Цели и задачи урока:
- рассмотреть значение воды в жизни человека;
- оценить водные ресурсы России и их
распределение во времени и пространстве;
- закрепить знания о водных ресурсах России
(понятия, типы вод).
Оборудование:
- физическая карта России;
- компьютерный класс с интерактивной доской;
- материалы Приложений для работы с
интерактивной доской.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Ребята на ПК выполняют на
знание терминов по теме "Водные ресурсы России"
на соответствие.
2. Изучение нового материала.
- План изучения в слайде презентации:
- Водные ресурсы и их использование.
- Водный кадастр.
- Влияние человека на водные ресурсы,
водопотребление.
- Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
- Стихийные явления.
Водные ресурсы и их использование.
Потребление воды человеком в сотни раз
превышает потребление всех остальных видов
природных ресурсов. Рост потребления вызывает
истощение запасов пресных вод. И хотя вода
покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится
к возобновимым ресурсам, она становится все
более дефицитным природным продуктом.
Водные ресурсы - это воды (поверхностные и
подземные), которые человек использует в быту, в
промышленности, в сельском хозяйстве.
Значение рек:
А) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л
воды, а в год около 110-150 м3. Для производства
1 т сахара расходуется 100м3 воды, 1 т бумаги -
900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный
металлургический комбинат потребляет в сутки
около 1 млн. м3воды.
Б) Вода рек - это самые дешевые водные пути,
которые часто были единственными дорогами в
лесной зоне России 10 - 19 вв.
В) Большая часть пресных вод расходуется в
сельском хозяйстве на орошение.
Задание: заполните схему в задании 2 на компьютере (один человек на
интерактивной доске).
Россия богата водными ресурсами, но размещены
они неравномерно: северо-запад Русской равнины
- озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток
Русской равнины, Среднерусская возвышенность,
Урал испытывают недостаток влаги.
Основные запасы пресных вод сосредоточены в
озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку
возобновление этих вод идет очень медленно (в
ледниках вода задерживается на несколько веков),
то их называют вековыми запасами.
Задание: заполните схему в задании 3 на компьютере, один
человек у доски.
Человек использует в основном речную воду, это
ежегодно возобновляемые водные ресурсы,
которыми богата Сибирь.
- Покажите крупные реки Сибири.
- Какая река является самой полноводной в
России? (Енисей)
Водный кадастр.
Для оценки водных ресурсов создан водный
кадастр - свод сведений о водных ресурсах
России. Он обобщает материалы гидрологических
наблюдений и исследований.
В кадастре указано и распределение вод на
территории нашей страны, и сезонное
распределение многоводных рек.
На каждого жителя Русской равнины приходится
8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири -
100000 м3 в год, т.е. в 12 раз больше. В южных
районах ( земледельческих) России дефицит воды,
т.к. большая часть воды идет на орошение. На Урале
водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала
маловодны ( это верховья рек), а потребности для
городов и многочисленных предприятий в воде
очень большие.
- Реки России полноводны весной. Почему?
(Смешанное питание с преобладанием снегового).
Потребность в воде наибольшая на территории
страны ощущается летом. Чтобы обеспечить
потребности в воде, создаются пруды и
водохранилища.
- В чем различие между прудами и
водохранилищами? (Водохранилища гораздо
крупнее прудов по площади и запасам воды, они
создаются на крупных реках.)
Влияние человека на водные ресурсы,
водопотребление.
Ежегодно в России из разных источников для
хозяйственных нужд изымается много воды - в
среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых
районах с высокоразвитой промышленностью и
большой долей орошаемого земледелия этот
показатель достигает 40%. Вода, используемая для
водоснабжения человека и его хозяйства,
возвращается в гидросферу не в полном объеме и не
всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за
счет испарения с орошаемых полей и поверхностей
искусственных водоемов, из-за несовершенных
промышленных технологий и утечек из
водопроводов. Антропогенное воздействие
уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани,
Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части
России снизился на 50%, многие из них просто
исчезли.
Итак, человек влияет на водные ресурсы.
- Рассмотрим две стороны этого процесса:
отрицательное влияние и положительное влияние.
Задание: заполните таблицу в задании 4 на компьютере, один человек у
интерактивной доски.
Использование воды
водопользование |
водопотребление |
Рыбное хозяйство |
Промышленность |
Гидроэнергетика |
Сельское хозяйство |
Речной транспорт |
Коммунальное хозяйство (вода в
квартире, полив улиц) |
Купание в реке |
|
Рыбалка на берегу с удочкой |
|
Водопользователи загрязняют воду,
ухудшают ее качество |
В результате потребления воды
становится меньше, т.е. уменьшается ее
количество, но и меняется качество воды из-за
стоков. |
- Приведите примеры ухудшения качества воды.
А) сплав древесины (молевой) - часть древесины,
намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми
веществами.
Б) загрязняет воду и водохранилище, в котором
замедлена скорость течения воды и увеличивается
концентрация грязных стоков. Вода теряет
способность самоочищаться. Кроме того,
водохранилище приводит к заболачиванию
окрестностей, т.е. происходит подъем уровня
грунтовых вод. Происходит затопление пойменных
земель, обладающих наибольшим плодородием. На
дне водохранилищ остаются деревни и даже города.
Охрана вод, система обратного водоснабжения.
Как сохранить воду чистой для нас и будущих
россиян?
Ребята называют ответы, учитель постепенно
открывает шторку для проверки.
- Строить очистные сооружения, а многие
очистные сооружения реконструировать.
- Совершенствовать технологию производства на
предприятиях. Например, ввести оборотную систему
водоснабжения. Отработанные воды очищаются и
снова используются на этом же предприятии.
- Экономия потребления воды, плата за каждый
метр кубический по счетчику.
Стихийные явления.
Вода может приносить человеку много бедствий.
Это стихийные явления:
наводнения, снегопады, сели, лавины, наледи,
гололед, ливни.
40 % всех стихийных бедствий приходится на
наводнения. Открыть видео
о
наводнениях.
На каких реках чаще бывают наводнения? Почему?
(На реках Северного стока. Весной в верховьях
рек, находящихся южнее низовьев, уже ледоход и
половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В
результате образуются ледяные заторы, плотины,
выше которых поднимается уровень воды, и река
выходит их берегов.)
Особенно часто наводнения случаются на
участках рек с низкими берегами (Обь, Лена).
Вспомнить наводнение в Ленске. Во время
муссонных дождей наводнения бывают и на реках
Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя
селиться, особенно на низменных участках.
Сели - грязекаменные потоки случаются на
Кавказе, в горах юга Сибири. Причина
возникновения селей - сильные ливни или быстрое
таяние снега, наличие большого количества рыхлых
грунтов в верховьях горных долин, сведение лесов
на склонах гор.
Меры борьбы с селями:
- облесение склонов
- террасирование склонов
- создание в руслах горных рек специальных плотин
- селесборников.
3. Закрепление.
В качестве закрепления предлагается решить кроссворд.
4. Вывод.
Наша страна необычайно богата разными видами
пресных вод: реками и озерами, подземными водами
и ледниками. В настоящее время в ряде районов
страны сложилась тревожная ситуация, связанная с
нехваткой воды или ухудшением ее качества.
Необходимо вести постоянную борьбу с
загрязнением и истощением вод. Уже сейчас
затраты на сохранение и воспроизводство
качества воды занимают первое место среди всех
расходов человечества на охрану природы, и
суммарная стоимость пресной воды намного больше
стоимости любого другого вида используемого
сырья.
Слайд № 17. На интерактивной доске запишем
вывод: "Берегите воду!".
5. Домашнее задание.
Параграф 17, вопрос № 4 после (Исстари
считалось, что на Руси человек жил с рекой душа в
душу. Она приучала к порядку и общежитию,
воспитывала предприимчивость, привычку к
артельному (коллективному) действию. Приведите
свои доводы в пользу этого утверждения.
|