Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:44:16
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внутреннее строение Земли
16.11.2010, 10:37:41

Цели:

  1. Сформировать представление о внутреннем строении Земли и показать его влияние на остальные оболочки планеты.
  2. В ходе моделирования процессов, происходящих внутри Земли, сформировать у обучающихся понимание причин дрейфа континентов и последствий тектоники плит на природу Земли.
  3. Продолжить формирование у обучающихся исследовательских, коммуникативных компетентностей, умений работать с картами атласа, наблюдать, анализировать, высказывать предположения, формулировать гипотезы, давать определения понятиям, строить доказательства, делать выводы, обобщать, прогнозировать.

Методы и технологии: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод прогнозирования, моделирования географических процессов, работа в группах, коммуникативно - информационные технологии.

Оборудование: атласы, карта строения земной коры, компьютерная презентация «Внутреннее строение Земли», фрагменты видеофильмов «Дело о планете Земля. Большой каньон Колорадо», «ВВС. Планета Земля. Ядро», раздаточный материал, спиртовка, колба, компьютер, проектор, экран, бумага.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы о разнообразии планет Солнечной системы, причинах их отличий.

Земля, как объект изучения геологии, на самом деле является небесным телом – планетой. Она отличается от других планет Солнечной системы, в том числе и планет, похожих на Землю - планет земной группы.

2. Демонстрируются фотографии Луны, Марса, Венеры. Учащимся предлагается сравнить фотографии планет Солнечной системы земной группы, используя свои знания ответить на вопросы (Рисунок 1)

Рисунок 1

  • Как вы думаете, почему так не похожи другие планеты земной группы и Луна на Землю?
  • В чём причины такой непохожести?
  • Какие методы используют учёные, для того чтобы получить знания о внутреннем строении земли? (Рисунок 2 , Рисунок 3, фрагмент видеофильма).

Рисунок 2

Рисунок 3

  • Почему по внутреннему строению Землю часто сравнивают с луковицей?

3. Создание проблемной ситуации «Как внутренне строение повлияло на остальные оболочки Земли?»

Высказываются предположения учащихся, которые могут быть зафиксированы. В ходе обсуждения, учащиеся приходят к пониманию, что на основании имеющихся знаний они не могут разрешить проблему.

4. На самом деле Земля устроена гораздо сложнее. Учащиеся приходят к выводу о том, что скорость прохождения сейсмических волн зависит от состояния вещества. Предлагается рассмотреть схему, где показана скорость прохождения сейсмических волн в разных частях мантии и ядра. (Рисунок 4)

Рисунок 4

  • К какому выводу мы можем придти, анализируя эти данные?
  • Почему скорость прохождения сейсмических волн меняется с глубиной?
  • Какое строение имеет земная кора? Почему материковая земная кора толще океанической?
  • Вводится понятие «поверхность Конрада»
  • Проанализируйте схему и сделайте вывод о состоянии вещества мантии и ядра.

5. Делается вывод о неоднородности мантии и ядра. Вводятся понятия: «поверхность Мохо», «астеносфера», «слой Гутенберга».

Обобщение иллюстрируется схемой температурного режима слоёв Земли.

6. Результаты заносятся в таблицу: «Внутреннее строение Земли» (приложение 1)

7. Работа с диаграммами, в ходе которой сравнивается химический состав земной коры и Земли в целом и выясняются причины такого различия.(Рисунок 5).

Рисунок 5

8. Работа в группах

Итак, мы выяснили, что с глубиной увеличивается давление и температура, которые достигают самого большого значения в ядре.

  • Зная этот факт, можем ли мы предположить, какие процессы происходят в мантии?
  • Можем ли мы провести такой опыт, который бы наглядно показал влияние раскалённого ядра на процессы в мантии и земной коре?
  • Подумайте, что нам в опыте может заменить земное ядро? Мантию? Земную кору? Какое вещество можно взять, чтобы можно было посмотреть движение вещества в результате нагревания?
  • Что нам может заменить горячее ядро Земли?
  • Ответы представителей групп дополняются и совместными усилиями планируется эксперимент, который представляет собой модель процессов, происходящих в мантии и земной коре.

9. Демонстрация опыта по формированию восходяще-нисходящих потоков в мантии и внешнем ядре и их влиянии на движение литосферных плит.

Моделирование нисходяще-восходящих потоков мантийного вещества и его влияние на земную кору.

Огнеупорную колбу наполовину заполняем водой, на дно кладём немного зёрен риса и сверху наливаем тонкий слой растительного масла.

Вода будет заменять нам в опыте мантию, масло – земную кору, а рис мы положим для того, чтобы можно было наблюдать все процессы.

Поставим колбу на огонь спиртовки и начнём наблюдать за тем, что будет происходить.

В результате нагревания вода станет легче и начнёт подниматься к поверхности. Это будет хорошо заметно по движению рисинок. По мере нагревания вода будет двигаться быстрее, разрывая слой растительного масла на поверхности[1].

Точно также мантийное вещество, нагреваясь от ядра, поднимается вверх и разрывает слои земной коры.

9. По окончанию опыта предлагается ответить на вопросы:

  • Что происходит с веществом мантии при его нагревании?
  • Что происходит с земной корой в том месте, в котором вещество мантии достигает поверхности земли?
  • Что происходит с веществом мантии, когда она достигает поверхности Земли?

Делается вывод о происходящей в глубине Земли конвекции мантийного вещества.

  • Как вы думаете, как повлияли восходяще - нисходящие движения мантийного вещества на земную кору.

10. Вводится понятие литосферных плит и приводится их деление на материковые и океанические (Рисунок 6 ), фрагмент видеофильма).

Рисунок 6

Рассказ о гипотезе «дрейфа материков» Альфреда Вегенера, об эволюции древних материков Пангеи, Гондваны и Лавразии.

11. Для того, чтобы понять, что происходит на границах литосферных плит, обучающиеся делятся на группы и получают задания, в которых им предлагается смоделировать процессы в зоне контактов плит (Приложение 2).

После проведения опытов, результаты обсуждаются в группе, схема движения литосферных плит зарисовывается, а результаты заносятся в таблицу

Групп
па

Тип движения литосферных плит

Схема движения

Процессы, происходящие в результате движения плит

Примеры

1

Столкновение двух океанических плит

 

Островные вулканические дуги, океанические желоба

Курильские острова,
Камчатский жёлоб

 

Плиты расходятся в противоположные стороны

 

Образуются разломы (рифты). Спрединг сопровождается вулканизмом, землетрясениями.

Красное море, Байкал, Мёртвое море, Серединно-Атлантический хребет

2

Столкновение океанической и материковой литосферных плит

 

Океанические желоба, складчатые горы. Субдукция сопровождается вулканизмом, землетрясениями.

Тихоокеанское побережье Южной Америки и Евразии.

3.

Столкновение двух материковых плит

 

Образование складчатых гор

Гималаи, Альпы

12. Результаты работы в группах заслушиваются, обсуждаются и корректируются, заносятся в таблицу. Вводятся понятия «спрединг», «субдукция». Делаются выводы. Выводы подтверждаются видеофрагментом из фильма «Дело о планете Земля. Большой каньон Колорадо» о влиянии столкновения литосферных плит на формирование рельефа Земли

Вывод: причиной постоянно меняющегося лика нашей планеты является раскалённое ядро, которое заставляет мантию подниматься к поверхности земли и «тащить» на себе литосферные плиты (Рисунок 7).

Рисунок 7

13. Работа с картой строения земной коры, в ходе которой учащимся предлагается, зная скорость и направления движения литосферных плит, предположить, как со временем изменится поверхность планеты? (Рисунок 8)

Рисунок 8

  • Какие новые океаны и где могут возникнуть на Земле?
  • Что произойдёт со временем с Тихим океаном?
  • Можно ли согласиться с утверждением учёных, что Восточная Африка скоро «уплывёт» на восток? Как вы думаете почему?
  • Руководствуясь теорией тектоники плит, приведите свои примеры изменения очертаний материков и рельефа Земли в будущем.

14. Но как оказалось, такие движения в ядре породили очень важную ещё одну невидимую оболочку: магнитное поле (Рисунок 9).

Рисунок 9

15. Демонстрируется фрагмент фильма, в ходе просмотра которого учащиеся должны найти ответы на следующие вопросы:

  • В чём причины образования магнитного поля Земли?
  • Какое значение имеет магнитное поле для Земли?
  • Имеют ли магнитные поля Марс, Луна, почему ученые пришли к таким выводам?

16. В заключение для закрепления материала предлагается выполнить практическую работу, используя отрывки из произведения Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (Приложение 3) [3].

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, глобус, атлас, конспект урока, урок географии, Материк, педсовет, география в школе, Страны
Просмотров: 2950 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 37
Гостей: 37
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0