Цель: формирование умений самостоятельно в
комплексе применять знания, умения учащихся, осуществлять их перенос в
новые условия на основе деятельностого подхода с применением
коммуникативных, рефлексивных умений, развития логического мышления
учащихся, контроля, самоконтроля знаний по теме «Вода. Растворы».
Обучающая задача: формировать умения у учащихся
решать расчётные задачи с использованием W растворённого вещества,
составлять уравнения химических реакций, используя теоретические знания
по данной теме, создавать условия для устранения пробелов в знаниях у
учащихся. Воспитательная задача
: создавать условия для
развития коммуникативных умений в результате групповой работы на уроке,
для формирования адекватной самооценки, организаторских способностей,
развития самоконтроля у учащихся. Развивающая задача
: развивать логическое мышление,
речемыслительные навыки: чёткость, логичность, полноту ответов.
Тип урока – комплексное применение знаний и умений
учащихся.
Методы обучения:
наглядный, практический (работа с дидактическими материалами),
частично-поисковый. Формы работы
:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: средства обучения
:
учебник, дидактический материал (карточки с заданиями), презентация
по теме «Вода», творческие работы учащихся по теме «Вода - самое
удивительное вещество на земле». технические средства
:
компьютер, мультимедийный проектор; оборудование для конкурса «агрономов-лаборантов»
:
весы, разновесы, мензурки, колбы, стеклянные палочки;
реактивы: соли: хлорид натрия, карбонат натрия, нитрат натрия,
сульфат натрия, вода.
Для урока были разработаны дидактические задания с учетом
индивидуальных особенностей учащихся, так вопросы химической разминки
рассчитаны для аудиалов, задания конкурса «узнай вещества» подходят для
кинестетиков, аудиалов, визуалов, интровертов, экстравертов.
Химические задачи для аудиалов, визуалов, а задание «Крестики и Нолики»
для кинестетиков, визуалов, интровертов, экстравертов.
Т.к. в группах были ученики с различными особенностями восприятия, то
все задания не должны были учащихся поставить в тупик.
На развитие коммуникативных умений ориентированы задания «Узнай
вещества», «Крестики и Нолики». Оптимальными для формирования
адекватной самооценки будут задания химической разминки, решения
химических задач. Во время основного этапа созданы условия для развития
самоконтроля учащихся.
I. Вступительное слово учителя и информация
о домашнем задании Домашнее задание.
Продолжить создание
творческих работ по теме «Вода. Растворы» в форме кроссвордов, ребусов,
шарад, биологических задач, загадок, мини сочинений.
II. Подготовка к основному этапу занятия. Целепологание.
Учитель напоминает, что изучалось на предыдущих уроках и предлагает
учащимся самим назвать цель и задачи урока.
Учащиеся высказывают свои варианты. Учитель обобщает: «На
сегодняшнем уроке у вас есть возможность продемонстрировать свои
знания, также и пополнить багаж необходимых знаний по теме «Вода.
Растворы ». Вопрос для учащихся:
Чего мы должны добиться к концу урока?
Учащиеся предлагают свои варианты. Учитель подводит итог: «Отработать
знания, умения по данной теме, чтобы на следующем уроке успешно
справиться с тестовыми заданиями по теме».
Далее учитель просит учащихся письменно на «листах самооценки» (Л.С.)
ответить на вопросы: Кто уверен, что успешно справится с заданиями урока?
Те, кто сомневаются в успехе, отметьте, что вам может
помешать добиться успеха?
(Некоторые задания, которые будут выполняться на уроке, представлены
на доске и учащиеся могут оценить сложность предстоящей работы).
Для работы на уроке применяется групповая форма организации
учебно-познавательной деятельности (учащиеся разделены на 4
группы-команды).
Поэтому учащиеся выбирают роль, какую бы они хотели выполнять в
группе (роль - организатора, генератора идей, исполнителя).
Для оценивания учащихся учитель использует жетонную систему:
- за правильный, полный ответ учащиеся смогут заработать красные
жетоны;
За правильный, но неполный ответ – желтые жетоны.
Жетоны находятся на столах учащихся, заработанные жетоны они будут
брать самостоятельно.
По общему количеству жетонов учащиеся получают 2 отметки за
индивидуальную и групповую работу: «5»
за индивидуальную работу - 4 красных и 1 желтый
жетон; 3 красных, 2 желтых жетона; 4 или 5 красных жетонов; «4»
- 4 или 5 желтых жетона; 2 желтых и 2 красных
жетона; 2 желтых и 2 красных жетона; «5»
за групповую работу получают участники группы,
занявшей 1 место; «4»
- участники группы, занявшей 2 место.
III. Основной этап урока
Людям всех стран нужна цветущая земля, чистые реки и моря, чистый
воздух. Значение воды подчеркивается такими известными высказываниями: «Вода
– это эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Вода –
чудо природы». О воде не случайно писали
картины, слагали стихи. Послушайте несколько стихотворных строк:
«Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана.
И всё это – только вода».
(Использование презентации )
Чтобы успешно справиться с трудными заданиями, учащимся предложена
биологическая разминка.
1. Актуализация знаний, умений учащихся
1. Химическая разминка
1) Каждой команде задаётся 1 вопрос, если первая команда не дает
ответ, то
право ответа передается следующей команде. Время на обсуждение – 5
секунд.
Вопрос для 1 команды:
1. Кто и когда впервые осуществил синтез воды?
Ответ: А.Л.Лавуазье в 1783г. ( демонстрация фотографии А.Л.
Лавуазье).
Вопрос для 2 команды:
1. Можно ли высушить бельё на морозе?
Ответ: Можно, т.к. лёд тоже испаряется.
Вопрос для 3 команды:
1. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, а в
каком наименьшее?
Ответ: Стекловидное тело глаза – 99% воды, зубная эмаль – 0,2% воды.
(использование презентации) Вопрос для 4 команды:
1. Почему стальная иголка не тонет, если её аккуратно положить на
поверхность воды?
Ответ: Это объясняется силами поверхностного натяжения.
Вопрос командам:
Назовите сезонные явления в жизни животных и растений, связанные с
агрегатными состояниями воды.
Ответы:
А) анабиоз-период зимнего покоя растений (гелеобразное состояние
воды);
Б) морозобоины растений (вода в твёрдом состоянии), замерзание птиц
зимой из-за недостатка корма и понижение температуры их тела (вода в
твердом агрегатном состоянии – в виде льда);
В) необходимость определённой влажности воздуха для дыхания и
транспирации (испарение воды листьями) растений, для поддержания
нормального дыхания животных (осушение воздуха в носовой полости) (вода
в газообразном состоянии).
Вопрос классу:
Ответы, какой команды были грамотными, полными? Какие команды смогли
заработать только красные жетоны?
На химическую разминку до 7 минут.
2. Отработка коммуникативных умений учащихся. Применение обобщённых знаний.
Учитель подводит итог:
«После того, как вы продемонстрировали теоретические знания о воде, я
надеюсь, вы сможете безошибочно применить свои знания при выполнении
более сложных заданий».
1. Конкурс «Узнай вещества»
Команды получают карточки с генетическими цепочками. Участники
команд должны определить вещества, скрывающиеся за буквами «Х» и «У» и
написать уравнения химических реакций (приложение 1). Приложение 1:
Для проверки названий веществ, слово предоставляется лидерам команд.
Правильность написания уравнений хим. реакций члены 1 команды
проверяют у 2 команды, а члены 3 команды у 4 и наоборот. Команды
получат жетоны за определение веществ Х, У (1жетон), за написание
уравнений реакций (2 жетона).
Вопрос классу:
На конкурс «Узнай вещества» 8 минут. Учитель подводит итог об
использовании воды для получения растворов кислот, оснований.
2. Конкурс'' агрономов-лаборантов'' (теоретический тур)
Вопрос классу: Что вы знаете о профессии лаборантов
химических лабораторий?
Принимаются ответы учащихся, учитель добавляет необходимую
информацию.
Вы сегодня сможете побыть в роли лаборантов.
Группы получают 2 карточки с химическими задачами, первую задачу
учащиеся будут решать в классе, а вторую – дома.
Для решения задач 4 –5 минут, затем группы представляют ответы.
Решает задачу половина команды, другая половина принимает участие в
практическом туре конкурса «агрономов-лаборантов».
Задача №1. Для подкормки томатов применяют 0,2%-й
раствор нитрата натрия (NaNO3). Какую массу нитрата натрия и
воды нужно взять, чтобы приготовить 1 кг раствора? Задача № 2.
Рассчитайте, какую массу поваренной
соли и воды нужно взять для приготовления 250 г. раствора с массовой
долей соли 15 %.
Участник из команды, решившей правильно задачу первой, пишет на
доске вариант решения. Происходит самопроверка (группы сравнивают свой
ответ с правильным). Команды за скорость и правильность решения смогут
получить по красному жетону.
Конкурс'' агрономов-лаборантов'' (практический тур) Задание для 1 команды:
приготовить 2 %-ный раствор
хлорида натрия массой 50граммов. Задание для 2 команды:
приготовить 5%-ный раствор
нитрата натрия массой 100 граммов. Задание для 3 команды:
приготовить 3%-ный раствор
сульфата натрия массой 60 граммов. Задание для 4 группы:
приготовить 1%-ный раствор
карбоната натрия массой 40 граммов.
Теоретический и практический тур конкурса проходят одновременно.
На выполнение заданий до 10 минут.
Вопрос учащимся: Где в быту можно использовать знания о приготовлении
растворов?
( Использование презентации.)
Учитель подводит итог.
3. «Крестики и нолики»
Команды должны попытаться определить выигрышный путь на следующих
таблицах, если он - вещества, с которыми взаимодействует вода
(приложение 2).
Участники команд должны провести линию (горизонтально, вертикально
или по диагонали) таким образом, чтобы она зачеркнула только формулы
веществ, взаимодействующих с водой.
Задание членам команд:
Напишите уравнения химических реакций.
Приложение 2
Задания:
Для 1 и 3 команды:
K |
Cu |
Na2O |
SO3 |
Al2O3 |
Ca Ca |
Au |
CaO |
CO2 |
Для 2 и 4 команды
SO2 |
CuO |
Cu |
Fe3O4 |
Ag |
Na2O |
SO3 |
CaO |
K |
Ответы:
Для 1 и 3 команды
K |
Cu |
Na2O |
SO3 |
Al2O3 |
Ca Ca |
Au |
CaO |
CO2 |
Для 2 и 4 команды:
SO2 |
CuO |
Cu |
Fe3O4 |
Ag |
Na2O |
SO3 |
CaO |
K |
На выполнение этого задания –3-4 минуты.
Правильность выполнения- 1команда проверяет у 3, а 2 у 4 и наоборот.
За правильный ответ команда получает красный жетон.
IV Рефлексия
Вопрос классу:
Как вы считаете, какие группы давали сегодня наиболее яркие ответы?
Почему группы …………. смогли лучше других справиться с заданиями?
Учащиеся отмечают разными значками на «ЛС» свою активность на уроке.
Те, кто в полном объеме использовал свои знания на уроке и не
испытывал затруднения рисуют те, кто не совсем доволен собой - , те, кто испытывал затруднения - .
Учащиеся по просьбе учителя сопоставляют прогнозируемый и реально
достигнутый результат.
Задание классу:
Какую роль в группе вы себе прогнозировали, что получилось на самом
деле?
V Подведение итогов
Вспомните, какова была цель сегодняшнего урока?
- Как вы считаете, достиг ли наш урок поставленной цели?
- Что бы вам хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому?
- Подтвердились ли ваши ожидания?
- У кого еще остались проблемы?
Подсчитывается количество заработанных жетонов участниками команд.
Выявляются группы (команды) - победители, получившие наибольшее
количество жетонов. Они получают отметку «5». Учитель (с помощью
учеников) отмечает, кто из учащихся отличился, кто работал не в полную
силу.
Отметки за индивидуальную работу ученики узнают на следующем уроке
(после подведения окончательных итогов учителем). |