Учитель физики: Красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый: Гамма
звуков и спектр цветов:Семь тонов в гамме и семь
цветов в спектре! Почему семь? Почему одно и то же
число?
Гамма старше спектра. Ещё Пифагору (582-500 гг до
нашей эры) легенда приписывает открытие числовых
отношений, соответствующих разным музыкальным
звукам. Проходя мимо кузницы, где несколько
рабочих ковали железо, Пифагор заметил, что звуки
находятся в отношении квинты, кварты и октавы.
Войдя в кузницу, он убедился, что молот, дававший
квинту, имел массу, равную2\3, а кварту - 3\4 массы
тяжелого молота. По возвращении домой Пифагор
повесил струны с грузами, массы которых
пропорциональны числам 1\2; 2\3; 3\4, на концах и
нашёл, будто бы, что струны при ударе давали те же
музыкальные интервалы. Конечно, физически
легенда не выдерживает никакой критики - законы
колебаний струны не подтверждают легенду. Но, во
всяком случае, легенда говорит о давности учения
о гармонии. Заслуги пифагорейцев в области
музыки несомненны. Им был известен прибор
"монохорд" - ящик из кедровых досок с одной
натянутой струной на крышке. Если ударить по
струне, она издает один определенный тон. Если
разделить струну на 2 участка, подперев её
трехгранной колкой посередине, то она будет
издавать более высокий тон. Отношение двух тонов
в музыке - интервал. При отношении длин струн,
равном 0,5\1, интервал называется октавой.
Известные Пифагору интервалы квинта и кварта
получаются, если колку монохорда сдвинуть так,
чтобы она составляла соответственно 2\3 или 3\4
струны.
Для исследования влияния длины натяжения
струны на частоту колебаний в настоящее время
физики используют прибор - сонометр.
Что касается числа семь, то оно связано с
каким-либо более древним таинственным
представлением людей полурелигиозного,
полумистического характера. Наиболее вероятно,
что это связано с астрономическим делением
лунного месяца на 4 семидневные недели. Это число
фигурирует в течение тысячелетий в различных
преданиях.
Семь тонов насчитывает современная
европейская гамма, но не у всех народов была
гамма из семи тонов. Так, например, в древнем
Китае применялась гамма из пяти нот.
(Демонстрация клавиатуры рояля, синтезатора
или слайда с рисунком клавиатуры)
На рисунке изображена часть клавиатуры рояля.
Каждый тон обозначен соответствующей буквой, и
каждому отвечает определенная частота
колебаний. Если известен какой-то тон этого ряда,
то все остальные могут быть получены из него.
В целях единства настройки высота этого
контрольного тона должна быть строго
декларирована международным соглашением. В
качестве такого основного тона с 1938 года принят
тон, соответствующий частоте 440 Гц. Отправным
тоном является тон, соответствующий ноте "ля".
Давайте все-таки сначала вспомним, что же такое
звук, какие источники создают звуки и чем
характеризуются различные звуки?
(Включается магнитная запись со звуками птиц,
леса, шума прибоя и т.д.)
Ученик. Звуки, воспринимаемые человеческим
ухом, являются одним из важнейших источников
информации об окружающем мире. Шум моря и ветра,
пение птиц, голоса людей и крики животных,
раскаты грома, звуки движущихся машин,
воспринимаемые человеческим ухом, позволяют
легче адаптироваться в изменяющихся внешних
условиях.
Звуковые волны - упругие волны в среде,
вызывающие у человека слуховые ощущения.
(Демонстрация слайда с изображением строения
уха)
Учитель биологии. Звуковые волны от
источника улавливаются ушными раковинами и
направляются ими в наружный слуховой проход,
конец которого закрыт упругой барабанной
перепонкой. Достигнув барабанной перепонки,
звуковые волны вызывают её колебания,
передающиеся трем слуховым косточкам среднего
уха - молоточку, наковальне и стремечку.
Слуховые косточки колеблются, и стремечко
толкает и тянет мембрану овального окна
(отверстия в преддверии внутреннего уха).
Колебания мембраны овального окна передаются
жидкости в улитке, входящей в состав внутреннего
уха. В улитке размещаются рецепторы звука.
Возбужденные этими колебаниями, они посылают по
слуховому нерву нервные импульсы в головной
мозг, который анализирует их. В результате
человек слышит звуки.
Обычно звук попадает в одно ухо на долю секунды
раньше, чем в другое. По этой ничтожной разнице во
времени мозг судит о том, откуда исходит звук.
Учитель физики: Человек воспринимает звуки в
широком диапазоне - от низкого тона (гудение) до
высокого (писк). Высота звука определяется
частотой, которую измеряют в Герцах, т.е. числом
колебаний за 1 секунду. Чем больше частота, тем
выше звук.
(Слушаем зависимость высоты тона от частоты
колебаний из части "Лаборатория" диска
"Интерактивный курс физики для 7-11 классов" ООО
"Физикон", 2004)
Молодые люди обычно воспринимают звуки
частотой от 20 до 20 000 Гц. С возрастом слух
ухудшается, и пожилые люди высоких звуков не
слышат - диапазон воспринимаемых ими звуковых
частот не превышает 12 000 Гц. Восприятие звуков
различных живых существ отличается. Так,
например, сверчки слышат звуки с частотой
100 000Гц; некоторые лягушки различают звуки с
частотой до 50 000 Гц.
Дельфины и киты пользуются звуками высокой
частоты, чтобы общаться и находить корм. Эти
звуки в воде распространяются гораздо дальше,
чем в воздухе.
Колебания свыше 20 000 Гц называются
ультразвуком. Ультразвук проходит сквозь
твердые и жидкие тела с меньшими потерями
энергии, чем слышимый звук. Ультразвук
используется для локации, а так же в медицине для
исследования внутренних органов человека.
(Демонстрация снимка УЗИ плода в утробе матери)
Звуковые волны переносят энергию, которая, как
и другие виды энергии, может использоваться
человеком. Но главное - это огромный диапазон
выразительных средств, которыми обладают речь и
музыка. Звуки наши - неизменные спутники. Они по
разному влияют на человека: радуют или
раздражают, умиротворяют или придают силы,
пугают своей неожиданностью или ласкают слух.
(Музыкальная пауза - концертный номер)
Учитель физики: Какие же характеристики
имеет звук?
Объективной характеристикой является интенсивность.
Интенсивность - это энергия, которую переносит
звуковая волна за единицу времени через площадь
поверхности, перпендикулярной направлению
распространения волны. Выражается она в системе
СИ в единицах Вт/кв.м.
Громкость звука зависит от амплитуды и частоты
колебаний в звуковой волне. Наиболее
чувствительны наши органы слуха к частотам в
диапазоне от 700 до 6000 Гц. В этом диапазоне ухо
способно воспринимать звуки интенсивностью
около 10 - 10 Вт/кв.м. Порогом слышимости
называется наименьшая интенсивность звуковой
волны, которая может быть воспринята органом
слуха.
За единицу громкости звука принят бел (в честь
изобретателя телефона Александра Грехема Бела).
На практике громкость измеряют в децибелах.
10 дБ - шепот
20-30 дБ - норма шума в жилых помещениях
40 дБ - тихий разговор
50 дБ - разговор средней громкости
70 дБ - шум пишущей машинки
80 дБ - шум работающего двигателя
100 дБ - громкий автомобильный сигнал
120 дБ - шум работающего трактора
130 дБ - порог болевого ощущения
Звук громкостью выше 180 дБ может вызвать разрыв
барабанной перепонки.
(Включается запись с шумом леса, птиц)
Учитель музыки. Летом лес на все голоса
звучит. Вот высоким голосом какая-то птица
проверещала. У другой голос ещё выше. А кто-то
низким голосом ухнул.
Удивительно приятный беспорядок в этой лесной
разноголосице. Ну, а в музыкальной разноголосице
царит полный порядок. Музыкальные голоса четко
различаются по высоте, и у каждого своё название.
У названий голосов своя история. Сначала было
так. В далеком прошлом в церковном пении женщины
участия не принимали. Мужские голоса, которые
держали основную главную мелодию, стали зваться тенорами
(в переводе с латинского - держать). Те, что пели
выше, получили название альты. Альт -
значит высокий. А те, что пели ниже - басы. Бас
- значит низкий.
Потом, когда в хоре стали петь женщины, название
альт перешло к низким женским голосам.
Понадобилось обозначать голос выше альта, то
есть выше высокого. Сопрано - значит над,
сверху. Детские высокие голоса в хоре называются
дисканты. Это очень старое наименование. Оно
появилось на самой заре многоголосия, когда хор
разделился на голоса. Дискант - означает
раздвоенное, расчлененное пение.
Сольное, иначе говоря, одиночное пение более
детально различается по высоте голосов.
Здесь такие основные названия: высокий женский
голос - сопрано, ниже - меццо сопрано,
ещё ниже - альт, высокий мужской голос - тенор,
ниже - баритон, ещё ниже - бас.
(Музыкальная пауза - песня в исполнении ученицы
и учителя музыки, после которой зрители
определяют названия голосов исполнителей)
Учитель физики. Мы знаем, что амплитуда
установившихся вынужденных механических
колебаний достигает наибольшего значения в том
случае, если частота вынуждающей силы совпадает
с собственной частотой колебательной системы.
Это явление называется резонансом. Резонанс
может быть вызван и действием звуковых волн.
Тело, отзывающееся (резонирующее) на звук
называется резонатором. Всякое тело, способное
звучать, может быть резонатором.
(Демонстрация опыта со стеклянным бокалом: если
намочить палец и быстро делать круговые движения
по краю бокала, то он начинает звучать.)
В музыкальных инструментах роль резонаторов
выполняют части их корпусов.
(Демонстрация учителем музыки некоторых
струнных музыкальных инструментов.)
Учитель физики. Сегодня у нас в гостях
учащиеся нашей школы, занимающиеся в музыкальной
школе, в классе духовых инструментов. Давайте их
послушаем.
1 ученик. Главной деталью духовых
инструментов является длинная полая труба, в
которой находится воздух. Музыкант дует в нее с
одного конца, возбуждая колебания воздуха, а звук
рождается с другого конца.
2 ученик. Медные инструменты, например труба
или тромбон, начинают звучать, когда губы
исполнителя вибрируют внутри мундштука. В
мундштуках кларнета и гобоя, саксофона и фагота
имеются тонкие пластинки - трости, которые
вибрируют, когда музыкант дует. Остальные
духовые инструменты, такие как флейты и свирели,
издают звук, когда музыкант создает поток
воздуха у края входного отверстия.
3 ученик. В мундштуке рождаются колебания в
определенном диапазоне частот. Одна из них
резонирует со столбом воздуха в канале духового
инструмента и зависит от длины столба. Музыкант
извлекает нужную ноту, меняя длину воздушного
столба.
4 ученик. У тромбона, например, есть выдвижная
часть, с помощью которой меняют длину канала, у
трубы система клапанов, которые направляют
воздушный поток по петлям разной длины. У многих
духовых инструментов вдоль канала проделаны
отверстия, которые перекрывают пальцами или
специальными подушечками. Если одно или
несколько отверстий открыть, то длина столба
сокращается, резонансная частота повышается.
1 ученик. При игре на духовом инструменте
молекулы воздуха в нем совершают колебательные
движения с разной амплитудой в разных местах
воздушного столба. В середине столба есть точка,
в которой воздух неподвижен, - он называется
узлом. Сильнее всего воздух колеблется по краям
столба. Эти участки называются пучностями.
Увеличивая или ослабляя напряжение губ можно
увеличивать или уменьшать число узлов, а значит
получать высокие или низкие тона.
2 ученик. А сейчас мы дадим вам возможность
послушать звучание духовых инструментов.
(Музыкальная пауза)
Учитель физики. Итак, дорогие ребята, я думаю,
что мы вам смогли показать значение звука в нашей
жизни и многообразие мира звуков. Но хочется ко
всему добавить, что среди всего многообразия
звуков все-таки самым ласкающим, приятным
является голос мамы, голоса, звучащие на своем
родном языке.
(Звучит песня о родном языке)
Учитель физики. Наша встреча подошла к концу.
Спасибо всем за внимание и участие на нашем
вечере. Изучайте физику. Физика - это интересно!
|