Цели: активизировать все знания учащихся о
воде; развитие эмоциональных качеств за счет
использования в работе ТСО, ярких примеров,
воздействующих на чувства учащихся; развитие
творческих способностей учащихся, их
познавательной активности, научить решать
задачи на нахождение массовой доли
растворенного вещества в растворе.
Оборудование: Телевизор, Фильм Ж. Кусто
"Тишина”, слайды проекта "Вода и водные
растворы”. Блоки-задания по изучению данной
темы. Индивидуальные карты изучения предмета.
Реактивы (вода, сахар); фильтры, стаканы
химические, палочки.
I. Организационный момент
На доске "Изучение нового материала”
закреплены слайды учебного проекта "Вода и
водные растворы”, обратить внимание учащихся на
необходимость заполнения индивидуальных карт
изучения предмета (у каждого учащегося карта
находится на парте). Повторить правила техники
безопасности при работе с растворами. ПТБ
вывешены на доске.
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
- Если в руках у вас жидкое – не разлейте,
порошкообразное – не рассыпьте, газообразное –
не выпустите наружу.
- Если включили – выключите.
- Если открыли – закройте.
- Если разобрали – соберите.
- Если вы не можете собрать – позовите на помощь
умельца.
- Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.
- Если вы одолжили что-нибудь – верните.
- Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте
и порядке.
- Если вы привели что-либо в беспорядок –
восстановите статус-кво.
- Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
- Если вы хотите воспользоваться чем-либо,
принадлежащим другому, попросите разрешения.
- Если вы не знаете, как это действует, ради бога,
не трогайте.
- Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
- Если вы не знаете, как это делается – сразу
спросите.
- Если вы не можете что-либо понять – почешите в
затылке.
- Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у
вас ничего не загорелось.
- Если не усвоили этих правил, не входите в
лабораторию.
Правила выживания = здравый смысл + ТБ
Привезено из химической лаборатории
университета г. Бомбей, Индия.
II. Ход урока
На доске закреплена карта изучения по теме:
1. Что такое вода?
2. Свойства вода.
3. Почему вода – вода?
4. Видел ли хоть кто-нибудь воду?
5. Что мы называем раствором?
6. Изучение формулы.
7. Решение задач.
А) Слово учителя: "Что такое вода?.. Такой
вопрос может показаться не только странным, но и
немного невежливым. Кто же может не знать этого?
Всякий знает, что вода – это соединение водорода
и кислорода. Вот и всем известная формула воды (на
доске вывешивается формула воды).
С водой очень хорошо знаком каждый, кто
умывается по утрам, пьёт чай. Умеет плавать, любит
бегать под дождём, не боясь промокнуть, катается
на коньках и ходит на лыжах”.
Б) Свойства воды.
Многие ученые изучали свойства воды. Среди них
Антуан Лоран Лавуазье (на доске укреплен портрет
ученого).
Слово об ученом (заранее готовит ученик):
Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794). Французский
химик, член Парижской академии наук. Продолжил
начатое Ломоносовым преобразование химии в
науку, основанную на точных измерениях.
Руководствуясь законом сохранения массы. Он
правильно объяснил окисление металлов и горение
других веществ как реакции соединения их с
кислородом; определил состав воды и затем
синтезировал её, чем окончательно опроверг
гипотезу флогистона. [4]
<рисунок 1>
заранее было дано задание на дом, подготовить
ответ на вопрос 2, используя методическую
литературу по предметам: биология, география,
физика (задание для нескольких учащихся).
– После обсуждения предлагается прослушать
высказывания о воде великих ученых
(индивидуальное задания для одного ученика).
– Какие пословицы и поговорки сложил наш
народ о воде? (Задание давалось учащимся в
качестве домашнего).
Учащимся было дано заранее индивидуальное
задание, которое оформляется на листах бумаги
формата А4 в виде капли воды. Затем после
прослушивания сообщения эти "капли”
прикрепляются к магнитной доске, составляя план
изучения темы.
В) Почему вода – вода?
Этот вопрос совсем не так неразумен, как это
может показаться. В самом деле, разве вода – это
только та бесцветная жидкость, что налита в
стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу
планету, всю нашу Чудесную Землю, на которой
миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода.
Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому
на земной поверхности,- это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снеговые покровы, застилающие почти половину
платены, – и это вода.
На экран проецируются фотографии природы,
связанные с темой урока.
2) фото реки Сок, протекающей по территории
села.
3) зимний лес
4) рукотворное озеро в пустыне Кызыл-Кум
(Узбекистан)
Г) Видел ли хоть кто-нибудь воду?
Рассказ учителя: "Этот вопрос может показаться
нелепым. Однако если быть строгим и точным в
ответах, то придётся сказать, что нет – воду пока
ещё, наверное, никто не видел и не держал в руках.
То, что налито в стакане и что мы по привычке
называем водой, на самом деле всегда
представляет собой раствор очень многих веществ
в воде. В ней растворены газы: азот, кислород,
аргон, углекислота – и все примеси, находящиеся в
воздухе. В ней растворены, наверное. Сотни. А
может быть, и тысячи различных соединений почти
всех элементов периодической системы. В ней
взвешены мельчайшие нерастворимые частицы пыли.
Это мы и называем чистой водой. Много ученых
работает над решением трудной проблемы
получения абсолютно чистой воды. Но пока ещё
получить такую воду не удалось. Да и как это
сделать: налитая в стакан вода растворяет стенки
стакана, соприкасаясь с любым газом, она
растворяет газ. Ручьи, речки и реки сносят
растворенные водой примеси в океан. Вода океана
испаряет и вновь возвращается на Землю, чтобы
снова и снова продолжать свою вечную работу. А
растворенные соли остаются в морях и океанах. Не
думайте, что вода растворяет и сносит в море
только то, что легко растворимо, и что в морской
воде содержится только обычная соль, которая
стоит на обеденном столе. Нет, морская вода
содержит в себе почти все элементы, существующие
в природе. В ней есть и магний, и кальций, и сера, и
бром, и йод, и фтор. Свыше 60 элементов нашли химики
в морской воде. Больше всего в морской воде
поваренной соли”. [4]
Содержание солей в морской воде составляет 35%.
Несмотря на такую большую концентрацию соли, в
морях и океанах живут самые разнообразные
животные. И мы это увидим. Просмотр отрывка
фильма Ж. Кусто "Тишина”.
– Мы поняли, что вода – растворы.
Г) Что же мы называем раствором?
Ответ находим в учебнике. Разбираем.
– Растворы – вещества переменного
состава. Состав раствора характеризуется
относительным содержанием в нём растворенного
вещества. Принято выражать состав растворов
через доли или процентное содержание.
– Раствор – это химическая система,
образованная несколькими веществами. Между
которыми нет поверхностей раздела. Вещества,
образующие раствор, называют компонентами
раствора. Один из компонентов раствора – растворитель.
[5]
На доске проецируется схема 1. Классификация
растворов.
< рисунок 5>
jД) Проведение лабораторного опыта:
В воду поместить кусок сахара, провести опыт
согласно таблице:
Наблюдаемое явление |
Объяснение |
1. Появление пузырьков газа |
1. Вытеснение воздуха из сахара водой |
2. Сахар разваливается |
2. Разрушение кристаллической решетки |
3. Образование двух слоев жидкости,
более плотный внизу, менее плотный наверху.
Перемещение границы раздела двух жидкостей |
3. Распределение (диффузия) молекул
сахара между молекулами воды |
4. Образование продуктов
взаимодействия (гидратов) между сахаром и водой. |
Сахар + вода = раствор (сладкая вода) |
Е) Изучение формулы:
Массовая доля растворенного вещества –
безразмерная величина, равная отношению массы
растворенного вещества к массе раствора.
<рисунок 6>
3. Решение задач
Подбор задач основан на дифференцированном
подходе к учащимся (проблема школы
"Личностно-ориентированное обучение в условиях
современной школы”)
Задания первого уровня соответствуют
требованиям, предъявляемым к обязательным
результатам обучения.
Задания второго уровня проверяют умение
учащихся применять знания по образцу.
Задания третьего уровня рассчитаны на
творческое применение знаний.
Задания первого уровня:
Задача 1
Определите массовую долю соли в растворе, если
для его приготовления взяли 80 г воды и 20 г соли
(при решении использовать формулу).
Задача 2
Вычислите массы поваренной соли и воды,
необходимые для приготовления 200 г
физиологического раствора (0,9-процентный раствор
поваренной соли).
Задача 3
Необходимо приготовить 500 г раствора
"марганцовки” – перманганата калия. С массовой
долей 0,1%. Определите массы воды и указанной соли
для приготовления раствора.
Задания второго уровня:
Задача 1
Определите массу соли, которую надо растворить
в 270 г воды. Чтобы получить раствор с массовой
долей растворенного вещества 0,1 (или 10%).
Задача 2
Определите массу сухой соли, которая
образуется в чашке после выпаривания 150 г
раствора с массовой долей этой соли 15%.
Задача 3
Определите массу сахара, который нужно
растворить в 1 л воды. Чтобы получился раствор с
массовой долей сахара 20%.
Задания третьего уровня:
Задача 1
Железнодорожная цистерна имеет
грузоподъёмность 60 т. Какова масса
перевозимой воды при транспортировке
65-процентной азотной кислоты пятидесятивагонным
поездом.
Задача 2
Одним из основных источников промышленного
получения магния служит морская вода. Где его
содержание составляет 0,13%. Какова масса морской
воды, которую необходимо переработать, чтобы
получить в конечном результате 100 т магния.
4. Закрепление
Решить задачи, ответы записать в блок ответов и
сдать на проверку учителю.
Вещество (г) |
Растворитель (г) |
Раствор (г) |
5 |
45 |
50 |
7 |
|
100 |
|
90 |
120 |
20 |
|
220 |
|
150 |
300 |
35 |
|
1000 |
5. Домашнее задание
Выучить терминологию, дана в блоке "Карта
изучения темы”, решить задачи из сборника
"Раздаточные материалы” (не менее 3 задач,
уровень сложности ученик выбирает
самостоятельно).
6. Итог урока
Сбор карт изучения предмета, тетрадей с
решением задач. Выставление и комментирование
отметок. |