Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 15:16:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внутренние воды России. Реки
16.11.2010, 10:40:03

Цели урока:

  1. Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек
  2. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями
  3. Расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы
  4. Сформировать представление о реках России и их особенностях – распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах
  5. Определить особенности влияния на реки рельефа и климата
  6. Познакомить учащихся со стихийными бедствиями, вызываемыми действиями рек.

Наглядный комплекс: физическая карта России, картины, таблица.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала

Беседа о значении воды.

Вода – чудесный дар природы. Мы привыкли, что она вокруг нас – в дождевых каплях, в сугробах снега, в реках и озерах, в болотах, ледниках, бьет холодными ключами из склонов или на дне реки. Вода нужна для всего живого: для человека, животных, растений. Она нужна и неживой природе: вода участвует в разнообразных превращениях веществ. Большинство химических реакций протекает в водной среде. Вода переносит вещества от одного компонента к другому, из одного природного комплекса в другой. В обмене веществом и энергией и состоят взаимосвязи в природе. Следовательно, без воды подавляющее большинство этих связей нарушится.

Беседа с детьми о внутренних водах.

  • чем представлены внутренние воды России
  • как они показаны на карте
  • в РФ насчитывается 2,5 млн. рек и столько же озер; 10% территории – болота и 60% – многолетняя мерзлота, на долю ледников – малая площадь, но в них содержится большой запас пресной воды.

Распределены внутренние воды неравномерно.

Решение кроссвордавспомним, что такое река, бассейн реки, т.е. основные понятия, связанные с рекой.

1.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. 2.Начало реки. З.Горная река. 4.Поток воды, текущий в выработанном им углублений. 5.Граница, разделяющая соседние речные бассейны. б.Равнинная река. 7.Место, где река впадает в другую реку, озеро или море.

Рассказ учителя о реках России, используя таблицу и физическую карту России.

Россия – страна величайших речных систем. Длина ряда рек нашей Родины измеряется тысячами километров, а площадь бассейна – миллионами квадратных километров. Самой длинной рекой является Обь с Иртышом (5410км). Она же имеет и наибольший бассейн (около 3 млн. км). Из рек, бассейн которых полностью находится в России, самая длинная река Лена.

Реки Обь, Енисей, Лена и Амур относятся к величайшим рекам мира. Волга является крупнейшей рекой Европы.

Реки России относятся к бассейнам трех океанов и области внутреннего стока. Две трети площади страны занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана.

Около 20% территории приходится на бассейн Тихого океана. Крупнейшей рекой этого бассейна является Амур. Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока. Кроме Волги, сюда несут свои воды Терек и Урал. Остальная небольшая часть территории (около 3%) относится к бассейну Атлантического океана. Наиболее крупными реками здесь являются Дон и Кубань.

Вместе с учащимися рисуем на доске схему "Отношение рек к бассейнам океанов”

Самостоятельная работа учащихся на контурной карте отмечают реки России.

Рассказ учителя о падении, уклоне, годовом стоке, расходе реки. Все термины учащиеся записывают в тетрадь.

Особенности рек и возможности их хозяйственного использования во многом связаны с такими характеристиками, как падение, уклон, режим, годовой сток и расход.

Реки издавна служили транспортными путями. Однако река – это не только дорога, но еще и энергия. У реки, кроме длины, ширины, глубины, есть еще одно измерение – высота, с которой речные воды падают в море или озеро. Эта высота измеряется превышением истока реки над устьем и называется падением. Падение реки выражают в метрах. Отношение падения реки (в см) к длине реки (в км) называют уклоном реки. Уклон и падение реки зависят от рельефа и определяют скорость ее течения, способность расширять и углублять свою долину, переносить твердые частицы и т.д.

По характеру течения большинство рек России, в том числе и все крупные, относятся к равнинным. Они имеют широкие долины, небольшое продольное падение, малые уклоны русел и медленное плавное течение. Эти реки удобны для судоходства, но относительно небогаты (по отношению к объему воды) водной энергией. Из крупнейших рек страны наименьший уклон имеет Обь (4см/км). Самый большой уклон у Енисея (37см/км). Уклон Волги 7см/км, поэтому она течет к Каспию сонно, лениво, не торопясь.

Реки горных территорий отличаются узкими долинами и бурным течением, так как имеют большие уклоны. Например, уклон Терека 500см/км. На горных реках встречаются пороги и водопады. Горные реки имеют большие запасы гидроэнергии, но малопригодны для судоходства.

Влияние климата на реки проявляется через величину годового стока и роль различных источников питания в его формировании.

Годовой сток, т.е. количество воды, которое река выносит за год, определяется соотношением атмосферных осадков и испарения на площади бассейна. "Стекает то, что не успело испариться”, – писал А.И.Воейков. Измеряют головой сток в кубических км. Наибольший сток характерен для рек горных областей и северных районов Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири и северо-запада Среднесибирского плоскогорья. Минимальный сток наблюдается на реках пустынь Прикаспия. Здесь есть районы, вообще лишенные местной речной сети.

Самой многоводной рекой страны является Енисей. Его годовой сток составляет 624км3. За ним следуют Лена, Обь, Амур и Волга.

Водоносность рек измеряют не только годовым стоком, но и средним многолетним расходом. Расходколичество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени. Чаще всего расход воды вычисляют в кубических метрах в секунду (м /с). Расход воды в реке резко колеблется в течение года. Наибольший расход бывает в период половодья или паводка, наименьший – в межень. Его измеряют на гидрологических постах, а потом вычисляют средний за сутки, за месяц, за год. Среднегодовой расход Енисея 19800м3/с, а средний расход Москвы-реки всего 109м7с.

Беседа о питании и режиме рек.

В питании рек России принимают участие дождевые, талые снеговые, ледниковые и подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе не существует. В зависимости от преобладающего источника питания находится внутригодовое распределение стока – режим реки.

Реки с весенним половодьем – это реки преимущественно снегового питания. Половодье – ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъем воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы. К рекам этого типа относится подавляющее большинство равнинных рек. Подъем воды в них связан с таянием снега, поэтому от южных границ страны к северным половодье смещается от ранней весны к началу лета. Летом реки этого типа имеют дождевое питание. Зимой питание только грунтовое, поэтому сток резко сокращается. В этот период на реках наблюдается меженьвремя устойчивого низкого уровня и малого расхода воды. В южных районах с малым количеством осадков реки имеют и летнюю межень или вовсе пересыхают.

Паводковый режим характерен для рек преимущественного дождевого питания. Обильные дожди, ливни вызывают резкие кратковременные подъемы воды в реке -паводки. В отличие от половодья паводки могут возникать на реке в любое время года. Следовательно, реки этого типа могут быть лишь там, где зимой выпадают дожди, а реки не покрыты льдом. В России к этому типу относятся реки низкогорий западной части Большого Кавказа.

Реки с летним половодьем, вызванные таянием ледников, выпадением осадков и поздним таянием снега, характерны для гор. К этому типу относятся реки гор Прибайкалья и Забайкалья, Камчатки, высокогорных районов Алтая и Северо-Востока.

Особое положение занимают реки муссонного климата юга Дальнего Востока. Для них характерно увеличение расхода в теплую часть года, связанное с дождями и таянием снега в горах. Летом и в начале осени, в период ливневых дождей, на реках наблюдаются высокие паводки. Продолжительная зимняя межень отличает эти реки от рек паводкового режима.

Роль подземного питания у рек нашей страны обычно невелика. Лишь в районах, сложенных вулканическими туфами и карстующимися известняками, подземные воды дают почти половину стока рек. Примером таких рек являются малые реки Камчатки. Сток их мало изменяется по сезонам года. Достаточно равномерным распределением стока по сезонам года отличаются и реки, вытекающие из озер (Ангара, Нева и др.).

Зимой реки России покрываются льдом. Продолжительность ледостава различна в зависимости от суровости климата. Более восьми месяцев в году скованы льдом реки тундровой зоны Средней и Северо-Восточной Сибири. При движении к югу и юго-западу продолжительность ледостава уменьшается до 2-3 месяцев. Бурные реки, текущие с гор Кавказа, не замерзают.

Определите продолжительность ледостава на реках юга Западной Сибири, Кольского полуострова, Предкавказья.

Величина годового стока, внутритодовое его распределение, ледовой режим являются важными характеристиками гидроресурсов рек, определяющими возможность и целесообразность их использования.

Реки используются для судоходства и лесосплава, являются дешевым источником гидроэнергии, основным источником для орошения земель.

Доклад учащихся о реках.

III. Закрепление.

Отметьте правильный ответ.

1. Самая длинная река России – это:

А) Волга
Б) Обь
В) Енисей
Г) Лена

2. Самый большой речной бассейн имеет:

А) Енисей
Б) Лена
В) Обь
Г) Амур

3. Наибольший годовой сток имеет:

А) Нева
Б) Волга
В) Лена
Г) Енисей.

IV. Домашнее задание §19 [1], определить падение и уклон реки Белой.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, глобус, атлас, конспект урока, урок географии, Материк, педсовет, география в школе, Страны
Просмотров: 2252 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0