Цели урока:
- Обучающая: обсудить и осмыслить содержание
сказок Г.Х.Андерсена.
- Развивающие: продолжить формирование
навыков анализа художественного текста;
развивать умение характеризовать героев
литературного произведения; учить обосновывать
собственное мнение, аргументировать его.
- Воспитывающие: способствовать
формированию у учащихся нравственных
ориентиров, воспитывать этические и моральные
нормы.
Оформление: рисунки к сказкам,
выполненные детьми; выставка книг; презентация.
Ход урока
Презентация.
1. Орг. момент. Слайд 2.
Объявление темы урока, целей. Знакомство с
эпиграфом.
"Не беда появиться на свет в
утином гнезде,
если ты вылупился из лебединого яйца".
Х.К. Андерсен.
2. Слово о писателе. Слайд 3.
Андерсен Ханс Кристиан, датский писатель.
Родился 2 апреля 1805 года в провинциальном
городке Оденсе на острове Фюн в семье сапожника и
прачки. Рано потеряв отца, он в полной мере
испытал горечь и унижение бедности. В Копенгаген
Андерсен попадает в 14 лет, пытаясь получить
работу и мечтая стать поэтом.
В 1822 году 17-летний юноша, не имевший даже
элементарного образования, садится за парту
вместе с малышами. В 1828 он уже студент
университета, а в 1829 на сцене Королевского театра
в Копенгагене ставится пьеса Андерсена "Любовь
на башне святого Николая, или Что скажет партер".
С этого времени жизнь писателя - бесконечный
творческий труд, частые путешествия по Дании и за
границу, незабываемые встречи с Гейне, Гюго,
Дюма-отцом, Шуманом, Вагнером, Диккенсом и
другими.
В основе литературных сказок Андерсена лежат
не только народные сказки, но и народные
предания, поверья, пословицы, а также отдельные
литературные произведения. В его сказках всегда
торжествуют добро и любовь.
В России сказки Андерсена впервые были изданы
на русском языке в 1844. Всемирная слава пришла к
нему при жизни. В Дании, где дольше всего не
признавали талант писателя, в 1867 г. его избирают
почетным гражданином родного Оденсе. Писатель
умер 4 августа 1875 года. В стране был объявлен
национальный траур. На могиле поэта-сказочника -
его любимые белые розы.
- Какие сказки Андерсена вы читали?
3. Викторина "Узнай героя". Слайд 4.
- Сегодня мы будем говорить только о четырех
сказках Андерсена. Но прежде чем мы приступим к
их обсуждению, проверим, узнаете ли вы героев по
их описанию.
1) Нежная и хорошенькая, легкая и маленькая,
прелесть как хороша. (Дюймовочка)
2) Держался стойко и даже глазом не моргнул,
ничуть не загордился. (Оловянный солдатик)
3) Тихая, задумчивая, прелестное лицо, плавная
походка и горящие глаза. (Русалочка)
4) Ужасно велик, совсем не похож на остальных.
(Гадкий утёнок)
4. Анализ сказок.
1. "Гадкий Утенок". Слайд 5.
Учитель зачитывает вступление к сказке.
Итак, именно в такой день появились на свет
утята серой утки. И первые их слова: "Ах, как
велик мир!" Хочется добавить: "И как
прекрасен!". Но для всех ли?
- Как принял этот свет гадкого утенка? Почему
его так прозвали?
- Как реагирует мама-утка на все нападки против
гадкого утенка?
(Доброе сердце плавает, лучше всех, селезень,
поэтому ему не нужна красота. "Я думаю, он
окрепнет и пробьет себе дорогу").
- И мама-утка была права. Но какие ещё
трудности пришлось преодолеть утенку, прежде чем
он нашел свое место в жизни?
(Выжили со двора; болото, дикие утки; охота,
собаки; избушки, кот и курица; дом крестьянина,
зима).
- Чем заканчивается сказка?
(Встреча с лебедями)
Слайд 6.
- "И старые лебеди склонили перед нами свои
головы. А он совсем смутился и спрятал голову под
крыло, сам не зная зачем. Он был счастлив, но
нисколько не возгордился - доброе сердце не знает
гордости". Почему?
2. "Дюймовочка". Слайд 7.
- Следующей героине сказки Андерсена тоже
пришлось немало пережить, прежде чем она обрела
своё счастье. Расскажите историю появления на
свет самой маленькой девочки? Почему её так
назвали?
- В отличие от гадкого утенка, Дюймовочка с
первого дня проявления на свет была окружена
любовью и заботой. Когда начались её несчастья?
Кто виноват в этом?
- Кто помог бедной девочке и почему?
- Расскажите о дальнейших приключениях
Дюймовочки.
(Встреча с жуком)
- Почему жук не захотел больше держать при себе
Дюймовочку?
(Общественное мнение, сочли безобразной ,т.к. не
похожа на них).
- Как развивались события дальше?
(Встречи с Мышью, Ласточкой, Кротом).
- Почему Дюймовочке не понравился крот, ведь он
богат, образован, норы большие, а шуба бархатная?
(Не любил цветы , всегда жил в норе, не любил свет
и солнце).
- Почему ласточка взяла девочку с собой в
страну, где никогда не кончается лето и цветут
чудесные цветы"?
- Как вы считаете, заслужила ли свое счастье
Дюймовочка? Почему?
3. "Стойкий оловянный солдатик".
- Следующая история о храбрости и несгибаемом
мужестве. Итак, "было когда-то 25 оловянных
солдатиков, родных братьев. Все солдатики были
совершенно одинаковы, кроме одного..." Почему?
Слайд 8.
- И была у солдатика мечта. Какая?
(Балерина)
- Но вот в один момент все переменилось. Кто
виноват в несчастиях солдатика? Что вызвало
ненависть тролля?
- Перечислите испытания, выпавшие на долю
солдатика.
(Упал на улицу; плыл по реке; рыба; снова дома;
бросили в огонь)
- Отступился ли от своей мечты солдатик? Забыл
ли он балерину?
- Как закончилась эта печальная история?
(":наутро горничная, выгребая золу, нашла
вместо солдатика оловянное сердечко. А от
танцовщицы осталась одна только блестка, и была
она обгорелая и черная, словно уголь.".)
4. "Русалочка". Слайд 9.
- Иногда герои погибают, так и не отступив от
своей мечты. Такой была и Русалочка, героиня
следующей сказки.
- Чем отличалась Русалочка от своих сестер.
(Любила рассказы о людях, живущих на земле.)
- О чем больше всего мечтала Русалочка?
("Я бы отдала все свои сотни лет за один день
человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться
на небо".)
- Возможно ли это? При каком условии?
- Добивается ли Русалочка осуществления своей
мечты? Каким образом?
(Морская ведьма. Цена - голос, боль в ногах)
- Сбылась ли мечта Русалочки? Почему принц не
смог полюбить Русалочку?
Слайд 10.
- Хотя Русалочка и погибает ,но все же она может
заслужить себе бессмертную душу своими добрыми
делами и обрести ее через триста лет. Ведь она
стала дочерью воздуха! В честь героини этой
сказки в Копенгагене у входа в порт высится
изящная скульптура Русалочки. Люди до сих пор не
перестают восхищаться самоотверженной и
бессмертной любовью этой девушки.
5. Подведение итогов.
- Что объединяет эти сказки? Какие герои
интересны сказочнику?
(Непохожесть, даже ущербность героев. Все они
преодолевают препятствия на пути к счастью,
мечте).
- Какие качества помогают героям в этом?
6. Словарная работа. Слайд 11.
Мужественный - храбрый, не теряющий
присутствие духа в опасности.
Упорный - настойчивый в достижении целей.
Самоотверженный - жертвующий своими
интересами ради других, ради общего блага.
Благородный - 1) очень честный и открытый; 2)
изящный, красивый.
7. Обобщение.
- Герои сказок Андерсена - существа гонимые,
слабые, внешне некрасивые, но честные, добрые и
внутренне сильные. Писатель использует прием
противопоставления внешнего и внутреннего
содержания, то есть АНТИТЕЗУ.
- Вспомните, в каких произведениях вы уже
встречали подобный прием?
- А теперь ещё раз обратимся к эпиграфу. Как
можно объяснить эти слова Андерсена?
Слайд 12.
8. Заключительное слово учителя.
- В главное в сюжете сказки - это чудо. Прежде чем
гадкий утёнок преобразился, он пережил множество
лишений, трудностей, приготовился к смерти. Чудо
случается в тот самый момент, когда герой и
читатель его менее всего ожидают. Гадкий утёнок
ждал самого худшего, а дождался такого счастья, о
котором не мог и мечтать. Он считал себя самым
уродливым, а оказался "прекраснейшей между
прекрасными птицами".
Человек от момента рождения верит в чудеса,
просто нужно любить мир и видеть в нем
прекрасное. Чудо встретить очень легко и просто,
но для этого нужно быть красивым внутренне, как в
песне поется: "...просто надо быть правдивым,
благородным, справедливым, умным, честным,
сильным, добрым, - только и всего!".
9. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение к эпиграфу
урока. |