География в школе - самый интересный предмет, самый
нужный и важный, особенно сейчас, когда Россия стонет от
географической безграмотности населения. Ещё Н.В. Гоголь в 1831 году
сказал о географии: «Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному
воображению? Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может
быстрее возвысить поэзию души их!». В.П. Семёнов-Тян-Шанский на
заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей
школьной географии» сказал: «… слишком уж долго сушили географию,
усердно превращая её в долбёжно-зубрёжный, чисто номенклатурный
предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой
художественного творчества…». Так привлечение топонимического словаря,
литературных описаний географических объектов, использование серии
путеводителей «Золотой глобус» на DVD, которая имеет высочайшее
качество изображения и звука, меню с быстрым доступом к выбранным
фрагментам (первый выпуск появился в январе 2008 года) создаст образное
восприятие изучаемой территории, поможет лучшему запоминанию изучаемого
материала, оживит урок.
Разработка включает подробный конспект урока географии в 7-м классе
по теме «Внутренние воды Африки, их зависимость от рельефа и климата».
Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с крупнейшими реками и
озёрами Африки;
- сформировать представление об их основных чертах.
- Продолжить формирование умений работать с картой.
Оборудование: Физическая карта, карточки с
терминами, учебники, атласы, топонимический словарь фильм на DVD
«Кения».
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- Климат?
- От чего зависит?
- Чтение диаграмм (смотреть: Коринская В.А. и др. География
материков и океанов. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. – М.: Дрофа, 2000 – 2008, страница 119).
3. Изучение нового материала.
- Что относится к внутренним водам?
На доске появляется таблица:
Внутренние воды:
- Реки
- Озёра
- Подземные воды
- Болота
- Искусственные водоёмы
- Ледники
|
- Почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Климат»?
- Почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Рельеф»?
- Что такое бассейн океана?
- К каким бассейнам относятся реки Африки?
- Что такое внутренний сток?
- Почему образуется внутренний сток?
- Понятие «вади».
- Какой бассейн самый большой?
- Почему?
- Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана?
- Какая река пересекает экватор дважды?
- Характеристика по плану реки Конго (смотреть:
Коринская В.А. и др. География материков и океанов. 7 класс: Учебник
для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000 -
2008, стр. 312).
При устье находилось государство Конго, причём значительную часть
его населения составляет народ Конго (баконго), за рекой закрепилось
название Конго.
Занимательное задание:
Попав в такое место, судно всей своей массой находится в морской
воде, а винты – в лёгкой пресной. Где наблюдаются места с «мёртвой
водой»?
Ответ: в устье самой многоводной реки Африки Конго.
Огромные массы воды, выносимые рекой в Атлантический океан, опресняют
его на 75 км от берега.
- Понятие «озеро»?
- Работа с учебником (стр. 122). Заполнение таблицы:
Озёра |
Происхождение |
Характеристика |
|
|
|
Дополнение:
Озеро Виктория расположено на территории сразу трёх
восточноафриканских государств: Уганды, Кении и Танзании. Озеро
Виктория открыл в 1858 году английский путешественник Джон Хеннинг
Спик. Местное население называло его Ньянза - «озеро». Спик добавил к
местному названию имя королевы Виктории, и озеро вплоть до 1920-х гг.
называлось Виктория-Ньянза. Земля вокруг озера сплошь покрыта болотами,
которые делают доступ к его берегам практически невозможным. Однако
это обстоятельство долгое время играло только на руку Виктории: природа
озера оставалась нетронутой.
Полезная информация:
- Площадь озера Виктория, крупнейшего водного резервуара Африки,
составляет 75000км2 – это больше, чем Швейцария.
- В тёплой воде озера хорошо размножаются не только рыбы, но и
возбудители бильгарциоза, тропического инфекционного заболевания.
Поэтому купаться в озере практически нигде.
- Кенийский народ луо имеет врождённый иммунитет против малярии.
- Озеро Танганьика открыл в 1858 г. английский путешественник Р.
Бертон, который объяснял название как «объединение вод»;
- Чад – «большое пространство воды», «озеро» - на одном из диалектов
языка канури, распространённого на берегах озера. В период дождей
площадь озера, из которого не вытекает ни одна река, достигает
25900кв.км. при глубине около 8м. В хорошую погоду в результате
интенсивного испарения с большой поверхности озеро может сократиться
более чем на 10000 кв. км.
- Почему озеро Чад пресное, хотя бессточное?
- Вопросы перед фильмом «Кения»:
- Назвать озёра Кении
- Какого происхождения озёра Кении?
Ответы:
- Найваша, Магади,Накуру, Боринго
- В зоне разломов.
4. Подведение итогов урока: у каждого учащегося карточка:
5. Домашнее задание:
- Характеристика рек:
I ряд – Нигер
II ряд - Нил
III ряд – Замбези - На контурной карте Африки подписать реки, озёра Африки
|