Цели:
- Сформировать представление о внутреннем строении Земли и
показать его влияние на остальные оболочки планеты.
- В ходе моделирования процессов, происходящих внутри Земли,
сформировать у обучающихся понимание причин дрейфа континентов и
последствий тектоники плит на природу Земли.
- Продолжить формирование у обучающихся исследовательских,
коммуникативных компетентностей, умений работать с картами атласа,
наблюдать, анализировать, высказывать предположения,
формулировать гипотезы, давать определения понятиям, строить
доказательства, делать выводы, обобщать, прогнозировать.
Методы и технологии: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, исследовательский, метод прогнозирования,
моделирования географических процессов, работа в группах,
коммуникативно - информационные технологии.
Оборудование: атласы, карта строения земной коры,
компьютерная презентация «Внутреннее строение Земли», фрагменты
видеофильмов «Дело о планете Земля. Большой каньон Колорадо», «ВВС.
Планета Земля. Ядро», раздаточный материал, спиртовка, колба,
компьютер, проектор, экран, бумага.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя с
элементами беседы о разнообразии планет Солнечной системы, причинах их
отличий.
Земля, как объект изучения геологии, на самом деле является небесным
телом – планетой. Она отличается от других планет Солнечной системы, в
том числе и планет, похожих на Землю - планет земной группы.
2. Демонстрируются фотографии Луны, Марса, Венеры.
Учащимся предлагается сравнить фотографии планет Солнечной системы
земной группы, используя свои знания ответить на вопросы (Рисунок 1)
Рисунок 1
- Как вы думаете, почему так не похожи другие планеты земной группы
и Луна на Землю?
- В чём причины такой непохожести?
- Какие методы используют учёные, для того чтобы получить знания о
внутреннем строении земли? (Рисунок 2 , Рисунок 3, фрагмент
видеофильма).
Рисунок 2
Рисунок 3
- Почему по внутреннему строению Землю часто сравнивают с
луковицей?
3. Создание проблемной ситуации «Как внутренне
строение повлияло на остальные оболочки Земли?»
Высказываются предположения учащихся, которые могут быть
зафиксированы. В ходе обсуждения, учащиеся приходят к пониманию, что на
основании имеющихся знаний они не могут разрешить проблему.
4. На самом деле Земля устроена гораздо сложнее.
Учащиеся приходят к выводу о том, что скорость прохождения сейсмических
волн зависит от состояния вещества. Предлагается рассмотреть схему,
где показана скорость прохождения сейсмических волн в разных частях
мантии и ядра. (Рисунок 4)
Рисунок 4
- К какому выводу мы можем придти, анализируя эти данные?
- Почему скорость прохождения сейсмических волн меняется с
глубиной?
- Какое строение имеет земная кора? Почему материковая земная
кора толще океанической?
- Вводится понятие «поверхность Конрада»
- Проанализируйте схему и сделайте вывод о состоянии вещества
мантии и ядра.
5. Делается вывод о неоднородности мантии и ядра.
Вводятся понятия: «поверхность Мохо», «астеносфера», «слой Гутенберга».
Обобщение иллюстрируется схемой температурного режима слоёв Земли.
6. Результаты заносятся в таблицу: «Внутреннее
строение Земли» (приложение
1)
7. Работа с диаграммами, в ходе
которой сравнивается химический состав земной коры и Земли в целом и
выясняются причины такого различия.(Рисунок 5).
Рисунок 5
8. Работа в группах
Итак, мы выяснили, что с глубиной увеличивается давление и
температура, которые достигают самого большого значения в ядре.
- Зная этот факт, можем ли мы предположить, какие процессы
происходят в мантии?
- Можем ли мы провести такой опыт, который бы наглядно показал
влияние раскалённого ядра на процессы в мантии и земной коре?
- Подумайте, что нам в опыте может заменить земное ядро? Мантию?
Земную кору? Какое вещество можно взять, чтобы можно было посмотреть
движение вещества в результате нагревания?
- Что нам может заменить горячее ядро Земли?
- Ответы представителей групп дополняются и совместными усилиями
планируется эксперимент, который представляет собой модель процессов,
происходящих в мантии и земной коре.
9. Демонстрация опыта по формированию восходяще-нисходящих
потоков в мантии и внешнем ядре и их влиянии на движение литосферных
плит.
Моделирование нисходяще-восходящих потоков мантийного вещества и
его влияние на земную кору.
Огнеупорную колбу наполовину заполняем водой, на дно кладём немного
зёрен риса и сверху наливаем тонкий слой растительного масла.
Вода будет заменять нам в опыте мантию, масло – земную кору, а рис
мы положим для того, чтобы можно было наблюдать все процессы.
Поставим колбу на огонь спиртовки и начнём наблюдать за тем, что
будет происходить.
В результате нагревания вода станет легче и начнёт подниматься к
поверхности. Это будет хорошо заметно по движению рисинок. По мере
нагревания вода будет двигаться быстрее, разрывая слой растительного
масла на поверхности[1].
Точно также мантийное вещество, нагреваясь от ядра, поднимается
вверх и разрывает слои земной коры.
9. По окончанию опыта предлагается ответить на вопросы:
- Что происходит с веществом мантии при его нагревании?
- Что происходит с земной корой в том месте, в котором
вещество мантии достигает поверхности земли?
- Что происходит с веществом мантии, когда она достигает
поверхности Земли?
Делается вывод о происходящей в глубине Земли конвекции мантийного
вещества.
- Как вы думаете, как повлияли восходяще - нисходящие движения
мантийного вещества на земную кору.
10. Вводится понятие литосферных плит и приводится
их деление на материковые и океанические (Рисунок 6 ), фрагмент
видеофильма).
Рисунок 6
Рассказ о гипотезе «дрейфа материков» Альфреда Вегенера, об эволюции
древних материков Пангеи, Гондваны и Лавразии.
11. Для того, чтобы понять, что происходит на
границах литосферных плит, обучающиеся делятся на группы и получают
задания, в которых им предлагается смоделировать процессы в зоне
контактов плит (Приложение
2).
После проведения опытов, результаты обсуждаются в группе, схема
движения литосферных плит зарисовывается, а результаты заносятся в
таблицу
Групп
па
№ |
Тип движения
литосферных плит |
Схема движения |
Процессы, происходящие
в результате движения плит |
Примеры |
1 |
Столкновение двух океанических плит |
|
Островные вулканические дуги, океанические
желоба |
Курильские острова,
Камчатский жёлоб |
|
Плиты расходятся в противоположные стороны |
|
Образуются разломы (рифты). Спрединг
сопровождается вулканизмом, землетрясениями. |
Красное море, Байкал, Мёртвое море,
Серединно-Атлантический хребет |
2 |
Столкновение океанической и материковой
литосферных плит |
|
Океанические желоба, складчатые горы.
Субдукция сопровождается вулканизмом, землетрясениями. |
Тихоокеанское побережье Южной Америки и
Евразии. |
3. |
Столкновение двух материковых плит |
|
Образование складчатых гор |
Гималаи, Альпы |
12. Результаты работы в группах заслушиваются,
обсуждаются и корректируются, заносятся в таблицу. Вводятся понятия
«спрединг», «субдукция». Делаются выводы. Выводы подтверждаются
видеофрагментом из фильма «Дело о планете Земля. Большой каньон
Колорадо» о влиянии столкновения литосферных плит на формирование
рельефа Земли
Вывод: причиной постоянно меняющегося лика нашей планеты является
раскалённое ядро, которое заставляет мантию подниматься к поверхности
земли и «тащить» на себе литосферные плиты (Рисунок 7).
Рисунок 7
13. Работа с картой строения земной коры, в ходе
которой учащимся предлагается, зная скорость и направления движения
литосферных плит, предположить, как со временем изменится поверхность
планеты? (Рисунок 8)
Рисунок 8
- Какие новые океаны и где могут возникнуть на Земле?
- Что произойдёт со временем с Тихим океаном?
- Можно ли согласиться с утверждением учёных, что Восточная
Африка скоро «уплывёт» на восток? Как вы думаете почему?
- Руководствуясь теорией тектоники плит, приведите свои
примеры изменения очертаний материков и рельефа Земли в будущем.
14. Но как оказалось, такие движения в ядре породили
очень важную ещё одну невидимую оболочку: магнитное поле (Рисунок 9).
Рисунок 9
15. Демонстрируется фрагмент фильма, в ходе
просмотра которого учащиеся должны найти ответы на следующие вопросы:
- В чём причины образования магнитного поля Земли?
- Какое значение имеет магнитное поле для Земли?
- Имеют ли магнитные поля Марс, Луна, почему ученые пришли к
таким выводам?
16. В заключение для закрепления материала
предлагается выполнить практическую работу, используя отрывки из
произведения Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (Приложение
3) [3]. |