вроде как, из наших,
из служивых. За словом в карман не полезешь. На войне, отец, бывать доводилось?
- А как же, бывал, -
отвечает старик. - И был тем, что хоть справа налево, хоть слева направо читай
-все едино.
Улыбнулся солдат, угостил
старика крепким табачком и пошел своей дорогой. А вы догадались, как старика
звали, где жил, кем служил?
Дети. Звали его - Тит, жил
он в ШАЛАШЕ, перед окном у него рос БОБ и служил он в казачьих войсках,
был КАЗАКОМ.
Баба-яга срывает новое
яблоко и отдает детям.
Царевна Несмеяна.
Вспоминаю, вспоминаю эту сказку. Там солдат у ведьмы огниво отобрал и в конце
концов на принцессе женился. Очень хорошая сказка. Скорее выполняйте другие
задания и верните все сказки в царство моего отца.
Баба-яга. Скорее? Ничего у
вас не получиться скорее. Сейчас я загадаю вам загадки, по отгадкам вы должны
угадать о какой сказке идет речь. Слушайте внимательно. Под землей, он роет
норку, на земле растит он горку. Солнце сияет, всем радости прибавляет, а его
пугает. Кто это?
Дети. Крот.
Баба-яга. Правильно,
теперь слушайте другую загадку. Острый хвостик, черный фрак. Маленькая птичка,
под крышей гнездо вьет, только песен не поет.
Дети. Ласточка.
Баба-яга. Ладно, ладно.
Вот вам другая загадка. Маленький зверек, длинный хвосток, серая шубка,
остренькие зубки.
Дети. Мышь!
Царевна Несмеяна. Ой,
кажется, я вспоминаю эту сказку. На языке вертится. Ребята, помогите мне вспомнить,
героями какой сказки были Мышь, Ласточка и Крот? Дети. «Дюймовочка»!
Баба-яга. Может быть, вы и
автора этой сказки знаете? Дети. Андерсен.
Баба-яга (снимает с дерева
яблоко и подает детям). Вот вам разгадка еще одной сказки, но предупреждаю,
что остальные сказки-загадки вам не по зубам. Посмотрим, как вы знаете стихи
детских писателей. Вон видите, яблочко висит, это сказки и стихи детских
писателей. Каких детских писателей и поэтов вы знаете,
Дети. Маршак, Чуковский,
Агния Барто.
Баба-яга. Вот вам задание,
для знатоков стихов Маршака. Продолжите или вставьте недостающие слова. Их
можно произносить хором.
Эй, не стойте слишком
близко –
Я .............., а не
киска. (Тигренок.)
Дама сдавала в багаж
диван, чемодан, саквояж, картину,
................, картонку
и маленькую собачонку. (Корзинку.)
Баба-яга. Вы пока тут
отдохните, поозорничайте, а я придумаю вам новое испытание.
Пока Баба-яга отдыхает,
Несмеяна и Емеля проводят игру с ребятами. От каждой команды нужно по три
человека. Задание - без слов, с помощью жестов показать название своей сказки.
Каждая команда вытягивает листок с названием своей сказки. Детям дается 5
минут на подготовку пантомимы. Первая команда показывает свое
название второй команде, вторая - третьей, третья - первой. Отгадавшая команда
выигрывает. Сказки могут быть любыми: «Гадкий утенок», «Красная шапочка», «Три
толстяка».
Баба-яга. Так-так,
осталось у вас еще два испытания. Отгадаете, расколдуете Несмеяну, вспомнит
она все сказки. Это задание посложнее. Вспомните, кто автор сказок «Сказка о
рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его
Балде».
Дети. А. С. Пушкин.
Баба-яга. Вот вам
сказочная викторина. Ответите на все вопросы, сказки Пушкина вернуться в
царство царя Гороха.
1. «Три девицы, под окном
пряли пряжу вечерком...», из трех девиц одна стала царицей, другая ткачихой, а третья?
2. Молва о каких чудесах
привела царя Салтана, сватью бабу Бабариху и сестер царицы?
3. Сколько лет жил старик
со своею старухой у самого синего моря?
4. Что хотела получить
старуха от золотой рыбки?
5. Кто помог Елисею
разыскать его невесту?
Ответы на сказочную
викторину.
1. Повариха.
2. О чудном острове, о
хрустальном доме с белочкой, о 33 богатырях и дядьке их Черноморе, царевне
Лебедь.
3. 30 лет и 3 года.
4. Новое корыто, шубу,
стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.
5. Ветер.
Баба-яга. Ну, последнее
испытание, самое трудное. Внучок мой, Лешачок, баловник, озорник, перепутал
все сказки, все сказочные предметы перепутались. Вон на столе лежать. Не знаю
куда девать, то ли в мусор выбросить, то ли по ветру развеять. Разберетесь,
ваша взяла. Все сказки расколдую. От каждой команды вон к тому столу по два
человека приглашаю. Каждая команда должна выбрать несколько сказок, название
которых вы знаете, предметы должны быть сгруппированы по сказкам.
На столе следующие предметы
или их изображения: веретено, корзинка с пирожками и горшочек с маслом, пара
сапог, мешок и шляпа; одна хрустальные туфельки; связка ключей и синий
волосок; разбитое корыто; невод; золотой ключик; банка с пиявками; стрела;
яблочко наливное; корзина подснежников; огниво; горошина.. Дети должны, выбрать
их и сказать, из каких сказок, каким сказочным персонажам могли принадлежать.
Примерный подбор сказок и
объяснений.
1. «Спящая красавица»,
веретено могло принадлежать ведьме или принцессе.
2. «Красная шапочка», вещи
девочка несла бабушке.
3. «Кот в сапогах», вещи
кота.
4. «Золушка», туфелька
5. «Синяя борода».
6. «Сказка о рыбаке и
рыбке», корыто принадлежит старухе, невод старика.
7. «Приключения Буратино».
Колпачок, 3 монетки
8. «Царевна-лягушка», стрела
одного из братьев.
9. «Белоснежка и семь
гномов» или «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», этим яблочком были
отравлены героини.
10. «Двенадцать месяцев»,
фиалки и колечко
11. «Оле-Лукойе», это
зонтики-сны, которые раскрывает старичок Оле перед детьми.
12. «Принцесса на
горошине», под перинку кандидаткам в настоящие принцессы подкладывали этот
предмет.
Баба-яга(после подведения
итогов). Ну что, молодцы, все мои задания выполнили, все сказки на место
вернули. Расколдую я за это вашу Несмеяну, верну все сказки царю Гороху.
(Баба-яга делает пассы руками, говорит волшебное заклинание.)
Емеля. Царевна улыбнись, в
Смеяну превратись.
Несмеяна пытается
улыбнуться, вместо этого у нее получается, плачь.
Емеля. Кажется, я знаю,
что нам делать. Спросим у моей щуки-волшебницы. Пор щучьему велению, по моему
хотению, подскажи нам, Баба Яга, как Несмеяну рассмешить.
Баба-яга. Чтоб царевна
рассмеялась, расскажите анекдот, рожицу состройте, прыгайте, как бегемот, или
что-то спойте. Что хотите совершите, но царевну веселите.
От каждой команды
выбирается по одному человеку, и они все вместе пытаются рассмешить Несмеяну.
Царевна смеется, появляется царь Горох.
Царь Горох. Ой, Емеля,
молодец, дарю тебе свой дворец и руку царевны Смеяны придачу.
Емеля. Спасибо, царь,
только без ребят я ничего бы не сделал.
Царь Горох. Вот молодцы,
не даром говорят: «Ученье свет, а не ученье - тьма». Кто много читает, тот
много знает. Приглашаю вас, ребята, ко мне во дворец на пир горой. И тебя,
старая, прощаю (обращается к Бабе Яге), в гости приглашаю.
Дети и сказочные персонажи
отправляются на чаепитие. |