Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 07:02:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Водород. Нахождение в природе, физические свойства, получение
07.03.2011, 12:02:38

Цель урока: ознакомить учащихся с водородом.

Задачи:

  • Обучающие: продолжить формирование понятий химический элемент и простое вещество на примере водорода; закрепить умение применять полученные знания при объяснении новых фактов; совершенствовать у учащихся умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
  • Развивающие: развивать мышление учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать; развивать навыки устной речи, познавательный интерес к предмету, наблюдательность в ходе эксперимента.
  • Воспитательные: воспитывать и прививать чувство коллективизма, сотрудничество с одноклассниками; воспитывать необходимость химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Пояснительная записка:

Данный урок является составной частью темы «Простые вещества». Урок выстроен методически правильно, состоит из 7 этапов, которые логически взаимосвязаны между собой и работают на достижение цели урока. После каждого этапа подводится итог.

Разнообразие форм работы (фронтальная, общеклассная, групповая, парная, самостоятельная) и методов (наглядные, практические, словесные) способствовали успешному овладению материала и проявления у учащихся всех своих возможностей и навыков.

На уроке постоянно поддерживался у учащихся интерес к уроку с помощью различных приемов: компьютерная презентация, сообщение одноклассника, проведение демонстрации. Разнообразные средства обучения являются современными и доступными для учащихся, обеспечивающими отличие предмета химии от других наук. Немаловажно, что на уроке дети обучались самостоятельной работе и умению делать выводы. В содержании материала соблюдается принцип оптимального соотношения научности и доступности, а также связи изучаемого материала с ранее изученным.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие

II. Мотивация. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о новом элементе, но прежде ответьте на мои вопросы. Вы знаете, что все науки связаны друг с другом. Какая наука наиболее близка к химии? Биология. Из курса биологии вы знаете, что основу жизни составляют 6 элементов первых трёх периодов (Н, С, N, О, Р, S), на долю которых приходится 98% массы живого вещества. Один из них мы сегодня будем изучать. А вот какой именно мы узнаем из следующей загадки. Слушайте внимательно, чтобы дать верный ответ.

Загадка

Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.
Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.
Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.

Ученик: Водород.

Учитель: Итак, тема урока: Водород.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Сейчас мы будем проводить исследование, чтобы познакомится с удивительным химическим элементом – водородом – и образованным им простым веществом. Для этого вам понадобится карточка-путеводитель, внимательно рассмотрите её.

Карточка-путеводитель

План исследования
"Открытие водорода”
"Распространение водорода”
"Визитка химического элемента”
"Получение водорода”
"Физические свойства простого вещества”
"Применение водорода”
"Синквейн”

Учитель: На каждом этапе вы узнаете что-то новое и интересное, мы изучим 1) как и кем был открыт водород; 2) где он находится на нашей планете и во вселенной; 3) строение атома и молекулы водорода; 4) как получают водород в лаборатории и промышленности; 5) физические свойства; 6) где применяют водород; 7) сочиним синквейн. После изучения каждого этапа вы буду самостоятельно заполнять карточку-путеводитель , ваш сосед будет проверять ответ и заполнять вашу карточку контроля, чтобы в конце урока поставить оценку.

Станция 1: "Открытие водорода” (сообщение ученика)

Учитель: Сейчас ваш одноклассник расскажет вам сообщение про открытие водорода. Слушайте очень внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Открытие водорода:

Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием цинка, олова или железа с серной или соляной кислотой. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Интересно отметить, что водород принимали за разновидность воздуха или флогистон. Ломоносов в своей диссертации "О металлическом блеске” писал: "При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой флогистон”.

Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, принимали водород за флогистон, и называли его "горючий газ”. Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода. Он установил, что водород не растворяется в воде и щелочах, при смешивании его с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название "горючий воздух”. Поскольку при действии кислот на различные металлы выделялся один и тот же газ, Кавендиш утвердился в своем мнении что водород – это флогистон. В 1781 году английский ученый, наблюдая горение водорода на воздухе: Н2 + О2 = 2Н2О установил, что водород при горении превращается в чистую воду. Но он сделал неверный вывод, посчитав, что вода, вещество элементарное, т.е. простое. В 1783–1784 гг. А. Лавуазье совместно с Ж. Менье осуществили термическое разложение воды и установили, что она состоит из кислорода и водорода.

Данные Лавуазье: 85 частей кислорода и 15 частей водорода.

Современные данные: 88,9% кислорода и 11,2% водорода.

Современное название водороду дал французский физик и химик А. Гитон де Морво в 1787 году. Он предложил латинское название гидрогениум, означающее "рождающий воду”. Русское название (по смыслу такое же): вода род.

Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.

Ученик(кот. читал доклад): "Кто и когда открыл водород?”

Учитель: За какое вещество ученые принимали водород? Почему Кавендиш дал водороду название «горючий воздух»?

Вот и мы с вами открыли водород, а сейчас перейдем на следующую станцию и узнаем о том где находится водород в природе.

Станция 2: "Распространение водорода”

Учитель:

А в атмосфере водород практически не встречается. Как простое вещество водород входит в состав вулканических газов. Солнце обогревает нашу землю за счет превращения водорода в гелий. Следовательно, водород – элемент космоса. Он составляет около половины массы солнца и большинства звезд, основную часть межзвездной среды и туманностей. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает первое место.

Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. В составе атмосферного воздуха присутствие водорода менее 0,0001 %.

Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы (–6,5% от сухой массы).

Внимание! Мы приблизились к следующему этапу, на котором вам будет необходимо применить все свои знания, полученные на предыдущих уроках.

Станция 3: "Визитка химического элемента”

Учитель: Предлагаю в группах подготовить ответы на вопросы.Делимся на три группы (по рядам), каждой группе выдается карточка с заданиями, на каждую парту по заданию, учащийся с последней парты записывает ответ на доске. Задание на время.

Задание для учащихся первой группы: указать положение водорода в периодической системе, указать группу , период, атомный номер, относительную атомную массу, заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.

Задание для учащихся второй группы: изобразить электронную и электронно-графическую формулы водорода, указать характерные степени окисления водорода.

Задание для учащихся третьей группы: написать образование молекул водорода. Составить электронную и структурную формулы вещества. Указать вид связи, тип кристаллической решетки. Спрогнозировать физические свойства водорода.

(Вопросы обсуждаются в группах. Ответы на эти вопросы заслушиваются у доски)

Ученик от 1 группы.

Водород – химический элемент первой группы главной подгруппы первого периода, атомный номер 1, заряд ядра +1, протонов в ядре 1, нейтронов 0, число электронов 1.

Ученик от 2 группы.

Строение атома водорода 1S', на внешнем уровне один неспаренный электрон, может отдавать и принимать электрон. Характерные степени окисления -1, 0, +1.

Ученик от 3 группы.

Атом водорода имеет один валентный электрон, При взаимодействии двух атомов водорода образуется молекула водорода с ковалентной неполярной связью:

Совокупность молекул водорода образуют простое вещество водород. Это вещество в твердом состоянии имеет молекулярную кристаллическую решетку.

Можно, зная свойства веществ с этим типом кристаллической решетки, спрогнозировать физические свойства водорода – газ, обладает летучестью, низкими температурами плавления и кипения.

Учитель: Теперь на основании строения атома водорода ответьте на следующий вопрос: почему водород поместили и в 1 группу главную подгруппу и в 7 группу главную подгруппу Периодической системы.

Ученик: Водород может отдавать и принимать электрон.

Все молодцы!

Станция 4: "Получение водорода”

Теперь вы работая самостоятельно в парах откройте учебник на стр. 109 найдите и перепишите способы получения водорода в лаборатории и в промышленности. (уравнения после готовности учащихся выводятся на проектор для самопроверки)

Получение водорода:

  1. В лаборатории: Zn + HCl = ZnCl2 + H2
  2. В промышленности: Н2О = Н2 + О2

Учитель: В больших масштабах, т.е. в промышленности, его можно получить электролизом воды. Можно ли использовать эти способы в лаборатории?

Ученик: Можно.

Учитель: Да, но в лаборатории используются более доступные реакции, для протекания которых не нужно электрического тока, нагревания. Достаточно вещества привести в соприкосновение и реакция с выделением водорода пошла. Поэтому на уроке мы будем получать водород взаимодействием цинка с разбавленной серной кислотой:

Zn + H2SO4 = ZnSO4+ H2

Мы получили водород, но нам нужно убедиться в этом. А для этого мы должны собрать газ водород. Какие способы собирания газов вам известны?

Ученик: Газы можно собирать над водой и вытеснением воздуха.

Учитель: Как надо держать сосуд для сбора водорода? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните молярные массы водорода и воздуха 2 и 29 грамм/моль. (ученики сравнивают)

Водород легче воздуха в 14.5 раз, следовательно, сосуд для сбора газа держим вверх дном.

Учитель: Мы получили газ, собрали его, теперь нужно доказать его наличие. Как это сделать?

Ученик: Водород горит, надо к сосуду с водородом поднести горящую спичку.

Ученик: Водород не имеет цвета, поэтому трудно сказать, весь ли воздух в пробирке вытиснился водородом. Грязный водород дает лающий звук при горении.

Учитель: Водород – горючий газ, образует с воздухом и кислородом взрывоопасные смеси (гремучие смеси), поэтому требует аккуратного обращения.

Опыт. Запишем уравнение горения водорода 2H2+O2=2H2O

Станция 5: "Физические свойства простого вещества”

Учитель: Предлагаю вам обобщить знания о физических свойствах водорода, записать в тетради.

Учитель: Давайте проверим и, если нужно, сделаем дополнения.

Работайте в парах. Запишите в тетради физические свойства простого вещества по рисунку на слайде:

Вкус:
Цвет:
Запах:
Температура кипения:
Растворение в воде:

Учитель: А теперь, зная физические свойства водорода можно сказать где он применяется.

Станция 6: "Применение водорода”

На экране проектируется блок-схема «применение водорода». 1) Водородная энергетика (преимущества- экологически чистое топливо, источником для водорода может служить вода, замкнутый цикл производства, т.к. при сжигании образуется вода, энергоемкое соединение, легко транспортируется, экономятся исчерпаемые энергосодержащие ресурсы); 2) водородная бомба

Станция 7: «Синквейн» (работа в парах)

Это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме.

Составить по схеме:

  • название темы – одно существительное
  • описание темы – два прилагательных
  • описание действия – 3 глагола
  • отношение к теме – четыре слова
  • суть темы – одно слово

Пример:

Углерод
Безликий и сверкающий
Греет, завораживает, проводит
Алмаз, графит, карбин, фуллерен
Основа жизни!

IV. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа/Выставление оценок

V. Информация о домашнем задании

Мы с вами очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: Носик | Теги: педсовет, Химическая реакция, химическая формула, Химия и жизнь, методические разработки, методическая копилка, химия в школе, периодическая система
Просмотров: 1387 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0