По Закону об образовании ОУ обязано обеспечить
оптимальное функционирование образовательного
процесса и достижение результатов
образования, соответствующих образовательному
стандарту. Для этого любое ОУ стремится
обеспечить необходимый уровень учебной
мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Каждая школа решает эти задачи по-своему. Цель
нашей школы – создать модель, которая не только
давала бы возможность объективно получать
информацию о состоянии дел в образовательном
процессе, но также повышать успеваемость и
качество обучения наших учащихся.
За основу в нашей модели взят мониторинг.
(Мониторинг – это постоянное организованное
наблюдение за каким-либо процессом с целью
сопоставления сменяющих друг друга состояний с
ожидаемыми результатами, отслеживание хода
каких-либо процессов по четко определенным
показателям).
Приоритетным для нас является педагогический
мониторинг. Он играет важную роль в
управлении ОУ, создает необходимое
информационное обеспечение образовательного
процесса. Это современное средство контроля с
целью диагностики, которое позволяет по-другому
посмотреть на учебно-воспитательный процесс.
Система показателей педагогического
мониторинга включасет в себя следующие группы:
- сформированнность общеучебных умений и навыков
- успеваемость и качество обучения по отдельным
предметам
- воспитанность учащихся
- состояние их здоровья
- системность, современность содержания
образования и др.
Наша модель педагогического мониторинга
строится на наблюдении за индивидуальной
успеваемостью и качеством обучения в школе по
предметам учебного плана и сопоставлении
полученных данных с желаемым результатом. А
желаемый уровень качества обучения в нашей
школе, принятый педагогическим советом 41%,
успеваемости – 98%.
Педагогический мониторинг обеспечивает
педагога и администрацию своевременной
качественной информацией, необходимой для
принятия управленческих решений, определяет
насколько рациональны средства и методы,
используемые в педагогическом процессе.
Управление эффективно, если оно опирается не
только на информацию об успеваемости и качестве
обучения учащихся, но предполагает анализ
причин их несоответствия заявленным результатам
и поиск резервов повышения эффективности
учебного процесса. Чтобы оперативно провести
такой анализ нужно рассматривать в условия,
процесс, результат мониторинга в их единстве. Эти
компоненты мониторинга описаны в «Положении об
организации и проведении школьной модели
мониторинга».
Подпрограмма «Внутришкольный мониторинг как
способ повышения успеваемости и качества
обучения учащихся» – составная часть программы
развития школы. Согласно подпрограмме
– ведется анализ рейтинга учащихся по среднему
баллу и отслеживаются изменения по сравнению с
предыдущей четвертью (полугодием);
– анализируется общий процент качества,
успеваемости, процент неуспевающих;
Примеры СОК по некоторым предметам.
Степень обученности с 7 по 9
класс русский язык 2006-2009 учебный год
Степень обученности с 7 по 9 класс
математика 2006-2009 учебный год
– производится ранжирование предметов по
сложности их усвоения учащимися, с
использованием показателей качества знаний;
– прослеживается динамика роста(спада)
отслеживаемых результатов обучения.
Результатом мониторинга является
сохранение успеваемости в школе на оптимальном
уровне.
С переходом на мониторинговый контроль за
эффективностью учебного процесса мы пытаемся
по-новому подойти к обработке и анализу
получаемой информации, стремимся реализовать
индивидуально-дифференцированный подход в
управлении успеваемостью и качеством обучения
наших учеников.
|