Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 21:56:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внутренняя среда организма. Кровь
22.11.2010, 10:21:01

Цели урока:

  • образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях; разъяснить роль анализа крови для диагностики и лечения больных;
  • развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;
  • воспитывающая – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты: "Кровь человека”, "Кровь лягушки”.

Ход урока.

1 этап: Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!

2 этап: Прием "Удивляй”

Учитель:

- А знаете ли вы, что долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов "плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.

- Ребята, а что вы знаете о крови?

- (Ответы учащихся)

Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – " зеркалом организма”

- Действительно ли это так? Давайте разберемся. Вы уже поняли, что речь на уроке пойдет о крови.

- Как же назвать тему урока? Как можно красиво назвать тему?

-Давайте назовем тему урока: "Внутренняя среда организма. Кровь – зеркало организма”.

Слайд 3.

3 этап. Постановка целей.

- Что нам нужно узнать, уточнить, исходя из темы урока?

Учащиеся высказывают свои предложения.

Учитель на доске прикрепляет листы с надписью:

Узнать:

Состав крови.

Функции крови.

Внутренняя среда организма.

- Ребята, проведите ранжирование, т.е. определите, в какой последовательности следует рассматривать данные вопросы.

- Мы с вами будем работать в группах. Какие правила нужно помнить, работая в группах?

(Вместе с учащимися составляется свод правил).

Правила работы в группах:

  1. Работают все.
  2. Каждый высказывает свое мнение.
  3. Внимательно слушаем каждого в группе, не перебиваем.
  4. Замечания высказываем в тактичной форме.
  5. Обсуждаем вопросы в группе в полголоса.

4 этап. Усвоение новых знаний.

Учитель: Начинаем работу.

1. Обратите внимание на доску, какой вопрос рассматриваем первым?

- Что представляет собой внутренняя среда организма и каковы ее функции?

Слайд 4.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника (стр. 82-84), заполните схему и установите взаимосвязь между компонентами внутренней среды организма.

Вопросы: - Каковы компоненты внутренней среды организма? Как они связаны между собой.

Отчет о проделанной работе (ответы на вопросы).

Слайд 5.

Учитель: Сравните свою схему со схемой на слайде. Если есть неточности, то дополните свою схему. Сделайте вывод

Учащиеся: вывод: внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой, которые связаны между собой.

2. Объяснение учителя:

Гомеостаз – динамическое поддержание постоянства внутренней среды. Понятие гомеостаз ввел в 1929 году американский физиолог У. Кеннон. Часть воды, минеральных и питательных веществ потребляется клетками, на смену им приходят новые вещества из органов дыхания и пищеварения. Аналогично происходит и удаление шлаков: выделяемые клетками вещества выводятся из организма. Вследствие этого происходит поддержание концентрации этих веществ в тканях и крови, причем содержание всех компонентов непрерывно колеблется около определенной средней точки.

3. Общее количество крови в организме 7% его веса, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Кровь – одна из важнейших жидкостей в организме.

Решаем вторую задачу

-Каков состав крови?

Слайд 6.

Заполните схему 2, используя текст учебника, рис. 43 стр. 85.

- Сравните составленную схему со схемой на слайде.

Слайд 7.

- Сделайте вывод.

Учащиеся: вывод: кровь представлена плазмой и форменными элементами. В состав плазмы входят неорганические вещества: вода, минеральные вещества и органические вещества: белки, жиры, углеводы. Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Учитель:

4.Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют -96%; лейкоциты – 3%; тромбоциты – 1%.

- Давайте более подробно изучим форменные элементы.

Слайд 8.

Используя текст учебника заполнить таблицу:

1 – 4 группы - эритроциты

2 - 5 группы - лейкоциты

3 – 6 группы - тромбоциты

Через 5 – 6 минут группы отчитываются по заданиям. При отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.

Слайд 9.

Сравните свою таблицу с таблицей на слайде. Сделайте вывод.

Учащиеся: вывод: форменные элементы крови различны по размерам, форме, строению и выполняемым функциям.

- Молодцы! Зная состав крови, определите, какие функции она выполняет в организме?

(ответы учащихся). В тетради записываются функции крови: защитная, транспортная, гуморальная, терморегуляция.

Учитель:

5. Прием "Удивляй”: Вы обратили внимание, что из всех форменных элементов эритроциты составляют 96 %. В 1 мм3 содержится 4 – 5 млн. эритроцитов, а всего в крови человека их 25 триллионов. Если положить все эритроциты друг на друга, то получится " столбик” высотой 62 тысяч км, на оси этой длины могло бы вращаться несколько таких планет, как наша Земля. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м.2. Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела.

-У червей кровь зеленая.

- У моллюсков – голубая.

- А какая кровь по цвету у большинства позвоночных, к которым относится и человек?

- Чем это объясняется ?

- Почему эритроциты красные?

6. Объяснение учителя о составе гемоглобина

Гемоглобин:

Гемо (железо, красный цвет). Глоба (белок)

7. Эритроциты выполняют важнейшую функцию – перенос кислорода.

- А связано это с формой и размерами эритроцита?

- Давайте сравним эритроциты крови человека и лягушки?

Слайд10.

8. Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки”. Самостоятельная работа.

- Сделайте вывод.

Учащиеся: вывод: эритроциты крови человека в процессе эволюции утратили ядро, приобрели двояковогнутую форму и уменьшились в размерах для того, чтобы переносить как можно больше кислорода.

Слайд 11.

Проверьте верно ли сделали вывод? Молодцы!

5 Этап. Закрепление знаний.

Предлагаю вам в группе решить задачу. Ответ обосновать.

1 группа: При переходе горцев на жительство в равнины и обратно, количество красных кровяных телец (эритроцитов) в крови меняется в сторону увеличения или уменьшения. В каком случае – как?

2 группа: При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается "горная болезнь” - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.

3. группа: При исследовании крови человека у него обнаружили повышенное содержание глюкозы (до 2%) и срочно положили на обследование в больницу. Почему это сделали?

4. группа: Концентрация солей физиологического раствора, заменяющего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65%) и теплокровных (0,95%). Чем объясняется такое различие?

5. группа: Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются, если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?

Заслушиваются и оцениваются ответы учащихся.

- Молодцы! У Вас все получилось!

Представьте ситуацию: Вы врачи, к Вам на прием пришли больные с результатами анализа крови. Установите диагноз.

- Можно ли по крови определить состояние здоровья человека?

Учащиеся изучают бланки анализа крови разных "больных” и ставят диагноз. Каждая группа отчитывается о выполнении задания.

6. Этап. Рефлексия.

- Так является кровь – зеркалом организма?

Обратите внимание на доску.

- Мы выяснили состав внутренней среды?

- Мы установили состав и функции крови?

- Справились с поставленными задачами?

- Мы достигли цели урока?

ДА!

-На уроке хорошо работали все. Молодцы!

Предлагаю проверить свои знания, выполнив тест.

Проверьте и оцените свою работу.

Критерий оценки:

0 ошибок – 5 балов.

1 ошибка - 4 балов.

2 ошибки - 3 балов.

3 ошибки - 2 балов.

7. Этап. Домашнее задание: §17,минисочинение по теме: "Путешествие эритроцитов по кровеносному руслу”.

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, анатомия, зоология, конспект урока, в помощь учителю, ботаника, биология в школе, урок биологии, педсовет, животный мир
Просмотров: 2543 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0