1-й этап урока. Организационный момент.
Целеполагание. Инструктаж. Учитель: Добрый день. Садитесь.
Сегодня на уроке новая тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг., вы
узнаете основные направления внешней политики СССР, составите
сравнительные таблицы внешнеполитической деятельности государств,
проанализируете мотивы и условия подписания советско-германского
договора в 1939 г.
Урок усвоения знаний, применения умений и навыков, на котором вы
покажите навыки коллективной работы и манеры публичного выступления.
Обратите внимание, вы расселись по группам.
Первая группа представляет Дипломатов МИДа, которые выскажут
своё видение причин нового советско-германского сближения в 1939 г.
Вторая группа – Политологи, которые сообщат о причинах
затягивания Англией и Францией подписания договора о взаимопомощи в
борьбе с агрессором.
Третья группа называется Историки-аналитики, вам предстоит
оценить Пакт о ненападении 1939 г. с моральной и правовой позиции.
После выполнения группами всех письменных заданий мы заслушаем ваши
выступления. Время выступления 5 минут.
2-й этап урока. Актуализация знаний.
Учитель: вам уже известно, что внешняя политика СССР в 1920-х гг.
была направлена на прорыв международной изоляции. Дипломатическое
признание СССР являлось условием для экономического роста и
сотрудничества с другими странами. Коминтерн, отказавшись от политики
разжигания мировой революции, направил работу на формирование
положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.
С 1933г до 1939 г внешняя политика стала носить явно антигерманскую
направленность. Почему главным устремлением СССР становиться изоляция
фашистской Германии и милитаристской Японии?
Учитель кратко характеризует курс СССР по созданию единого
антифашистского фронта (деятельность Коминтерна, помощь Испании,
Китаю,
МНР).
3-й этап урока. Мотивация усвоения новых знаний.
Учитель: Международная напряжённость в конце 30-х годов нарастала.
СССР оказался в полной изоляции между противостоящими друг другу
блоками
капиталистических стран. В один из них входили Германия, Италия,
Япония,
в другой – США, Англия и Франция, несмотря на острые противоречия, эти
страны объединяла жгучая ненависть к Советскому Союзу. Мюнхенское
соглашение 1938 г. и отторжение от Чехословакии Судетской обл. в
пользу
Германии, окончательно развеяло надежды на создание системы
коллективной
безопасности. Англо-германская и франко-германская декларации,
подписанные в 1938 г. демонстрировали политику умиротворения
агрессора.
Переговоры о подписании равноправного трёхстороннего договора о
взаимопомощи СССР с Англией и Францией к августу 1939 г. не имели
существенного прогресса.
Опасность быть втянутым в войну на два фронта – с фашистской
Германией на западе и милитаристской Японией на востоке подталкивала
СССР к союзу с главным мировым агрессором.
Нам предстоит разобраться, было ли подписание советско-германского
договора о ненападении правильным решением руководства СССР? Какие
последствия имел Пакт о ненападении для СССР?
4-й этап урока. Применение умений и навыков.
Учитель: знакомит с разнообразием взглядов на заключение
советско-германского договора 1939 г. (А.Гитлер, А.Жданов, В.Молотов,
И.Сталин). Изучение содержания Пакта о ненападении и дополнительного
секретного протокола 1939 г. происходит по фрагментам презентации и
документам. Дополнительно, учитель сообщает оценку Черчиллем договора о
ненападении: "Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение –
Гитлеру или Сталину…Антагонизм между двумя империями и системами был
смертельным”. Гегемонизм Германии стал главным мотивом Гитлера,
который
успел узнать в Мюнхене трусливость Даладье и Чемберлена, чтобы
атаковать
Германию. Для Сталина основная задача бала в том, чтобы избежать
войны.
А в случае нападении Германии вести наступательные боевые действия на
чужой территории малой кровью и превратить их в войну гражданскую –
мирового пролетариате с мировой буржуазией. С опережением учитель
сообщает о "советизации” Прибалтики и причинах советско-финской войны.
Учащиеся должны выработать свою позицию по поводу политических мотивов
руководителей двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г.
5-й этап урока. Выступления групп по заданным проблемам 5
мин.
1. Дипломаты МИДа: Причины и сущность нового сближения СССР и
Германии в конце 30-х гг.
2. Политологи: Сравнить стратегические и тактические замыслы
руководства СССР и Германии при заключении Пакта о ненападении 1939 г.
3. Историки-аналитики: Оценить последствия Пакта и секретного
протокола для СССР с моральной и правовой позиции.
6 этап урока. Рефлексия.
Используя глаголы продолжить различные суждения о заключении Пакта о
ненападении 1939 г.:
Политики западных демократий… считали советско-германский договор
противоестественным актом, на который мог решиться тоталитарный
деспотизм в обеих странах.
Современные эксперты дипломатии… были убеждены в необходимости
заключения Пакта, чтобы через Берлин воздействовать на Токио.
Политики советской России… видели в Пакте о ненападении логическое
завершение отношений СССР и Германии в условиях краха надежды на
создание единого антифашистского фронта.
7. Домашнее задание. |
ИКТ: Слайд 1.
ИКТ: Слайд 2.
ИКТ: Слайд 3.
Работа в группах.
На столах таблички:
Дипломаты МИДа,
Политологи,
Историки-аналитики.
На экране: Слайд 4.
Прочитать учебник стр.212
Фронтальная беседа:
Какие причины повлияли на смену характера внешней политики СССР?
Почему СССР и правительcтвам западных демократий не удалось создать
единый антифашистский фронт? Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Прочитать учебник стр.215 Мюнхенское соглашение.
ДМК: воспоминание К.Е.Ворошилова о переговорах с представителями
Англии и Франции.
Из статьи А.А. Жданова "Правительства Англии и Франции не хотят
равноправного договора с СССР”.
Взаимопроверка заполнения таблицы № 1, группы обмениваются
заданиями
Образец Слайд 6.
ИКТ: Слайд 7.
ИКТ: Слайд 8.
ИКТ: Слайд 9.
Прочитать учебник стр. 216-218
Работа с документами: советско-германский договор 1939 г.;
секретный
протокол к договору 1939 г.
Взаимопроверка заполнения таблицы № 2, группы обмениваются
заданиями.
Образец Слайд 10.
Работа по атласу России XXв.
"Мозговой штурм”– вопросы для групп:
1-я гр. Существует точка зрения, что правительства Англии, Франции, их
союзники Польша, Румыния больше боялись СССР на востоке, чем Германию
на
западе? Согласны ли вы?
2-я гр. Какие факты легли в основу позиции западной прессы, что
заключение Пакта о ненападении стало соглашением двух стран
стремившихся
к мировому господству?
3-ягр. Раздел Польши, присоединение Прибалтики, советско-финская война
были жизненно необходимы для переноса на запад исходных позиций
германских войск. Следует ли из этого, что СССР в ряду виновников
развязывания второй мировой войны? |
На столах учащихся: учебник А.А. Данилова, Л.Г.
Косулиной История России XX –нач. XXI века, параграф 28. Таблица №
1.
Внешнеполитическая деятельность стран.
Таблица № 2. Стратегические и тактические замыслы руководства СССР и
Германии при заключении Пакта 1939г.
Атласы история России XX век.
Беседа по вопросам "Кот в мешке”, каждая группа вытягивает по
вопросу:
1-й вопрос – Кто из политических представителей СССР являлся
проводником
курса системы коллективной безопасности?
2-й вопрос – Какие межгосударственные договоры заключил СССР с 1933 по
1937 гг.?
3-й вопрос – Какую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна в 1935 г?
Первичный контроль:
учащиеся в группах заполняют таблицу № 1.
Беседа по вопросам "Кот в мешке”:
1-й вопрос – Что заставило СССР и Китай восстановить дипломатические
отношения, прерванные в1929 г?
2-й вопрос – Почему Советский Союз оказался по существу в изоляции к
1939 г?
3-й вопрос – Чем обусловлена политика западных демократий на
умиротворение агрессора?
Учащиеся заполняют
сравнит. таблицу № 2.
Учитель консультирует, оказывает адресную помощь.
Учащиеся находят в атласе территории, относящиеся к сфере интересов
Советского Союза.
В конце урока учащиеся заполняют карту самоконтроля, которая даёт
возможность понять "молчащего” ученика, проанализировать урок с его
позиций, определить уровень его притязаний.
Учащиеся записывают домашнее задание: параграф 30, рабочая тетрадь. |
Психологический настрой на тон партнеров по общению.
Формирование и развитие чувства интернационализма.
Формирование компетенции социально-группового взаимодействия.
Воспитание ответственности за коллективно принятые решения.
Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств.
Формирование эмпатии.
Учащиеся с помощью одноклассников решают поставленные задачи.
Формирование компетенций в сфере гражданско- общественной
деятельности.
Формирование способности осмысливать собственную познавательную
деятельность, мотив работы. |