Разработка может быть использована как на уроках литературы, так
и во внеклассной работе, например, в рамках экологической декады.
Цели мероприятия:
- Показать, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19–20
веков и какие проблемы они поднимают в своих стихотворениях.
- Объяснить понятие «экология», расширить представление ребят
о загрязнении окружающей среды.
- Развивать навыки анализа лирического произведения.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение
к окружающему миру.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска или
диапроектор, выставка книг о красивейших заповедных местах Казахстана,
аудиозаписи, музыкальный центр.
Эпиграф к мероприятию:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев
Ход мероприятия:
Под красивую лирическую музыку учитель читает отрывки из произведений
Н. В. Гоголя И.С. Тургенева и предлагает вспомнить авторов
этих прекрасных описаний природы. Во время чтения на доске появляются
слайды с изображением степи, летнего цветущего луга. Слайды сопровождают
чтение всех стихотворений.
«…Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым
океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие,
высокие стебли травы скользили голубые, синие и лиловые волошки, жёлтый
дрок выскакивал своею пирамидальною верхушкою, белая кашка
зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесённый бог весть
откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как
вы хороши!..» (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»).
«…Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно
взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно
появляется множество круглых высоких облаков — серых, с нежными белыми
краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке,
обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти
не трогаются с места… Но сами они так же лазурны, как небо. Они все
насквозь проникнуты светом и теплотою…» (И. С. Тургенев.
«Бежин луг»)
Учитель: «Замечательные картины природы встают перед глазами!
А сейчас мы послушаем несколько японских трёхстиший — хокку,
и вы убедитесь, что всего тремя строчками можно выразить неповторимую
красоту окружающей нас жизни»:
Дети читают хокку:
Срезали пион —
И себе настроение испортил
На целый вечер.
Бусон
Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц Вот-вот он сметёт с небес.
Какэн
На руке у меня
Прохладный, зеленоватый
Огонёк светляка…
Сики
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу
Бедные звёзды!
Им места нет в небесах —
Так сияет луна…
Дэйкин
Лошадка-мама —
Как она сторожит у ручья
Пока жеребёнок пьёт…
Исса
Учитель: «Тема „Природа и человек" всегда была одной из центральных
тем в литературе. А каково её звучание в лирике 19, 20 веков? Об этом
и пойдёт речь на сегодняшнем занятии. Вам, ребята, конечно же, известна
„Сказка о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина. Старухе из этой
сказки принадлежат слова:
„Не хочу быть вольною царицей.
Хочу быть владычицей морской.
Чтобы жить мне в океане-море,
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была у меня на посылках".
И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого
на Земле. А сказки зазвучали по-иному…»
Ученик читает «Атомную сказку» Ю. Кузнецова.
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад.
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
— Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Беседа с классом по вопросам:
— Какая проблема звучит в сказке?
— Чем отличается главный герой от Ивана из русской народной сказки?
Учитель: «На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда
не перегораживал текущей воды. Многозначный поэтический афоризм включает
в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. А как
вы понимаете слово «экология? (Учащиеся высказываются) Экология — раздел
биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов
между собой и окружающей средой. Да, в природе, ребята, всё
взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает
эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы».
Слово предоставляется учащимся, выступающим в роли статистов-экспертов
из Комитета по охране окружающей среды Казахстана.
Выступление экспертов:
«Проблема Аральского моря. Из-за неумелого использования
водных ресурсов рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море,
их воды перестали доходить до моря. Это вызвало обмеление и высыхание
моря. В результате этого исчезло 800 га лесов. Озеро Балхаш.
Не исключена возможность, что к началу 21-го века западная
часть Балхаша может абсолютно высохнуть, а восточная — превратиться
в заболоченную местность в результате бездумного и неумелого
использования водных ресурсов.»
Учитель: «Вернёмся к словам египетского фараона: „Я никогда
не перегораживал текущей воды". А вот что сказал поэт Василий Фёдоров»
Ученик читает стихотворение В. Фёдорова:
Да Винчи говорил:
«Когда вы захотите Какой-нибудь реке
Дать новый,
Лучший путь,
Вы как бы
У самой реки спросите,
Куда б она сама
Хотела повернуть».
Мысль Леонардо!
Обновись и шествуй,
И вечно торжествуй
На родине моей.
Природа и сама
Стремится к совершенству.
Не мучайте её,
А помогайте ей!
Учащимся предлагается послушать стихотворения о природе:
С. Есенин
Видели ли вы,
Как бежит по степям
В туманах озёрных кроясь,
Железной ноздрёй храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернёт его бег,
Когда пару степных россиянок
Отдавал за коня печенег? По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плёс,
И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Евгений Баратынский
Приметы
Пока человек естества не пытал
Аршином, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил её знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нём дружелюбно заботы полна
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смиряясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему из лесу выбежал волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в нём дышала.
Но, чувства презрев, он доверил уму:
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему.
И нет на земле прорицаний.
Последний поэт
Отрывок
Век шествует путём своим железным.
В сердцах корысть и общая мечта.
Час от часу насущным и полезным
Отчётливей, бесстыдней занята.
Исчезнут ли при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Учитель: «К сожалению, это так. Люди преданы
промышленным заботам. Думают о том, как и где построить новую фабрику
или завод, как больше добыть нефти, срубить леса, не спрашивая об этом
у самой природы. Да и зачем спрашивать, она ведь не ответит. А вот Фёдор
Тютчев когда-то написал:
Не то что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Вопрос классу: «А где мы можем услышать голос
природы?» (Дети высказывают свои мысли).
Чтение стихотворения А. Фета
Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её примчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Чтение стихотворения В. Казанцева
Это никогда не надоест —
Листьев неумолчное плесканье,
Мреющих, бессмертных звёзд блистанье,
Иль, как раньше говорили, звёзд.
Это не наскучит никогда —
Плавная неправильность сугроба.
Ровная законченность плода.
По земле идущая дорога.
По песку бегущая вода.
Учитель: «А сейчас послушайте стихотворение
Александра Ширяевца и подумайте, какая проблема в нём поднимается».
Тускнеет твой венец алмазный,
Не зыкнет с посвистом жених…
Всё больше пятен нефти грязной,
Плевки Горынычей стальных…
Глядишь, старее и дряхлее,
Как пароходы с рёвом прут,
И голубую телогрею
Чернит без устали мазут.
А жениха всё нет в дороге…
Роняет известь едкий прах…
Плывёшь ты с жалобою к морю,
Но и оно — в плевках, в гудках.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: «Поэзия рождается на почве, которая
называется прозой жизни. Так какова эта проза?»
Выступление экспертов: «Нефтяное загрязнение
океана — самое распространённое явление. От 2-х до 4-х%
водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто
нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн. тонн
тефтяных углеводородов. Реки мира ежегодно выносят в морские
и океанические воды более 1,8 млн. тонн нефтепродуктов. К плавающим
комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно
питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни
рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся
непригодны для употребления в пищу из-за неприятного
запаха и вкуса. Только 10% загрязняющих веществ остаётся вблизи места
сброса, остальные загрязняют весь морской бассейн. В развивающихся
странах от загрязнённой воды ежегодно умирает 9 млн. человек!»
Учитель: «Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа
в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её
загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции,
не заседания, а реальная, созидательная помощь — озеленять, очищать,
отмывать, спасать… Ребята, а как вы думаете, как можно спасти природу,
а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?» (Беседа
с классом).
Звучит стихотворение А. Толстого
Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой побежали слёзы;
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету.
Будешь красоваться, листьями убрана…
Лишь больное сердце не залечит раны!
Вопрос классу: «А какую пользу приносит человеку
лес? Что волнует А.Толстого?» (Учащиеся высказывают своё мнение).
Выступление экспертов: «Лес — одно из совершенных
творений природы. Лесные плантации защищают от наводнений, эрозии почвы,
создают промышленные запасы древесины. В последнее время уменьшаются
площади лесов и увеличиваются обезлесенные пространства. При сплошных
рубках на участке 10 га (в хвойных лесах) и 25 га (в лиственных лесах)
удаляются все деревья в течение 1 года, или одного заготовительного
периода. В итоге за последние 300 лет площадь лесов сократилась почти
втрое. Основной путь сохранения лесных ресурсов — это более полное
использование древесины. Деревья, посаженные на площади земли в 1
га поглощают 8 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько выделяют
его при дыхании 200 человек».
Заключительное слово учителя: «Сколько бы
мы ни говорили о любви к природе, сколько бы ни было написано
литературы, призывающей к охране окружающей среды, пока каждый человек
не осознает, что ответственен за её сохранность, что от каждого зависит
то, в каком состоянии мы оставим планету своим детям и внукам, ничего
не изменится. И со временем от природы, которой мы восхищаемся,
благодаря которой живём (ведь человек — дитя природы), ничего
не останется. Так давайте „пред ликом священной природы" пообещаем
беречь, любить и преумножать окружающую нас красоту, а значит и саму
жизнь».
Учащиеся становятся в круг «От сердца к сердцу» и обещают любить
и охранять природу.
Учитель: «Давайте, ребята, постараемся
придерживаться заповеди, которая выражена в сказке Сент — Экзюпери
«Маленький принц: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся,
привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.»
Минутка тишины. Под музыку «Аве Мария» ребятам
предлагается подумать о том, что было сказано на занятии.
|