Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:38:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внеклассные мероприятия по физике
06.09.2011, 12:30:41

Учитель физики: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый: Гамма звуков и спектр цветов:Семь тонов в гамме и семь цветов в спектре! Почему семь? Почему одно и то же число?

Гамма старше спектра. Ещё Пифагору (582-500 гг до нашей эры) легенда приписывает открытие числовых отношений, соответствующих разным музыкальным звукам. Проходя мимо кузницы, где несколько рабочих ковали железо, Пифагор заметил, что звуки находятся в отношении квинты, кварты и октавы. Войдя в кузницу, он убедился, что молот, дававший квинту, имел массу, равную2\3, а кварту - 3\4 массы тяжелого молота. По возвращении домой Пифагор повесил струны с грузами, массы которых пропорциональны числам 1\2; 2\3; 3\4, на концах и нашёл, будто бы, что струны при ударе давали те же музыкальные интервалы. Конечно, физически легенда не выдерживает никакой критики - законы колебаний струны не подтверждают легенду. Но, во всяком случае, легенда говорит о давности учения о гармонии. Заслуги пифагорейцев в области музыки несомненны. Им был известен прибор "монохорд" - ящик из кедровых досок с одной натянутой струной на крышке. Если ударить по струне, она издает один определенный тон. Если разделить струну на 2 участка, подперев её трехгранной колкой посередине, то она будет издавать более высокий тон. Отношение двух тонов в музыке - интервал. При отношении длин струн, равном 0,5\1, интервал называется октавой. Известные Пифагору интервалы квинта и кварта получаются, если колку монохорда сдвинуть так, чтобы она составляла соответственно 2\3 или 3\4 струны.

Для исследования влияния длины натяжения струны на частоту колебаний в настоящее время физики используют прибор - сонометр.

Что касается числа семь, то оно связано с каким-либо более древним таинственным представлением людей полурелигиозного, полумистического характера. Наиболее вероятно, что это связано с астрономическим делением лунного месяца на 4 семидневные недели. Это число фигурирует в течение тысячелетий в различных преданиях.

Семь тонов насчитывает современная европейская гамма, но не у всех народов была гамма из семи тонов. Так, например, в древнем Китае применялась гамма из пяти нот.

(Демонстрация клавиатуры рояля, синтезатора или слайда с рисунком клавиатуры)

На рисунке изображена часть клавиатуры рояля. Каждый тон обозначен соответствующей буквой, и каждому отвечает определенная частота колебаний. Если известен какой-то тон этого ряда, то все остальные могут быть получены из него.

В целях единства настройки высота этого контрольного тона должна быть строго декларирована международным соглашением. В качестве такого основного тона с 1938 года принят тон, соответствующий частоте 440 Гц. Отправным тоном является тон, соответствующий ноте "ля".

Давайте все-таки сначала вспомним, что же такое звук, какие источники создают звуки и чем характеризуются различные звуки?

(Включается магнитная запись со звуками птиц, леса, шума прибоя и т.д.)

Ученик. Звуки, воспринимаемые человеческим ухом, являются одним из важнейших источников информации об окружающем мире. Шум моря и ветра, пение птиц, голоса людей и крики животных, раскаты грома, звуки движущихся машин, воспринимаемые человеческим ухом, позволяют легче адаптироваться в изменяющихся внешних условиях.

Звуковые волны - упругие волны в среде, вызывающие у человека слуховые ощущения.

(Демонстрация слайда с изображением строения уха)

Учитель биологии. Звуковые волны от источника улавливаются ушными раковинами и направляются ими в наружный слуховой проход, конец которого закрыт упругой барабанной перепонкой. Достигнув барабанной перепонки, звуковые волны вызывают её колебания, передающиеся трем слуховым косточкам среднего уха - молоточку, наковальне и стремечку. Слуховые косточки колеблются, и стремечко толкает и тянет мембрану овального окна (отверстия в преддверии внутреннего уха). Колебания мембраны овального окна передаются жидкости в улитке, входящей в состав внутреннего уха. В улитке размещаются рецепторы звука. Возбужденные этими колебаниями, они посылают по слуховому нерву нервные импульсы в головной мозг, который анализирует их. В результате человек слышит звуки.

Обычно звук попадает в одно ухо на долю секунды раньше, чем в другое. По этой ничтожной разнице во времени мозг судит о том, откуда исходит звук.

Учитель физики: Человек воспринимает звуки в широком диапазоне - от низкого тона (гудение) до высокого (писк). Высота звука определяется частотой, которую измеряют в Герцах, т.е. числом колебаний за 1 секунду. Чем больше частота, тем выше звук.

(Слушаем зависимость высоты тона от частоты колебаний из части "Лаборатория" диска "Интерактивный курс физики для 7-11 классов" ООО "Физикон", 2004)

Молодые люди обычно воспринимают звуки частотой от 20 до 20 000 Гц. С возрастом слух ухудшается, и пожилые люди высоких звуков не слышат - диапазон воспринимаемых ими звуковых частот не превышает 12 000 Гц. Восприятие звуков различных живых существ отличается. Так, например, сверчки слышат звуки с частотой 100 000Гц; некоторые лягушки различают звуки с частотой до 50 000 Гц.

Дельфины и киты пользуются звуками высокой частоты, чтобы общаться и находить корм. Эти звуки в воде распространяются гораздо дальше, чем в воздухе.

Колебания свыше 20 000 Гц называются ультразвуком. Ультразвук проходит сквозь твердые и жидкие тела с меньшими потерями энергии, чем слышимый звук. Ультразвук используется для локации, а так же в медицине для исследования внутренних органов человека.

(Демонстрация снимка УЗИ плода в утробе матери)

Звуковые волны переносят энергию, которая, как и другие виды энергии, может использоваться человеком. Но главное - это огромный диапазон выразительных средств, которыми обладают речь и музыка. Звуки наши - неизменные спутники. Они по разному влияют на человека: радуют или раздражают, умиротворяют или придают силы, пугают своей неожиданностью или ласкают слух.

(Музыкальная пауза - концертный номер)

Учитель физики: Какие же характеристики имеет звук?

Объективной характеристикой является интенсивность. Интенсивность - это энергия, которую переносит звуковая волна за единицу времени через площадь поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны. Выражается она в системе СИ в единицах Вт/кв.м.

Громкость звука зависит от амплитуды и частоты колебаний в звуковой волне. Наиболее чувствительны наши органы слуха к частотам в диапазоне от 700 до 6000 Гц. В этом диапазоне ухо способно воспринимать звуки интенсивностью около 10 - 10 Вт/кв.м. Порогом слышимости называется наименьшая интенсивность звуковой волны, которая может быть воспринята органом слуха.

За единицу громкости звука принят бел (в честь изобретателя телефона Александра Грехема Бела). На практике громкость измеряют в децибелах.

10 дБ - шепот

20-30 дБ - норма шума в жилых помещениях

40 дБ - тихий разговор

50 дБ - разговор средней громкости

70 дБ - шум пишущей машинки

80 дБ - шум работающего двигателя

100 дБ - громкий автомобильный сигнал

120 дБ - шум работающего трактора

130 дБ - порог болевого ощущения

Звук громкостью выше 180 дБ может вызвать разрыв барабанной перепонки.

(Включается запись с шумом леса, птиц)

Учитель музыки. Летом лес на все голоса звучит. Вот высоким голосом какая-то птица проверещала. У другой голос ещё выше. А кто-то низким голосом ухнул.

Удивительно приятный беспорядок в этой лесной разноголосице. Ну, а в музыкальной разноголосице царит полный порядок. Музыкальные голоса четко различаются по высоте, и у каждого своё название.

У названий голосов своя история. Сначала было так. В далеком прошлом в церковном пении женщины участия не принимали. Мужские голоса, которые держали основную главную мелодию, стали зваться тенорами (в переводе с латинского - держать). Те, что пели выше, получили название альты. Альт - значит высокий. А те, что пели ниже - басы. Бас - значит низкий.

Потом, когда в хоре стали петь женщины, название альт перешло к низким женским голосам. Понадобилось обозначать голос выше альта, то есть выше высокого. Сопрано - значит над, сверху. Детские высокие голоса в хоре называются дисканты. Это очень старое наименование. Оно появилось на самой заре многоголосия, когда хор разделился на голоса. Дискант - означает раздвоенное, расчлененное пение.

Сольное, иначе говоря, одиночное пение более детально различается по высоте голосов.

Здесь такие основные названия: высокий женский голос - сопрано, ниже - меццо сопрано, ещё ниже - альт, высокий мужской голос - тенор, ниже - баритон, ещё ниже - бас.

(Музыкальная пауза - песня в исполнении ученицы и учителя музыки, после которой зрители определяют названия голосов исполнителей)

Учитель физики. Мы знаем, что амплитуда установившихся вынужденных механических колебаний достигает наибольшего значения в том случае, если частота вынуждающей силы совпадает с собственной частотой колебательной системы. Это явление называется резонансом. Резонанс может быть вызван и действием звуковых волн. Тело, отзывающееся (резонирующее) на звук называется резонатором. Всякое тело, способное звучать, может быть резонатором.

(Демонстрация опыта со стеклянным бокалом: если намочить палец и быстро делать круговые движения по краю бокала, то он начинает звучать.)

В музыкальных инструментах роль резонаторов выполняют части их корпусов.

(Демонстрация учителем музыки некоторых струнных музыкальных инструментов.)

Учитель физики. Сегодня у нас в гостях учащиеся нашей школы, занимающиеся в музыкальной школе, в классе духовых инструментов. Давайте их послушаем.

1 ученик. Главной деталью духовых инструментов является длинная полая труба, в которой находится воздух. Музыкант дует в нее с одного конца, возбуждая колебания воздуха, а звук рождается с другого конца.

2 ученик. Медные инструменты, например труба или тромбон, начинают звучать, когда губы исполнителя вибрируют внутри мундштука. В мундштуках кларнета и гобоя, саксофона и фагота имеются тонкие пластинки - трости, которые вибрируют, когда музыкант дует. Остальные духовые инструменты, такие как флейты и свирели, издают звук, когда музыкант создает поток воздуха у края входного отверстия.

3 ученик. В мундштуке рождаются колебания в определенном диапазоне частот. Одна из них резонирует со столбом воздуха в канале духового инструмента и зависит от длины столба. Музыкант извлекает нужную ноту, меняя длину воздушного столба.

4 ученик. У тромбона, например, есть выдвижная часть, с помощью которой меняют длину канала, у трубы система клапанов, которые направляют воздушный поток по петлям разной длины. У многих духовых инструментов вдоль канала проделаны отверстия, которые перекрывают пальцами или специальными подушечками. Если одно или несколько отверстий открыть, то длина столба сокращается, резонансная частота повышается.

1 ученик. При игре на духовом инструменте молекулы воздуха в нем совершают колебательные движения с разной амплитудой в разных местах воздушного столба. В середине столба есть точка, в которой воздух неподвижен, - он называется узлом. Сильнее всего воздух колеблется по краям столба. Эти участки называются пучностями.

Увеличивая или ослабляя напряжение губ можно увеличивать или уменьшать число узлов, а значит получать высокие или низкие тона.

2 ученик. А сейчас мы дадим вам возможность послушать звучание духовых инструментов.

(Музыкальная пауза)

Учитель физики. Итак, дорогие ребята, я думаю, что мы вам смогли показать значение звука в нашей жизни и многообразие мира звуков. Но хочется ко всему добавить, что среди всего многообразия звуков все-таки самым ласкающим, приятным является голос мамы, голоса, звучащие на своем родном языке.

(Звучит песня о родном языке)

Учитель физики. Наша встреча подошла к концу. Спасибо всем за внимание и участие на нашем вечере. Изучайте физику. Физика - это интересно!

Категория: ФИЗИКА | Добавил: Олівець | Теги: открытый урок, урок физики, учителю физики, конспект урока, формулы, физический опыт, методическая копилка, физика в школе, законы физики
Просмотров: 1576 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 96
Гостей: 96
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0