Методы: наглядный, проблемный,
индивидуальная и исследовательская работа,
мультимедиа.
Оборудование:
- Учебник Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й
класс. М.: Дрофа, 2005.
- Рабочая тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек.
8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
- Видиопроектор, демонстрационный экран,
презентации учащихся "Воля”, "Эмоции” и
"Внимание”.
- Рисунки, отражающие различные выражения лиц
человека.
Планируемые результаты:
- Учащиеся узнают об особенностях воли, эмоций,
внимания в жизни школьника.
- Проведут мини-исследование своего организма.
- Получат рекомендации своих одноклассников для
воспитания внимания, развития воли.
- Научаться дыхательному упражнению, которое
поможет снять физическое и психическое
напряжение.
Цели урока:
Образовательные
- сформировать знания о воли, эмоциях, внимании;
- знать особенности каждого познавательного
процесса;
- характеризовать их роль в жизни школьника.
Воспитательные
- формирование интереса к изучаемому предмету
через использование нестандартных форм обучения
и создание ситуации успеха;
- стимулирование любознательности, активности на
уроке.
Развивающие
- развитие поисково-информационных умений;
- развитие умений выделять главное в изучаемом
материале, анализировать, обобщать изучаемые
факты и понятия, сравнивать, делать выводы;
- развитие способностей к самостоятельной работе
над новым материалом.
План урока:
1. Организационный момент. Объяснение темы и
цели занятия.
2. Работа с новым материалом:
Лабораторная работа "Измерение числа
колебаний образа усечённой пирамиды в различных
условиях”.
- Проверка изучаемого материала (ответы на
задания, обсуждение).
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
1. Организационный момент. Сегодня наш урок
посвящен познавательным процессам человека. На
уроке будут использованы презентации ваших
одноклассников.
Вы уже знаете, что важнейшую роль в жизни
человека играет высшая нервная деятельность
(ВНД), под которой понимают те функции мозга,
которые связаны с внутренним миром человека, его
психикой. ВНД связана с большими полушариями
головного мозга. Поверхность больших полушарий
образована серым веществом – корой, которая
отвечает за речь, память, сознание, мышление,
волю, эмоции, внимание. Цель этого урока
познакомиться с понятиями "воля”, "эмоции”,
"внимание” и выяснить их роль в жизни школьника,
а также провести мини-исследование для познания
себя. По ходу урока Вам необходимо составить
конспект, где самое главное будет отражено
кратко. И так, переходим к изучению нового
материала.
2. Работа с новым материалом:
У вас гораздо больше шансов достичь успеха, чем
потерпеть поражение – волшебная формула.
Презентация 1 (Приложение
1)
Презентация 2 (Приложение
2)
Презентация 3 (Приложение
3)
Лабораторная работа
"Измерение числа колебаний образа
усечённой пирамиды в различных условиях”
Эпиграф:
"Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя”.
Франсуа Вийон
(французский поэт XV века)
Вот и сегодня мы будем познавать себя. Проведём
мини-исследование своего внимания. Ход работы в
учебнике Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс.
– с.293–294. Оформить отчёт можно, используя
рабочую тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8
класс. – с. 86.
Цели:
- определить устойчивость внимания;
- выяснить условия его повышения.
ХОД УРОКА
1. Заполнить таблицу.
Условие
внимания |
Число
колебаний внимания |
за 30 секунд |
за 1 минуту |
1. Непроизвольное внимание (без
установки) |
|
|
2. Произвольное внимание (с
установкой сохранять создавшийся образ) |
|
|
3. Произвольное внимание при
активной работе с объектом |
|
|
2. Обсуждение результатов. Ответите на вопросы:
1) При каком внимании наблюдается наибольшее
число колебаний внимания?
2) Результаты второго эксперимента "Удержание
образа при произвольном внимании”
Если фигура исчезала
- не более 11 раз – повышенное устойчивое
внимание;
- 12–20 – нормальная устойчивость внимания;
- более 20 раз – недостаточная устойчивость
внимания.
3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?
Величину колебаний внимания можно уменьшить
волевым усилием. Поэтому для развития
устойчивого внимания надо:
- дисциплинировать себя;
- уметь сосредоточиться при выполнении заданий;
- тренировать способность выделять наиболее
важные детали и не замечать второстепенные.
4) Можно ли повысить устойчивость внимание?
Можно при активной работе с объектом. Вот
почему при объяснении учителя полезно мысленно
забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения
с теми, которые известны всем, не пассивно
слушать объяснения, а активно осмысливать
услышанное. Полезно тренировать себя в быстром
переключении внимания с одного объекта на
другой. Игровые автоматы в этом отношении могут
быть использованы как хорошие тренажёры.
Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими
усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать
правильный режим работы; активно участвовать в
восприятии изучаемого материала и воспитывать
внимание, тогда и результат обучения будет
хорошим.
3. Проверка изучаемого материала (ответы на
задания, обсуждение).
Ваше мнение:
1) Три ученика одного класса обладают
одинаковыми способностями в обучении, но имеют
различные волевые черты характера:
- один нерешительный,
- другой ненастойчивый,
- третий невыдержанный.
Какие трудности в жизни ожидают этих
учеников и можно ли их избежать?
2) В старой медицинской литературе приводится
поучительная легенда о холере. Холера в образе
женщины обещала повстречавшему ей путнику
истребить в одном городе определённое число
людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в
том, что она не сдержала слово. На это холера
отвечала: "Все умершие сверх названного числа
погибли не от меня, а от страха”.
Выделите и объясните в легенде истину.
3) Герой гоголевской повести "Шинель” Акакий
Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на
досуге видел перед собой ровные строчки и
любимые буквы. Он отличался большой
рассеянностью.
Объясните, какова её причина.
4) Если человек отказывается от алкоголя,
курения, наркотиков – это проявление его воли?
4. Домашнее задание: § 57.
5. Рефлексия. Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал …
- Я понял, что …
- Теперь я могу …
- Я думаю, что этот урок …
- Я попробую …
|