Цели урока:
- образовательная - продолжить
формирование понятия о внутренней среде
и ее компонентах; охарактеризовать
состав внутренней среды, показать ее роль
в организме значение ее постоянства;
сформировать знания о составе крови и ее
функциях; разъяснить роль анализа крови
для диагностики и лечения больных;
- развивающая - совершенствовать умение
работать с текстом, выделять главное,
заполнять схемы и таблицы, анализировать
и делать выводы;
- воспитывающая – совершенствовать
умение общаться, высказывать свое мнение,
признавать право на иное мнение,
участвовать в диалоге, в совместной
деятельности, в согласовании и
координации деятельности, в объективном
оценивании своего вклада в решении общих
задач коллектива, воспитывать
толерантность.
Оборудование: микроскопы,
микропрепараты: "Кровь человека”, "Кровь
лягушки”.
Ход урока.
1 этап: Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
2 этап: Прием "Удивляй”
Учитель:
- А знаете ли вы, что долгое время за кровью
признавали могучую и исключительную силу:
кровью скрепляли священные клятвы; жрецы
заставляли своих деревянных идолов "плакать
кровью”; древние греки приносили кровь в
жертву своим богам.
Некоторые философы Древней Греции
считали кровь носителем души.
Древнегреческий врач Гиппократ назначал
душевнобольным кровь здоровых людей. Он
думал, что в крови здоровых людей –
здоровая душа.
Действительно, кровь – самая
удивительная ткань нашего организма.
- Ребята, а что вы знаете о крови?
- (Ответы учащихся)
Французский физиолог Клод Бернар назвал
кровь – " зеркалом организма”
- Действительно ли это так? Давайте
разберемся. Вы уже поняли, что речь на уроке
пойдет о крови.
- Как же назвать тему урока? Как можно
красиво назвать тему?
-Давайте назовем тему урока: "Внутренняя
среда организма. Кровь – зеркало организма”.
Слайд 3.
3 этап. Постановка целей.
- Что нам нужно узнать, уточнить, исходя из
темы урока?
Учащиеся высказывают свои предложения.
Учитель на доске прикрепляет листы с
надписью:
Узнать:
Состав крови.
Функции крови.
Внутренняя среда организма.
- Ребята, проведите ранжирование, т.е.
определите, в какой последовательности
следует рассматривать данные вопросы.
- Мы с вами будем работать в группах. Какие
правила нужно помнить, работая в группах?
(Вместе с учащимися составляется свод
правил).
Правила работы в группах:
- Работают все.
- Каждый высказывает свое мнение.
- Внимательно слушаем каждого в группе, не
перебиваем.
- Замечания высказываем в тактичной форме.
- Обсуждаем вопросы в группе в полголоса.
4 этап. Усвоение новых знаний.
Учитель: Начинаем работу.
1. Обратите внимание на доску, какой
вопрос рассматриваем первым?
- Что представляет собой внутренняя среда
организма и каковы ее функции?
Слайд 4.
Задание 1. Пользуясь текстом учебника (стр.
82-84), заполните схему и установите
взаимосвязь между компонентами внутренней
среды организма.
Вопросы: - Каковы компоненты внутренней
среды организма? Как они связаны между
собой.
Отчет о проделанной работе (ответы на
вопросы).
Слайд 5.
Учитель: Сравните свою схему со схемой на
слайде. Если есть неточности, то дополните
свою схему. Сделайте вывод
Учащиеся: вывод: внутренняя среда
организма представлена кровью, тканевой
жидкостью и лимфой, которые связаны между
собой.
2. Объяснение учителя:
Гомеостаз – динамическое поддержание
постоянства внутренней среды. Понятие
гомеостаз ввел в 1929 году американский
физиолог У. Кеннон. Часть воды, минеральных
и питательных веществ потребляется
клетками, на смену им приходят новые
вещества из органов дыхания и пищеварения.
Аналогично происходит и удаление шлаков:
выделяемые клетками вещества выводятся из
организма. Вследствие этого происходит
поддержание концентрации этих веществ в
тканях и крови, причем содержание всех
компонентов непрерывно колеблется около
определенной средней точки.
3. Общее количество крови в организме 7%
его веса, по объему это 5-6 литров у
взрослого человека и 3 литра – у подростков.
Кровь – одна из важнейших жидкостей в
организме.
Решаем вторую задачу
-Каков состав крови?
Слайд 6.
Заполните схему 2, используя текст
учебника, рис. 43 стр. 85.
- Сравните составленную схему со схемой на
слайде.
Слайд 7.
- Сделайте вывод.
Учащиеся: вывод: кровь представлена
плазмой и форменными элементами. В состав
плазмы входят неорганические вещества:
вода, минеральные вещества и органические
вещества: белки, жиры, углеводы. Форменные
элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Учитель:
4.Если принять все форменные элементы за
100%, то эритроциты составляют -96%;
лейкоциты – 3%; тромбоциты – 1%.
- Давайте более подробно изучим форменные
элементы.
Слайд 8.
Используя текст учебника заполнить
таблицу:
1 – 4 группы - эритроциты
2 - 5 группы - лейкоциты
3 – 6 группы - тромбоциты
Через 5 – 6 минут группы отчитываются по
заданиям. При отчете одной группы все
остальные заполняют колонки таблицы.
Слайд 9.
Сравните свою таблицу с таблицей на
слайде. Сделайте вывод.
Учащиеся: вывод: форменные элементы крови
различны по размерам, форме, строению и
выполняемым функциям.
- Молодцы! Зная состав крови, определите,
какие функции она выполняет в организме?
(ответы учащихся). В тетради записываются
функции крови: защитная, транспортная,
гуморальная, терморегуляция.
Учитель:
5. Прием "Удивляй”: Вы обратили
внимание, что из всех форменных элементов
эритроциты составляют 96 %. В 1 мм3 содержится
4 – 5 млн. эритроцитов, а всего в крови
человека их 25 триллионов. Если положить все
эритроциты друг на друга, то получится "
столбик” высотой 62 тысяч км, на оси этой
длины могло бы вращаться несколько таких
планет, как наша Земля. Общая поверхность
всех эритроцитов составляет 3800м.2. Это в 1500
раз больше всей поверхности человеческого
тела.
-У червей кровь зеленая.
- У моллюсков – голубая.
- А какая кровь по цвету у большинства
позвоночных, к которым относится и человек?
- Чем это объясняется ?
- Почему эритроциты красные?
6. Объяснение учителя о составе
гемоглобина
Гемоглобин:
Гемо (железо, красный цвет). Глоба (белок)
7. Эритроциты выполняют важнейшую
функцию – перенос кислорода.
- А связано это с формой и размерами
эритроцита?
- Давайте сравним эритроциты крови
человека и лягушки?
Слайд10.
8. Лабораторная работа "Микроскопическое
строение крови человека и лягушки”.
Самостоятельная работа.
- Сделайте вывод.
Учащиеся: вывод: эритроциты крови
человека в процессе эволюции утратили ядро,
приобрели двояковогнутую форму и
уменьшились в размерах для того, чтобы
переносить как можно больше кислорода.
Слайд 11.
Проверьте верно ли сделали вывод? Молодцы!
5 Этап. Закрепление знаний.
Предлагаю вам в группе решить задачу.
Ответ обосновать.
1 группа: При переходе горцев на
жительство в равнины и обратно, количество
красных кровяных телец (эритроцитов) в
крови меняется в сторону увеличения или
уменьшения. В каком случае – как?
2 группа: При быстром восхождении на гору у
здоровых туристов развивается "горная
болезнь” - одышка, сердцебиение,
головокружение, слабость. Эти признаки при
частой тренировке со временем проходят.
Предположите, какие изменения происходят
при этом в крови человека.
3. группа: При исследовании крови человека
у него обнаружили повышенное содержание
глюкозы (до 2%) и срочно положили на
обследование в больницу. Почему это сделали?
4. группа: Концентрация солей
физиологического раствора, заменяющего
иногда в опытах кровь, разная для
холоднокровных (0,65%) и теплокровных (0,95%). Чем
объясняется такое различие?
5. группа: Если прилить в кровь чистую воду,
то клетки крови лопаются, если поместить их
в концентрированный раствор соли, то
сморщиваются. Почему этого не происходит,
если человек выпьет много воды и употребит
много соли?
Заслушиваются и оцениваются ответы
учащихся.
- Молодцы! У Вас все получилось!
Представьте ситуацию: Вы врачи, к Вам на
прием пришли больные с результатами
анализа крови. Установите диагноз.
- Можно ли по крови определить состояние
здоровья человека?
Учащиеся изучают бланки анализа крови
разных "больных” и ставят диагноз. Каждая
группа отчитывается о выполнении задания.
6. Этап. Рефлексия.
- Так является кровь – зеркалом организма?
Обратите внимание на доску.
- Мы выяснили состав внутренней среды?
- Мы установили состав и функции крови?
- Справились с поставленными задачами?
- Мы достигли цели урока?
ДА!
-На уроке хорошо работали все. Молодцы!
Предлагаю проверить свои знания, выполнив
тест.
Проверьте и оцените свою работу.
Критерий оценки:
0 ошибок – 5 балов.
1 ошибка - 4 балов.
2 ошибки - 3 балов.
3 ошибки - 2 балов.
7. Этап. Домашнее задание: §17,минисочинение
по теме: "Путешествие эритроцитов по
кровеносному руслу”. |