Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 01:51:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внимание, слово!
29.11.2010, 22:10:54

Цели: Развитие чуткого и бережного отношения к слову: внимания к непонятным словам, к ключевым словам, имеющим важное для понимания подтекстовой и концептуальной информации значение, к словам-образам (художественным средствам); обучение вычитыванию информации из каждого слова с помощью приема составления рассказа по предложению; развитие воображения в процессе чтения и выполнения творческого задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент II. Вводная тема Учитель. Мы продолжаем наше путешествие по Стране Книг. Чему мы научились за время путешествия?

Дети. Отвечать на вопросы текста. Прогнозировать.
- Беседовать с текстом.
- Воображать, представлять, включать "мысленный экран".
- Мы учились искать "слова-ключики".

У. Что это за слова?

Д. "Слова-ключики" - это те слова, которые помогают раскрыть секрет текста.

- Еще мы учились превращать предложения в тексты.

У. Что это значит?

Д. Это значит не добавлять того, чего нет в предложении.
- Вычерпывать из предложения весь смысл, но не добавлять ничего лишнего.
- Вычерпывать всю информацию, но не составлять своего сюжета.

III. Составление рассказа по предложению
У. Прочитайте предложение, записанное на доске.

На доске: К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая.

- Все ли слова понятны?

Д. Построение предложения какое-то странное.
- Что такое "объятая"?
- Она как будто сгорает от любопытства. Ей очень интересно.

У. С чего начнем наш рассказ? Какое слово важно для нас в этом предложении?

Д. "К ним".

У. Кто это?

Д. Это "кто-то", точно это неизвестно. И их четверо, потому что "пристала пятая".

У. Что они делали?

Д. Они шли по дороге и, наверное, о чем-то интересном разговаривали.

У. Есть ли в этой информации что-то лишнее?

Д. То, что они разговаривали.

- И они не обязательно шли, они двигались. Тут обобщенное действие.

У. Что значит "пристала"? Каким словом можно его заменить?

Д. Прилепилась. Присоединилась.

У. А почему бы нам не заменить слово "пристала" словом "пришла"?

Д. Потому что тут не сказано, что они шли по дороге.

У. Верно. В предложении говорится лишь о движении. Но зато точно можно сказать, почему она присоединилась к ним.

Д. Ей было любопытно, интересно.

У. Давайте все, о чем мы сказали, выстроим в связный рассказ.

Д. Их было четверо. По дороге к ним пристала пятая. Она пристала к ним, потому что ей было интересно.
- Они вчетвером неторопливо двигались...
- Нет. "Неторопливо" - нельзя утверждать.
- Они вчетвером двигались. Любопытствуя, к ним присоединилась пятая.

IV. Работа с произведением В.В. Маяковского "Тучкины штучки"
У. Предложение мы расшифровали. А как вы себе представляете этих героев? Кто это мог быть? Давайте пофантазируем.

Д. Дети и девочка, которая к ним пристала.
- Собака, потому что собаки "пристают".
- Четыре кошки, и собачонка к ним пристала. Или мышка.
- Сказочные герои, и к ним пристала какая-то злая старуха.
- Так как они не идут, а двигаются, то, может быть, летят или плывут. Это могут быть или лодочки, или облака. Или птицы.

У. Сейчас нам предстоит включить "мысленный экран". Что мы будем делать?

Д. Мы будем читать текст, включая воображение. Будем представлять то, о чем читаем.

У. А представлять и воображать - это одно и то же?

Д. Нет. Это не одно и то же. Допустим, висит сосулька, а ты думаешь, представляешь, упадет она или нет. А когда ты воображаешь, ты думаешь, куда она полетит, куда упадет, что может из-за этого случиться.

У. Представлять можно то, что было на самом деле или описано в книге. А когда мы воображаем, то можем добавлять и свои фантазии. Воображение - как кошелечек с двумя монетками: в нем и представления, и фантазии.
Включить "мысленный экран" - свое воображение - нам поможет сегодня стихотворение Владимира Владимировича Маяковского "Тучкины штучки". Давайте пофантазируем, о чем оно.

Д. Тучкины штучки - это шутки. Стихотворение будет о проделках тучки. - Может быть, она будет принимать какие-то образы, превращаться.

У. Какое буквосочетание есть в слове "штучки" и что оно меняет в слове?

Д. "Чк" - оно привносит что-то маленькое, уменьшительное. Создает веселое настроение.

У. Давайте проверим ваши предположения.

Учитель читает стихотворение:

Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки:
от первой до третьей - люди,
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все - и растаяли,
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось - желтый жираф.

- Что вы представили?

Д. Тучки все разные. Каждая что-то изображала. И к ним пристала пятая. Она тоже хотела выделиться.
- Некоторые тучки были похожи на человечков, но все разные.
- Мне было легче вообразить слоников.

У. Вернемся к тексту. Прочитайте его самостоятельно.

Д. Предложение, над которым мы работали, было из этого текста.

У. Ваши предположения о героях предложения, по которому мы составляли рассказ, были интересны. Но автор поместил это предложение в стихотворение о тучках. Когда Маяковский сочинял это стихотворение, он, наверное, тоже включал свой "мысленный экран". Какие предметы появились в его воображении?

Д. Тучки. Солнце.
- Слоник. Верблюдик. Человечки.

У. Человечки?

Д. Точнее, люди. Человечки - это что-то маленькое.

У. А почему "слоник", "верблюдик"?

Д. Это маленькие тучки. Это сказано ласково.
- А "жираф" - потому что солнце большое, достает далеко своими лучами.

У. Какие действия представились автору и вам?

Д. Тучки плыли, потому что легче представить небо как море, а тучки как корабли. Плавное, медленное движение.
- "Были, была" - тучки были на что-то похожи.
- "Пристала". "Разбежались". "Спугнула". "Растаяли".
- А еще "действие" автора - "не знаю".

У. Почему автор выбрал слово "растаяли"? Что может таять?

Д. Мороженое. Лед.
- Они растворились, испарились, рассеялись. Они исчезли без следа.

У. Какие слова говорят о действиях солнца?

Д. "Гонясь и сжирав".

У. Подберите синоним к последнему слову.

Д. Съедая. Заглатывая. Поедая. Поглощая.

У. Сжирав - это новое слово. А какое еще новое слово придумал Маяковский для этого стихотворения?

Д. "В небосинем лоне".

У. Лоно - это внутренность, утроба. Есть выражение "на лоне природы", то есть в каком-то уголке природы. А что такое "небосинем"?

Д. Автор соединил в этом слове два: "небо" и "синий". Это небесная синева.

У. Какие чувства отразились в стихотворении?

Д. Любопытство.
- Умиление, потому что тучки маленькие и веселые.
- Как будто автор за этим наблюдает и удивляется.
- Сожаление, когда тучки растаяли.
- Большое тепло от солнечного жирафа. Страх, что он тучки "сжирает".

У. Конечно, автор написал это стихотворение, чтобы поделиться своими наблюдениями и чувствами с понимающими читателями, такими, какими были сегодня вы. Прочитайте стихотворение так, чтобы было понятно, что вы поняли и почувствовали его настроение.

Дети читают стихотворение.

V. Творческая работа
У. А теперь попробуйте создать свои небольшие произведения на тему "Облака". Получите задания.

Учитель раздает каждой группе учащихся карточки со стихотворными строчками. "На что похожи облака? На что они похожи?.."
Дети работают по группам, продолжая строку стихотворения. Варианты: "Облака, облака, кучерявые бока..."; "Как быстро по небу бегут облака!.."

Д. Это должен быть рассказ или стихотворные строки?

У. А как вы думаете?

Д. Стихотворение. Это уже стихотворная строчка.

У. Послушаем, что получилось.

Д. На что похожи облака?
На что они похожи?..
Как будто смотрят свысока
Восторженные рожи!
И на диковинных зверей,
На мачты дальних кораблей...

VI. Итог урока
У. О других творческих находках поговорим на следующем уроке. Если хотите, можете продолжить творческую работу дома самостоятельно.

А закончим наш урок песней "Облака - белогривые лошадки".

Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: младшая школа, открытый урок, поурочные планы, учителю начальных классов, начальные классы, конспект урока, педсовет, методическая помощь
Просмотров: 1229 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0