Цель: Раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись, поэзия и музыка через теорию и практику.
Задачи:
Обучающая: Познакомить учащихся с произведениями искусства
живописи (репродукциями картин Дирка Гальса «Концерт», Антуана Ленона
«Юные музыканты» Пьетра Лонги «Концерт», поэзии (стихотворением
Заболоцкого «Любите живопись поэты…») и музыки (шедеврами
инструментальной музыки).
Развивающая (коррекционная): Развивать эстетический вкус, образное мышление, фантазию, чувство цвета и цветовой гармонии.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к искусству, творчеству.
Оборудование:
Для учителя: Репродукции картин: «Концерт» Дирка Гальса,
«Юные музыканты» Антуана Ленена, «Концерт» Пьетра Лонги, магнитофон,
диск с записью шедевров инструментальной музыки, стихотворение Н.
Заболоцкого «Любите живопись поэты...»
Для детей: Альбомные листы, акварельные краски, кисти, нитки, баночка для воды.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Объявляется тема занятия. Начинает тихо звучать музыка.
2. Основная часть.
Беседа о живописи, поэзии и музыке.
– Под музыку звучит стихотворение Заболоцкого «Любите живопись поэты…», демонстрируется портрет Струйской.
1. Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
2. Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана
Покрытых мглою неудач.
3. Соединенье двух загадок
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной важности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
4. Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Музыка выключается.
– Как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение?
– О чьём портрете поэт так восхищённо писал?
– Кто написал этот портрет?
– Если кто-то был внимателен, то заметил некоторую особенность в том,
как я говорю о стихотворении и о живописном произведении (оба произведения написаны).
– Как вы думаете, взаимосвязаны живопись и поэзия? Как?
– Думаю, вы убедились во взаимосвязи живописи и поэзии. Женские
образы, написанные, кистью великих художников вдохновляли поэтов. Так
появлялись и строки, которые только что прозвучали. До того портреты
были естественны, завораживали, и на них все хотелось смотреть и
смотреть.
– А как же связаны между собой живопись и музыка, как вы думаете?
Под музыку мы можем смотреть произведения искусства, можем рисовать под музыку, можем изображать музыкальные инструменты.
– Связь живописи и музыки открыта не сегодня, а много веков назад.
Ещё Леонардо да Винчи назвал музыку сестрой живописи. Эти два искусства
развивались параллельно, дополняя друг друга. Музыканты и музыкальные
инструменты были излюбленной темой для художников различных эпох.
Например: «Концерт» Дирка Гальса, «Юные музыканты» Антуана Ленена,
«Концерт» Пьетра Лонги.
Для живописи важны понятия ритма, движения, гамма, цвет. Для музыки
понятия колорит, симметрия, звучание цвета, холодный и тёплый звук.
Иногда музыка сопровождается гаммой цвета. Эти два вида искусства
пользуются одними понятиями, чтобы, как можно выразительнее раскрыть
сущность своих произведений. Синтез музыки и живописи всегда волновал
людей искусства и появился в опере, балете и театре, в котором
происходит синтез всех искусств.
Музыку можно не только слушать, но и изображать, иногда она даже
подталкивает к созданию живописных произведений. Музыка может создавать
наше настроение. Слушая грустную музыку, появляется и
соответственное настроение, а если мы еще и рисуем под такую музыку, то и
цвета непроизвольно выберем приглушённые, мрачноватые. Энергичная,
весёлая музыка поднимает наш жизненный тонус, улучшает настроение,
соответственно и жизнь мы напишем яркими, радостными красками.
Я думаю, мы с вами убедились, что живопись, поэзия и музыка
взаимосвязаны. Каждый из этих видов искусств может существовать
отдельно, но при случае и очень успешно дополнять друг друга.
Практическая работа.
– Дорогие друзья, предлагаю вам, убедится ещё и на практике, во
взаимосвязи этих прекрасных искусств. Давайте не просто рисовать под
музыку, а попытаемся вслушаться в музыку, прочувствовать её, попытаться
передать её настроение, изобразить её цветом и придать ей форму.
Делать мы это будем не совсем обычным способом. Для этого нам
понадобится нитка десятого номера, альбомный лист, акварельные краски,
баночка с водой и беличья кисть. Подумав, как, что и каким цветом вы
будете изображать, покрасим нитку в соответственные цвета,
предварительно разложив ее в краски. Затем выкладываем на одной
половинке сложенного листа задуманную форму – образ, вызванный при
прослушивании музыки. Накрываем выложенный из нитки рисунок второй
половиной альбомного листа и, не снимая с него ладони, вытягиваем нить
за кончик оставленный вне сложенного пополам листа.
Получились очень интересные, творческие работы, передающие не только
настроение прослушанной музыки, но и ваше внутреннее настроение. Все
молодцы.
3. Итог занятия.
Проводится просмотр детских работ и их анализ, сравнение с музыкой, производится выбор поэтического названия каждой работы.
– Понравилось ли вам это занятие? Чем?
– Что больше запомнилось?
– Что нового узнали?
– Как взаимосвязаны между собой три вида искусств, о которых шла речь на протяжении всего занятия?
Спасибо всем. Завершить занятие хочу теми же словами Н. Заболоцкого, какими и начала. Любите живопись поэты!
Лишь, ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно… |