Урок-погружение в культуру Франции. 4-й
класс
Этот урок был проведен в культурологическом
лицее города Екатеринбурга, концептуальное
своеобразие которого в том, что
учебно-воспитательный процесс подразумевает
углубленное изучение культуры, накопленной
человечеством в ходе развития. "Погружения в
культуру” превратились в ежегодную традицию
праздников культуры определенной эпохи, либо
страны.
Суть погружений в том, что организаторами
заранее определяется эпоха или страна, элементы
культуры которой будут изучать в текущем учебном
году. Презентация идеи осуществляется 1 сентября
перед учащимися, педагогами и родителями. Затем в
ходе культурологических чтений и "мозговых
штурмов” определяется весь сценарий.
Все учителя-предметники разрабатывают
уроки-"погружения”.
Цель урока
Изготовить модель витража на кальке для
оформления классной комнаты к празднику
"Погружение в культуру Франции”.
Задачи урока
1.Воспитание художественной культуры учащихся,
как неотъемлемой части культуры духовной, т.е.
культуры мироотношений, выработанных
поколениями.
2. Развитие художественно-образного мышления,
наблюдательности, умения вглядываться в явления
жизни и на этой основе строить свой
художественный образ.
3.Развитие творческого потенциала отдельно
взятой личности и всего коллектива. Укрепление
содружества гимназистов. Развитие
коммуникативных связей посредством работы в
группе:
- - достигать поставленной цели в заданные сроки с
высоким качеством работ;
- - понимать, что твоя часть работы должна
гармонично вписываться в целое, создавать единый
художественный образ;
4. Развитие изобразительного мастерства
учащихся [аккуратности, точности движений руки и
глаза (глазомера), мелкой моторики руки].
5. Развитие эстетической отзывчивости,
способности к эмоциональному проживанию
художественного образа.
Подготовка к уроку.
Ребята заранее готовятся к уроку, приносят из
дома старые папины рубашки в качестве рабочих
халатов, сдвигают парты в два больших стола,
покрывают их клеёнкой.
На кружковом занятии учащиеся склеивают листы
кальки по форме и размеру классных окон,
размечают на них узор, подбирают и обозначают
цвета.
Формы работы: рассказ учителя, практическая
работа в группе.
Оборудование и материалы учащихся: цветные
чернила, разные кисти, баночки для воды, ветошь,
рубашки-халаты, размеченные кальки.
Зрительный ряд: витражи собора в Шартре(1225
год)
Музыкальный ряд: Иоганн Себастьян Бах
"Токката и фуга ре-минор”
План урока
1. Приветствие.
2. Организационный момент. Проверка готовности
к занятию. Разделение на две бригады
"стекольщиков” (по желанию).
3. Рассказ учителя.
4. Постановка цели (особенности работы в группе)
5.Практическая работа (техника безопасности)
6.Просмотр работы, прикладывание витража к
стеклам окон, первые впечатления от изменения
внутреннего пространства класса.
7.Наведение порядка: мытье инструментов,
расстановка парт, складывание клеенок,
переодевание, раскладывание калек на просушку.
Конспект урока
1,2. Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня из учащихся культурологического лицея
вы превращаетесь в мастеров-стекольщиков, потому
что нам поступил заказ изготовить разноцветные
стекла для окон. Прошу вас разделиться на две
бригады и выбрать мастера.
Давайте проверим, все ли мы приготовили к
работе. Нашим "стеклом” сегодня будет
полупрозрачная бумага-калька, она уже лежит на
столах. Чтобы "стекла” были цветными,
используем прозрачную краску-чернила. Вы -
большие молодцы, что защитили свою одежду
халатами.
3. Мы - не просто мастера-стекольщики, а жители
города Шартр в средневековой Франции. Здесь
построили красивый собор, и осталось только
вставить витражи.
Витраж - произведение декоративного
искусства, выполненное из цветного стекла.
Витражи используют для украшения окон,
стеклянных дверей, прозрачных перегородок. Свет,
проходя через витраж, окрашивается в его цвета и
создает особую эмоциональную атмосферу в
интерьере. Вероятно, поэтому витражи с давних
времен использовались в храмах.
800 лет назад в средневековой Франции люди жили в
маленьких домах, не превышающих двух метров в
высоту.
В городе среди тесноты домишек на площади
возвышался собор - громадное, устремлённое
своими формами вверх архитектурное сооружение.
Казалось, шпили и башни собора касаются неба.
Уставшие от тяжёлого труда люди приходили сюда
молиться, они выбирались из своих каморок и
попадали в необыкновенное высокое пространство,
освещённое разноцветными потоками света,
льющегося из больших окон, застеклённых
многоцветными витражами.
Свет- это вечный материал, применение которого
насчитывает столько лет, сколько лет
архитектуре. Начиная с древности, цветной свет
выступает в роли неумолимой и неуловимой силы,
определяющей поведение человека, воздействует
на его ум, сердце и душу. У вошедшего в собор
средневекового человека возникало чувство
восторга, благоговения и …страха.
Многоцветные витражи из разнообразных по форме
стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками,
обязательная принадлежность готических соборов.
Они изображали религиозные и бытовые сцены,
размещались в огромных стрельчатых окнах
боковых сторон храма и над центральным входом в
круглых окнах, именуемых розами. Таинственная и
духовная среда храма во многом возникала именно
благодаря этим излучающим свет картинам.
3. Вот такую картину мы сейчас начнем
создавать. Для того чтобы представить себе хотя
бы чуть-чуть эту красоту, мы создадим на уроке
модель витража на кальке и превратим прозрачные
стекла класса в стрельчатые витражи.
Каждый из вас "остеклит” часть витража, а
получиться должна цельная картина, поэтому
важно:
- правильно встать;
- не толкать товарища;
- договориться с ним, где будет граница вашей
работы и сделать цветовой переход незаметным;
- работаем аккуратно, точно и быстро, чтобы
одновременно закончит работу;
- потом наводим порядок в классе.
4. Во время практической работы звучит музыка
Иоганна Себастьяна Баха.
5,6. Посмотрите, как преобразился узор, когда
он стал цветным. Красно-розовый и
изумрудно-зеленый усиливают яркость друг друга
(дополнительные цвета).
Давайте приложим кальку-витраж к стеклу. Что
произошло с внутренним пространством класса?
Учащиеся высказывают свои первые впечатления
радости от содеянного, искренние
непредсказуемые слова уважения друг другу.
Все любуются визуализированным успехом дела,
благодарят всех присутствующих и высказывают
свое желание для дальнейшей работы.
На высокой эмоциональной ноте наводится полный
порядок, а кальки раскладываются для
окончательной просушки и дальнейшего
использования в оформлении класса на празднике
"погружения в культуру”.
|