ЦЕЛЬ:
1. Познакомить учащихся с распространением
водорода в природе (на Земле и во Вселенной):
- с положением в Периодической Таблице
Д.И.Менделеева;
- с водородом – как простым веществом, его
физическими свойствами, со способом получения
водорода.
2. Развивать умения:
- давать характеристику водороду, как
химическому элементу и простому веществу, по
опорным конспектам;
- анализировать, сравнивать;
- отвечать на вопросы, слушать;
- самоанализа;
- наблюдения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Схемы: а) распространение элемента в
природе;
б) водород как простое вещество и химический
элемент.
2. Телевизор и видеомагнитофон.
3. Видеокурс (часть I) – Водород.
4. Штатив с пробирками, соляная кислота,
цинк, спички.
5. Отпечатанные таблицы для самостоятельной
работы учащихся на уроке.
Доводы, до которых человек додумывается сам,
Обычно убеждают его больше, нежели те,
Которые пришли в голову другим.
Б. Паскаль
Ход урока
Мотивационно-организационный момент.
Учитель: (звучит музыка)
Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.
Баратынский
Учитель: О чем идет речь в
стихотворении?
Учащиеся: о звездах
Учитель: И их количество во
Вселенной огромно.
Как вы думаете, какой химический
элемент занимает первое место по
распространенности во Вселенной?
(Учащиеся высказывают свои
предположения, учитель записывает все на доске в
виде схемы, например: – кислород
– водород
– углерод
– железо).
Учитель: Чтобы ответить на этот
вопрос и сформулировать тему урока – нужно
решить кроссворд, отгадать ключевое слово.
(Для данной работы класс делится на
группы по 4 – 5 человек)
Кроссворд
- Метод разделения однородных смесей путем
удаления избытка жидкости при нагревании.
- Химический элемент номер 35.
- Оксид водорода.
- Единица измерения количества вещества.
- В воздухе его содержится примерно 21%.
- Мельчайшая химически неделимая частица.
- Метод разделения однородных смесей основанный
на разности температур кипения веществ, входящих
в состав смеси.
Формулирование темы урока и
целеполагание.
Учитель: Кроссворд разгадан. Группа,
которая справилась с заданием быстрее всех,
сформулирует тему урока.
Учащиеся: тема урока – Водород и его
свойства.
(учитель возвращается к схеме, которую
сделал вначале урока по предположениям детей и
вычеркивает неправильные варианты ответов,
оставив только водород).
Учитель: в ходе урока вы должны
ответить на вопрос: Почему номер один? (вопрос
записан на доске)
Чтобы ответить на этот вопрос, какие
знания вы должны получить о водороде? С чем
должны познакомиться? Что узнать?
(Учащиеся высказывают свои
предложения, учитель на доске составляет схему).
Изучение нового материала, его осмысление.
Учитель: что вам уже известно о
водороде? (учащиеся говорят то, что им известно о
водороде).
Учитель: По ходу урока вы должны
заполнять таблицу, в которую записываете все, что
узнаете о водороде, а затем приклеить ее в
тетрадь.
Водород – химический элемент, Н |
Водород – простое вещество, Н2 |
Применение |
Положение в периодической таблице Д.И.
Менделеева |
|
1 |
Номер элемента – |
|
2 |
Аr – |
|
3 |
Номер группы – |
|
4 |
Номер периода – |
|
5 |
Получение водорода: |
Химическая реакция получения водорода: |
|
Водород в природе.
Учитель: Распространенность водорода в
природе. Обратимся к диаграмме.
(диаграммы, используемые на уроке, развешаны в
классе в разных местах, с целью профилактики
усталости школьников).
Учитель: Какой процент на долю
водорода приходится в Земной коре и во Вселенной?
(Учащиеся работают с диаграммами).
Учащиеся: в Земной коре на долю
водорода приходится примерно 1%, а во Вселенной 92%.
Учитель: Какой можно сделать вывод о
распространенности водорода во Вселенной?
Учащиеся: водород самый
распространенный химический элемент во
Вселенной – № 1.
Учитель: Сейчас узнаем о водороде
как о химическом элементе, простом веществе и его
физических свойствах.
Для этого обратимся к схемам и
Периодической Таблице Д.И.Менделеева.
Схема
химический элемент простое
вещество физические свойства
Водород как химический элемент.
Учитель: Что вы можете сказать о
водороде как о химическом элементе? (Учащиеся
отвечают, используя схему и Периодическую
Таблицу Д.И.Менделеева).
Учащиеся:
– химический знак – Н;
– входит в состав химических
соединений;
– положение в Периодической Таблице
Д.И.Менделеева:
порядковый номер 1;
расположен в первой группе, в первом периоде;
относительная атомная масса равна 1,00794;
латинское название Hydrogenium.
Учитель: Какой можно сделать вывод о
положении водорода в Периодической Таблице
Д.И.Менделеева.
Учащиеся: В Периодической Таблице
Д.И.Менделеева водород является элементом номер
один.
Водород простое вещество.
Учитель: Каков состав простого
вещества водорода?
Учащиеся: (используя схему)
Простое вещество водород состоит из двух атомов
водорода, и на письме записывается как – Н2.
Физические свойства водорода.
Учитель: Какими физическими
свойствами обладает водород?
Учащиеся: Простое вещество водород
– это газ, легче воздуха, без цвета, без запаха,
без вкуса, tкип = – 2530С. Собирать
водород можно путем вытеснения воздуха из
пробирки или воды. При это пробирку нужно
перевернуть вверх дном.
О применении водорода и истории
открытия.
Учитель: О применении водорода и
истории открытия водорода узнаем из доклада.
(Книга для чтения по неорганической химии. Ч. I.)
Вопросы к докладу:
- Кто первый поднялся в воздух на воздушном шаре?
(Монгольфье)
- Кто первый использовал водород для полета на
воздушном шаре? (Шарль)
- Почему опасно использовать водород в воздушных
шарах и дирижаблях?
- Где применяют водород?
Получение водорода.
Учитель: Сейчас мы с вами проведем
интересный опыт – получим водород. Обратите
внимание на физические свойства водорода.
Демонстрационный эксперимент. Для
эксперимента необходимо взять две чистые
пробирки. В одну пробирку поместим цинк и прильем
раствор соляной кислоты. Что вы наблюдаете?
(учащиеся отвечают, что видят выделение какого–
то газа).
Учитель: Какой это газ? Опишите его
физические свойства.
Учащиеся: Этот газ без цвета, без
запаха.
Учитель: Затем возьмем вторую
пробирку и поставим ее на первую пробирку вверх
дном. Зачем?
Учащиеся: Возможно, этот газ легче
воздуха и чтобы его собрать, необходимо пробирку
перевернуть вверх дном.
Учитель: Сейчас к отверстию
пробирки, в которую собирали газ, поднесем
горящую лучинку. Что вы наблюдали? (учащиеся
отмечают, что слышали хлопок). Так сгорает
водород. Значит, в результате взаимодействия
цинка с соляной кислотой выделяется водород.
Учитель: Как можно получить водород
в лаборатории, и какими физическими свойствами
он обладает?
Учащиеся: Водород можно получить,
если в соляную кислоту опустить цинк. Водород это
газ легче воздуха, без цвета, без запаха, сгорает
с характерным хлопком.
Учитель: Запишите уравнение реакции
получения водорода в тетради:
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
ФИЗМИНУТКА. Предложите детям встать
из–за стола и потянуться. Это позволит
активизировать движение крови по организму и
произойдет расслабление мышц.
Закрепление пройденного материала.
Учитель: Для закрепления нового
материала просмотрим фильм о водороде. При
просмотре фильма обратите внимание на следующие
вопросы.
- В каком аппарате получают водород?
- Как растворяется водород в воде?
- Почему перед началом опытов проверяют водород
на чистоту? Какой водород мы получили?
- Что означает латинское название водорода
Hydrogenium?
- Где применяется водород?
Учитель: Вернемся к поставленному в
начале урока проблемному вопросу.
Можем ответить, почему водород номер
один?
Учащиеся: Да, можем. Водород является
элементом номер один, т.к. по распространенности
во Вселенной он занимает первое место;
в Периодической Таблице Д.И.Менделеева
он так же является элементом номер один;
самый легкий, легче воздуха в 14,5 раз;
противостоит горению, т.к. Hydrogenium переводится как,
рождающий воду;
очень горюч.
Учитель: (возвращаясь к схеме, где
учащиеся ставили цели урока) На все,
поставленные в начале урока цели, вы нашли
ответы? Что вы узнали о водороде? (Учащиеся
отвечают, что на все поставленные в начале урока
цели они нашли ответы; узнали о водороде как о
химическом элементе, простом веществе, его
физических свойствах, получении и применении).
Рефлексия. Закончите предложение:
Меня удивило……………..
Домашнее задание. 1.Составить
кроссворд по теме "Водород” (творческое задание
дается на выбор);
2. Гузей Л.С. Химия. 8 класс: Учеб. Для
общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
Параграфы 6.1, 6.2, 6.3; у.1 с.102, у.2 с.103.
Итог.
Оцените свою работу на уроке.
Оценки заносятся в следующую таблицу.
|