Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 28.04.2024, 07:09:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внешняя политика Советского Союза в 1953–1964 гг.
04.04.2011, 11:41:55

Урок – лабораторное занятие, прежде всего, на основе работы с иллюстративным материалом.

План урока:

  1. Отнюдь не биполярный мир. Мировые лидеры 60-х годов.
  2. Основные вехи изучаемого периода.
  3. Документ и художественные произведения об изучаемом периоде.
  4. Успехи и поражения СССР.

Вводное слово учителя.

1953 год стал переломным для всего мира. В начавшейся "холодной войны”, разделившей мир на две части, казалось, наступил перелом. В обеих сверхдержавах произошла смена политического руководства – в СССР умер И.В. Сталин, в США на выборах 1952 г. победил республиканец Д.Д. Эйзенхауэр. Наступила "оттепель”, сменившая оледенение предыдущего периода. Однако закончилась она кризисами, едва не поставившими мир на грань глобальной катастрофы. Характеризуя этот период, обязательно следует отметить, что годы "холодной войны” мир никогда не был двухполюсным, биполярным – помимо блоков НАТО и ОВД именно в изучаемый нами период происходит окончательное формирование Движения неприсоединения, в которое вошли многие страны так называемого "третьего мира”. Поэтому внешняя политика СССР имела три вектора – отношения со странами Запада, с союзниками по социалистическому лагерю и странами "третьего мира”. Итоги работы на уроке будем вносить в таблицу.

Направления работы Отношения со странами Запада Отношения со странами социалистического лагеря Отношения со странами "третьего мира”
Персоналии      
Даты      
Документы      
Художественные произведения      
Иллюстративный ряд      
Проблемное задание      

1. Работа с персоналиями (даны в Приложении как Рисунок 1–23). Введите "игроков” на соответствующую часть поля. Назовите их и определите страну, лидерами которой они были.

Ответы:

Лидеры Запада Лидеры стран социалистического лагеря Лидеры стран "третьего мира”
Б – Гарольд Макмиллан (премьер-министр Великобритании 1957–1963); Г – Джон Кеннеди (США); Е – Шарль де Голль (Франция); З – Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании 1951–1955 г.г.); И – Дуайт Эйзенхауэр (США); К – Энтони Иден (премьер-министр Великобритании 1955–1957 г.г.); Л – Конрад Аденауэр (ФРГ); Р – Антониу Салазар (Португалия) А – Владислав Гомулка (Польша); Д – Имре Надь (Венгрия); Ж – Хо Ши Мин (ДРВ); М – Янош Кадар (Венгрия); Н – Ким Ир Сен (КНДР); С – Матьяш Ракоши (Венгрия); Т – Энвер Ходжа (Албания); У – Мао Цзэдун (КНР); Ф – Иосип Броз Тито (Югославия); Ч – Фидель Кастро (Куба) В – Нкрума Кваме (Гана); О – Патрис Лумумба (Конго); П – Гамаль Абдель Насер (Египет); Х – Ахмед Сукарно (Индонезия); Ц – Джавахарлал Неру (Индия)

2. Работа с датами. Выберите события, относящиеся к изучаемому периоду, и отнесите их к соответствующей колонке.

1) Создание Организации Варшавского договора;
2) "Начало космической эры”;
3) "Дух Женевы”;
4) Политика "большого скачка”;
5) Суэцкий кризис;
6) Год Африки;
7) "Хинди – руси, бхай, бхай” ("Индийцы и русские – братья”, речь в Бангалоре);
8) Народное антикоммунистическое выступление в Венгрии;
9) Карибский кризис;
10) Римский договор;
11) Восстановление равноправных отношений СССР с Югославией;
12) "Познанский июнь”;
13) "Доктрина Эйзенхауэра”;
14) Создание Организации Африканского единства;
15) США запустили искусственный спутник;
16) Поездка Н.С. Хрущева в США;
17) Берлинская стена;
18) Бандунгская конференция;
19) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой;
20) Открытая полемика СССР и Китая;
21) Первый полет человека в космос;
22) Выход Албании из СЭВ;
23) Установление Пятой Республики во Франции;
24) "Шанс для мира” (речь Эйзенхауэра);
25) Полет Алана Шепарда в космос;
26) Установление дипломатических отношений СССР и ФРГ;
27) "Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством” (речь в ООН);
28) Восстановление дипломатических отношений с Японией;
29) Разведывательный полет У-2 над территорией СССР;
30) Убийство Патриса Лумумбы;
31) "Народное восстание 17 июня”;
32) Полет Германа Титова в открытый космос;
33) Полет Джона Гленна на корабле "Меркурий”;
34) "Белая революция” в Иране;
35) Завершение строительства нефтепровода "Дружба”.

Ответы:

Даты Отношения со странами Запада Отношения со странами социалистического лагеря Отношения со странами "третьего мира”
1953
1954
1955
1956
1957
1958
1959
1960
1961

1962

1963
1964
24 (16 апреля)
3
26
28
2, 10
13, 15, 23
16
29
17, 21 (12 апреля), 25 (5 мая), 27, 32 (6–7 августа)
9, 33 (20 февраля)
19
31

1, 11
8, 12

4 (1958–1960)

 


22
20
35


3
7, 18
5

 

6
30

34
14

3. Работа с документами. Определите, какие события описываются в данных фрагментах документов. Аргументируйте свой ответ:

А. "Победившие народы быстрыми темпами создадут на развалинах погибшего капитализма в тысячу раз более высокую цивилизацию, чем при капиталистическом строе” – "Советовались ли они с рабочими тех стран, где господствует империализм? Атомная бомба не разбирает, где империалист, а где трудящийся” (Полемика китайского и советского руководства; цитату из сборника ЦК КПК "Да здравствует ленинизм!” и ответ приводит газета "Правда” 14 июля 1963 г.).

Б. "Каждый из участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: а) в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой, включая территориальные воды и открытое море; б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства…” (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 5 августа 1963 г.)

В. "Я должен сказать, что мы очень довольны хорошими и дружескими отношениями с Индонезией. Если правду говорить, мы не совсем понимаем — там появились какие-то оси! У нас историческая ассоциация с осями очень плохая. Была ось Берлин — Рим — Токио. Вообще с осями истории очень не повезло. Мы считаем, что самая лучшая основа — крепить дружбу со всеми странами, которые твердо стоят на позициях антиколониализма, антиимпериализма. Еще лучше было бы, если бы вдобавок к этому были страны, которые стоят на позициях строительства социализма.

…Мы не понимаем политики, что ветер с востока побеждает ветер с запада. Эти времена прошли. Это времена Чингисхана…” (Речь Н.С. Хрущеве на обе в честь президента Индонезии Сукарно 29 сентября 1964 г. Попытка КНР и Индонезии создать собственный блок "независимых революционных” государств Азии и Африки без "европейских” СССР и стран Восточной Европы; попытка создать ось "Пекин-Джакарта” окончательно провалилась после переворота 30 сентября 1965 г. и установления режима Сухарто).

Г. "В течение дня 4 ноября советские войска в Венгрии продолжали очищать населенные пункты от отдельных групп мятежников, продолжавших кое-где оказывать сопротивление.

В г. Будапеште нашими войсками полностью захвачены важнейшие правительственные здания и сопротивление мятежников в основном сломлено. В городе осталось два очага сопротивления – кинотеатр "Корвин” и площадь им. Москвы в западной части Буды…” (Докладная записка маршала Г.К. Жукова и маршала В.Д. Соколовского в ЦК КПСС по состоянию на 21.00 4 ноября 1956 г.).

Д. "Поставив нам эти условия, Вы, г-н Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной практике, могут устанавливать только государства по договоренности между собой, а не какая-то третья сторона…” (Н.С. Хрущев – Дж. Кеннеди, 24 октября 1962 г.)

Е. "Довольно убедительно говорил Гомулка, который заверил, что ПОРП найдет в себе силы для преодоления давления со стороны реакционных сил, для выхода из политического и экономического кризиса. ПОРП, сказал он, твердо займет позицию единства Польши с социалистическим лагерем и пресечет все попытки посеять недоверие к СССР… Вернувшись с послом в посольство, мы застали Конева без мундира. Он сидел и спокойно пил чай. Увидев нас, сказал: "Как хорошо, что все так быстро и мирно окончилось. Я с радостью дал отбой. Советские войска возвращаются к местам своего расквартирования” (Восстания бывшего консула СССР в Польше Ю.В. Бернова о событиях 1956 г.)

Ж. "Есть много людей в мире, которые действительно не понимают, или только говорят, что не понимают, что является самой большой проблемой между свободным миром и коммунистическим миром. Пусть они приедут в Берлин. Есть такие, которые говорят, что коммунизм – идея будущего. Пусть они приедут в Берлин. И есть такие, которые говорят, что и в Европе, и в любом другом месте мы можем сотрудничать с коммунистами. Пусть они приедут в Берлин. И есть даже такие, которые заявляют, что да, коммунизм является системой зла, но это не мешает нам сотрудничать с коммунистами в сфере экономики. Пусть они приедут в Берлин” (Речь Джона Кеннеди "Я – берлинец” 26 июня 1963 г.)

4. Работа с фрагментами художественных произведений. Определите, какие события описываются в данных фрагментах. Аргументируйте свой ответ:

А. Куба – любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня –
Куба – любовь моя!

Мужество знает цель!
Стала легендой Куба,
Вновь говорит вдохновенно Фидель –
Мужество знает цель!

Слышишь чеканный шаг –
Это идут барбудо;
Небо над ними как огненный стяг.
Слышишь чеканный шаг!

Родина или смерть! –
Это бесстрашных клятва.
Солнцу свободы над Кубой гореть!
Родина или смерть!

(Н. Добронравов)

Б. Потеряли истинную веру,
Больно мне за наш СССР.
Отберите орден у Насера,
Не подходит к ордену Насер.

Можно даже крыть с трибуны матом,
Раздавать подарки вкривь и вкось,
Называть Насера нашим братом,
Но давать Героя – это брось.

(В.С. Высоцкий)

В. Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он…

Он сказал: "Поехали!” –
И махнул рукой,
Словно вдоль по Питерской
Пронесся над Землей.

(Н. Добронравов)

Г. Жар пустыни нам щеки щиплет,
И песок забивает рот.
Напиши мне, мама, в Египет.
Как там Волга моя живет?

Не спешу я пока обратно…
Чтобы память о нас хранил,
Этот желтый и непонятый,
Не похожий на Волгу Нил.

(Л. Ошанин)

Д. Колокола в Америке рыдали…
И птицы замедляли свой полет.
А статуя Свободы, вся седая,
Печально по Америке бредет.

Ты подними свой факел к небосводу,
Заговори, как женщина и мать,
Простреленная статуя Свободы,
И прокляни свободу убивать!

Она бредет сквозь сумрака ночного,
Покинув свой постылый постамент,
И спрашивает горько и сурово:
Американцы, где ваш президент?

Американцы, что же с вами будет?
Задумайтесь, хотя бы на момент!
Пусть ваша совесть вас ночами будит…
Американцы, где ваш президент?

(Е. Евтушенко).

Е. Вольный сын земли российской,
Северный сосед
Шлет своим друзьям и близким
Дорогим и сердцу близким
В песне шлет привет!..

Друг индийский, я не скрою,
Стал ты братом!
Если дружим мы с тобою
И за мир стоим горою
Не бывать войне!

(А. Ерикеев/Я. Козловский)

Ж. Конго, далекий черный материк.
Конго, ты сердца пламенного крик!
Конго, колонизаторской ордой
Убит герой молодой!..

Конго, врагам тебя не удушить!
Конго, ты победишь и будешь жить!
Конго, мы за тебя встаем стеной,
Тебе поможет шар земной!

(М. Вершинин)

З. Яркий ковер цветочный
Куба ткала в апреле.
Снова, набравши силу,
Листья зашелестели.
Но со свободной Кубой
Север не мог смириться.
Вот и плывут пираты,
Или – верней – убийцы,
Чтобы вонзить с размаху
Острову нож под сердце.

Север уже ликует:
"Некуда Кубе деться!”
Долларами платили
Купленным негодяям.
Вот они и храбрятся:
"Кубу с землей сравняем!”
Только ведь зря хвалились
Горе-герои эти
Встретили их кубинцы
Дружно в штыки и плети.

(Николас Гильен).

И. Но, свысока глазея на невежд,
От них я отличался очень мало —
Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала.

(В.С. Высоцкий).

К. В Пекине очень мрачная погода,
У нас в Тамбове на заводе перекур,–
Мы пишем вам с тамбовского завода,
Любители опасных авантюр!

Когда вы рис водою запивали –
Мы проявляли интернационализм, –
Небось, когда вы русский хлеб жевали,
Не говорили про оппортунизм!..

Тем, что вы договор не подписали,
Вы причинили всем народам боль.
И, извращая факты, доказали,
Что вам дороже генерал де Голль…

Вам не нужны ни бомбы, ни снаряды –
Не раздувайте вы войны пожар, –
Мы нанесем им, если будет надо,
Ответный термоядерный удар.

Мы понимаем – вас совсем не мало,
Чтоб триста миллионов погубить, –
Но мы уверены, что сам товарищ Мао,
Ей-богу, очень-очень хочет жить.

А если зуд – без дела не страдайте, –
У вас еще достаточно делов:
Давите мух, рождаемость снижайте,
Уничтожайте ваших воробьев!

(В.С. Высоцкий).

Л. Под звездным небом Вены вновь
Друзей-товарищей собрав,
Веселье пенится рекой.
Среди друзей и мы с тобой!

Рука ложится на плечо,
Мы верим дружбе горячо.
Как схожи теплые деньки
С пожатьем дружеской руки!

(В. Харитонов).

М. Мы – юные посланцы советской стороны,
Народного Китая свободные сыны!
Мы – гордая Корея и пламенный Вьетнам!
Со всех концов земли большой
Иди сегодня к нам!

Сверкай на солнце и лети,
Лети, дорога, вдаль!
Сегодня в мире все пути
Ведут на фестиваль!

(М. Матусовский).

5. Работа с иллюстративными рядами. Определите, какие события описывает каждый иллюстративный ряд (даны в Приложении как Рисунок 24–49).

А. Рисунки 24–25.
Б. Рисунки 26–28.
В. Рисунки 29–32.
Г. Рисунки 33–36.
Д. Рисунки 37–41.
Е. Рисунки 42–43.
Ж. Рисунки 44–46.
З. Рисунки 47–49.

Ответы: А – ухудшение отношений с Китаем; Б – Карибский кризис; В – антикоммунистическое восстание в Венгрии в 1956 г.; Г – строительство Берлинской стены; Д – ухудшение отношение с Албанией; Е – Суэцкий кризис; Ж – ОВД; З – советско-индийское сотрудничество.

6. Работа с проблемным заданием.

1) Оцените следующие факты. В мае 1960 г. готовилась конференция лидеров крупнейших держав мира – США, СССР, Англии и Франции. Однако в день советского праздника – 1 мая 1960 г. – в районе Свердловска ракетой был сбит американский самолет-шпион, управляемый летчиком Пауэрсом. Летчик спустился на парашюте и оказался в руках советских спецслужбах. Известие об этом изменило настрой советского руководства. В Париже Н.С. Хрущев потребовал от президента Д. Эйзенхауэра принесения извинений. Эйзенхауэр взял на себя ответственность за этот инцидент, но принести извинения отказался. В ответ Хрущев заявил об отказе принимать участия в Парижской конференции и аннулировал направленное ранее американскому президенту приглашение посетить Советский Союз. В октябре 1960 г. на сессии ООН Н.С. Хрущев также потребовал отставки Генерального секретаря ООН Хаммаршельда и замены его тройкой в составе одного представителя от стран Запада, другого – от стран социалистического лагеря и третьего – от стран "третьего мира”, освободившихся от колониальной зависимости. Фактически можно было говорить о том, что "оттепель” в международных отношениях закончилась. Как вы думаете, причиной окончания "оттепели” в международных отношениях действительно был инцидент с самолетом У-2? Насколько неизбежным было "похолодание” в мире? Какую роль в окончании "оттепели” сыграло советское и американское руководство, военные круги, представители военно-промышленного комплекса? Насколько серьезными были причины противостояния?

2) Кеннеди в период Карибского кризиса говорил: "Я бы не хотел, чтобы будущие историки так же разводили руками на пепелище Человечества – "если бы знать”… Объясните слова президента США. Насколько актуальной была тогда и является сейчас ответственность политических деятелей и всего мирового сообщества за непродуманные и агрессивные действия, за желание глобального доминирования? Насколько актуальны сейчас уроки Карибского кризиса?

3) Во время Карибского кризиса американцы выдвинули следующие предложения по урегулированию конфликта: 1) СССР демонтирует и вывозит с Кубы ракетные установки под контролем ООН; 2) США снимают морскую блокаду Кубы; 3) США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Американцы подчеркивали, что президент Кеннеди не хочет войти в историю как второй Тодзио (премьер-министр Японии накануне Второй мировой войны, казненный как военный преступник). Роберту Кеннеди, через которого президент вел переговоры, было выдвинуто встречное требование – демонтировать американские ракеты "Юпитер” в Турции. Тут же, после состоявшегося телефонного разговора с братом, Роберт Кеннеди дал согласие на это, выставив условием, что демонтаж будет осуществлен через 3–5 месяцев после вывоза советских ракет с Кубы, что это будет храниться в строжайшей тайне и не будет включено в официальные документы, поскольку Джон Кеннеди должен сохранить лицо накануне предвыборной кампании. Эти решения и легли в основу урегулирования конфликта. Все условия были выполнены. Интересно, что обязательно США не нападать на Кубу не было оформлено ни в одном официальном документе, но тем не менее строго соблюдалось весь последующий период. Опираясь на эти данные, охарактеризуйте итоги и значение Карибского кризиса для СССР, для США, для Кубы, для мирового сообщества.

4) Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов писал: "В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые нас опорочили на долгие годы”. Прокомментируйте слова министра. Согласны ли вы с мнением Д.Ф. Устинова, что именно доклад Хрущева на XX съезде КПСС "опорочил” Советский Союз? Какое значение оказал доклад Хрущева на внешнеполитическое положение СССР, на отношение со странами НАТО, странами ОВД и странами "третьего мира”? О каких проблемах социалистического лагеря говорили события 1956 г. в Польше и Венгрии? Насколько закономерными были эти события?

5) "К 1961 г. через Берлин на Запад сбежало более 2,5 миллиона человек – шестая часть населения ГДР. Соревнование двух систем проиграно вчистую: в ФРГ – экономическое чудо, в ГДР – советское плановое хозяйство, после двух пятилеток которого социалистический немец по всем показателям живет гораздо хуже капиталистического. В Берлине имеют хождение две валюты – официальный курс 1:1, на самом деле западную марку продают с рук за четыре восточных. При этом ГДР считается "витриной строя”, ее лидер Вальтер Ульбрихт – ортодокс даже по меркам Москвы, гэдээровский КГБ "Штази” слывет самой свирепой спецслужбой соцлагеря. Именно в Берлине в 1953 г. поднялось первое антикоммунистическое восстание в Восточной Европе, и в Кремле еще тогда обсуждали трудности удержания немцев от объединения. В 1961 г. поток покидающих ГДР нарастает: только в июле сбежало более 30 тысяч человек”, – эти данные приводит Л. Парфенов. Согласны ли вы с мнением журналиста, что соревнование двух систем было "проиграно вчистую”? аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, были ли другие варианты решения проблемы? Отгородиться стеной – средневековый прием. Какие проблемы он решил и какие создал? Советская печать называла Берлинскую стену "передовым рубежом социализма”. Какие характеристики могли бы добавить вы?

6) "Срочно возводимая бетонная стена будет затем укрепляться и надстраиваться. Внутри города ее длина составит 43 километра, по внешней границе Западного Берлина – 112 километров. Граждане ГДР будут четверть века с лишним осваивать науку убегать. Самый массовый – побег 57 человек по самому длинному тоннелю – 145 метров. 172 человека были застрелены при попытке к бегству. 60 тысяч власти ГДР осудили за попытку к бегству или за помощь в организации побега”, – приводит данные Л. Парфенов. О чем свидетельствуют эти факты? Чем можно объяснить невероятное количество побегов в Западный Берлин? Чем была Берлинская стена – успехом, поражением, символом раскола страны, символом тоталитаризма, символом насильственного насаждения социализма? Выберите свое утверждение и попробуйте продолжить список.

7) На последней фотографии четвертого иллюстративного ряда изображена трагедия, связанная с именем Петера Фехтера. 18-летний юноша из ГДР погиб 17 августа 1962 г. при попытке перебраться в Западный Берлин. Когда он перелазил через стену, его ранили пограничники ГДР. Юноша истек кровью и умер, так как пограничники не подходили к нему, опасаясь попасть под обстрел западноберлинских пограничников (такие случаи уже бывали). Что же касается пограничников из Западного Берлина, то они тоже не помогли истекающему кровью юноше. Впоследствии западные СМИ широко использовали и до сих пор используют этот инцидент в пропагандистских целях. Как этот случай характеризует сознание эпохи "холодной войны”? Прокомментируйте слова Дж. Кеннеди: "Стена – это ад, который не намного лучше войны”.

8) В конце 1964 г. советская нефть по нефтепроводу "Дружба” (длина почти 6 тысяч км) пришла во все социалистические страны – до Польши и ГДР на северном участке и Чехословакии и Венгрии на южном участке. В Болгарию нефть везли на танкерах до построенного возле Бургаса специального порта Дружба. В социалистическом лагере только Румыния могла обеспечивать себя нефтью, поэтому более половины экспорта "черного золота” из СССР приходится на страны ОВД. В 60-е годы СССР вышел на второе место в мире по добыче нефти после США. Цены практически все десятилетие были стабильны – около 3 долларов за баррель. По экспертным оценкам, странам социалистического лагеря советская нефть доставалась дешевле на 25–45%. Как вы думаете, можно ли это расценить как скрытые советские субсидии странам Восточной Европы? Можно ли их оценить как "пряник”, подсластивший последствия "кнута”? Какие экономические и политические последствия имела "братская экономическая помощь” для СССР и для стран ОВД?

9) На Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве 18 ноября 1957 г. Мао Цзэдун сказал: "В случае возникновения атомной войны… в крайнем случае погибнет половина людей, но останется еще другая половина, зато империализм будет стерт с лица земли, и весь мир станет социалистическим”. Оцените высказывание Мао Цзэдуна. Насколько реалистично его предсказание? Какую цель предусматривал Мао Цзэдун этой речью? Какие претензии в мировой политике выдвигает Китай? Как это повлияет на его взаимоотношения с Москвой?

10) Мао Цзэдун любил повторять: "Ветер с Востока одолеет ветер с Запада”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? После XX съезда КПСС отношения СССР и Китая испортились. Китайское руководство критиковало СССР за отсутствие диктатуры пролетариата, объявило Хрущева ревизионистом и провозгласило себя единственными верными наследниками "учения Маркса – Ленина – Сталина – Мао”. Как все эти данные характеризуют изменение роли КНР в мировой политике? Какие претензии и какие цели во внешней политике фактически провозгласил Китай? Как вы думаете, в каком ключе будут в последующие десятилетия развиваться отношения СССР и КНР? Насколько неизбежным было изменение отношений двух стран – социалистических лидеров?

11) В "Истории Коммунистической партии Советского Союза”, вышедшей в 1979 г., говорилось: "Советское государство оказало поддержку йеменскому народу, свергнувшему в 1962 г. монархию… Советский Союз оказывал бескорыстную военную помощь патриотам Гвинеи-Бисау, Мозамбика и Анголы, развернувшим в начале 60-х г.г. вооруженную борьбу против португальских колонизаторов, поддерживал справедливую борьбу народных масс против расистских режимов в Южной Африке и Южной Родезии. Постоянную поддержку и помощь получали народы Лаоса и Камбоджи, которые вели вооруженную борьбу против американских интервентов”. Опираясь на текст, выделите причины борьбы народов Азии и Африки против колонизаторов. Традиционно Советский Союз, начиная с Коминтерна, оказывал поддержку коммунистическим партиям. Что изменилось в 60-е г.г.? Почему? Какие события на "черном континенте” и в Азии вызвали изменение "братской помощи” со стороны СССР? Какими целями руководствовалось советское правительство? Как вы думаете, какие выгоды и обязательства это накладывало на развивающиеся страны?

12) Н.С. Хрущев лично присутствовал на перекрытии русла Нила плотиной Асуанской ГЭС, важнейшего энергокомплекса, построенного на советские кредиты. За это же время египетская армия перешла на советское оружие. Проведенные Гамаль Абдель Насером реформы в Москве назвали социалистическими. В мае 1964 г. Никита Хрущев в Египте объявил о присвоении звания Героя Советского Союза президенту Объединенной Арабской Республики Насеру и вице-президенту Амеру. Известно, что Насер пытался от награждения уклониться – именно он предложил отметить не только его, но и Амера, рассчитывая, что двух египтян советскими героями не назовут. Однако Хрущева это не остановило. Прокомментируйте эти данные. Как они характеризуют отношения советского и египетского руководства? Насколько совпадали их цели и ожидания от сотрудничества? В Советском Союзе награждение Насера вызвало недоумение и даже обиду, прежде всего, у фронтовиков. Попробуйте составить ответ Н.С. Хрущева на критику данного мероприятия.

13) В июле-августе 1959 г. вице-президент США Ричард Никсон встречался с Н.С. Хрущевым. Встреча оставила у будущего американского президента тягостные впечатления. Он писал: "Хрущев бросил нам вызов, предлагая мирное соревнование. Мы должны не только принять его, но и расширить сферу соревнования… Мы должны распространить соревнование за пределы сферы освоения космоса, военной мощи и производительности наших заводов. То есть, говоря другими словами, за пределы сферы чисто материальной. Наше духовное и моральное наследие, наша приверженность идеалам свободы личности, наша вера в то, что каждый народ имеет право избирать такую экономическую, социальную и политическую систему, какую он хочет, – вот в чем заключается подлинная великая сила свободной формы правления и, соответственно, фатальная слабость диктаторских режимов…” Приведите примеры "соревнования” двух сверхдержав по всем параметрам, названным Р. Никсоном, в изучаемый период. Оцените достижения Советского Союза и проанализируйте, какие направления и проблемы в будущем создаст для СССР это соперничество.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Носик | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 1537 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0