Действующие лица: Библиотекарь,
Знайка, Незнайка, Маэстро, Кикимора, Лодыриус,
Почтальон Печкин.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!
Сколько же вас сегодня собралось! Понятно, ведь
сегодня у нас праздник, а какой догадайтесь сами.
(загадывает загадку)
«Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не
человек, а рассказывает?»
Дети: Книга
Библиотекарь: Правильно! Праздник
книги! Ведь книги – это добрые и мудрые друзья. Из
книг мы черпаем знания. Они рассказывают столько
интересных истории.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник и друг.
– Итак, начинаем парад книг! (Фонограмма
марша)
В мире много книжек
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В книге может все случиться,
Наша книга впереди,
Книга в двери к нам стучится.
Скажи гостье: «Заходи!»
(Стук в дверь, входит Знайка и Незнайка).
Знайка: Здравствуйте, ребята! (Смотрит
на Незнайку). А что ты такой веселый?
Незнайка: Ура! Книг больше не будет!
Знайка: Почему?
Незнайка: Все книги в школьной
библиотеке украл злой волшебник Лодыриус. А без
книг какое же учение? Гуляй, детвора!
Библиотекарь: Что ты, что ты… Тогда,
ребята многое не узнают, если не будут читать.
Незнайка: Ну и что! Вот Знайка – много
времени тратит на чтение книг, телевизор не
смотрит… А я всегда веселый, у меня на все
времени хватает, ведь книг я читать не люблю!
Библиотекарь: А давай тогда мы спросим
у ребят…
Кто не любит читать книжки, поднимите руки? (Никто
не поднимает руки). А кто любит читать книжки,
как Знайка? (Все поднимают руки). Вот видишь,
Незнайка, все любят читать. (Незнайка опускает
голову). А ты говоришь, не люблю читать. Но
ребята с тобой не согласны. Они и сейчас уже
многое знают и помогут спасти книги. Поможете,
ребята? (Дети отвечают хором).
Незнайка (тихим голосом):
Извините меня, ребята. Мне стыдно признаться, что
я не читал никаких книг. Я вообще читать не умею.
Но я хочу помочь книгам. Возьмите меня,
пожалуйста.
Библиотекарь: Ну что, ребята, возьмем? (Дети
отвечают хором).
– Знайка, где карта страны Лодыриуса? (Знайка
достает карту). Злой волшебник Лодыриус
спрятался здесь в замке (показывает на карте).
Итак, в путь!
Мы направляемся в путешествие на летучем корабле
«Вообразилия». Закрыли глаза, представили этот
корабль. Мы сейчас пролетаем над горами, лесами,
морями. Открыли глаза.
А вот и вход в замок. Только дверь заколдована. А
открыть её можно, если выполнить задание, которое
называется «Кто стучится в дверь ко мне?» Но
сначала скажите, кто дарит нам сказки, рассказы,
стихи?
Незнайка: Телевизор.
Библиотекарь: Правильно, ребята! (Дети
отвечают).
– А вы бы смогли узнать своего любимого
писателя по нескольким строчкам? (Дети
отвечают хором).
– Дверь откроется, если вы отгадаете все
вопросы-загадки.
Знайка (читает загадки):
1. Жил-был поп
Толоконный лоб
Пошел по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда…
(Пушкин А.С. «Сказка о попе и его работнике его
Балде»)
2. Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня…
(Чуковский К. «Мойдодыр)
3. «Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг
сквозь сон он услышал, как кто-то сказал «Мяу!».
Щенок поднял голову, посмотрел, никого нет. «Это,
наверное, мне приснилось», – подумал он и улегся
поудобнее…»
(Сутеев В. «Кто сказал «Мяу»)
4. Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку, картонку
И маленькую собачонку…
(Маршак С. «Багаж»)
5. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
(Пушкин А. «Сказка о рыбке и рыбаке»)
6. В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью «Каланча».
По фамилии Степанов
И по имени Степан.
Из районных великанов
Самый главный великан…
(Михалков С. «Дядя Степа»)
7. Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказались это брюки…
(Маршак С. «Вот какой рассеянный»)
8. У меня зазвонил телефон
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада…
(Чуковский К. «Телефон»)
9. Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал,
Дело было вечером,
Делать было нечего…
(Михалков С. «А что у вас?»)
Библиотекарь: Молодцы! С заданием
справились, дверь расколдована. (Открывает
бумажную дверь).
– Мы очутились в Пустыне Лодырей. Раньше на
этом месте была зеленая лужайка, рос лес. Но люди,
которые здесь жили, обломали все ветки, вытоптали
траву, и превратилась зеленая лужайка в пустыню.
(Знайка и Незнайка в это время наступают на
кружки-ловушки и кричат «Спасите!», «Помогите!»)
Библиотекарь: Ой! Осторожно, вы попали
в ловушку Лодыриуса. Выбраться из неё можно лишь
разгадав название книг. Второе задание
называется «Перевертыш». Ребята, вам необходимо
к каждому слову полученной фразы подобрать слово
с противоположным по смыслу значением, т.е.
расшифровать перевертыши. Например: Синяя
бейсболка («Красная шапочка»). Итак, начнем?
- Квадратик («Колобок»)
- Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
- Собачья конура («Кошкин дом»)
- Мышка-домоседка («Лягушка-путешественница»)
- Красные усы («Синяя борода»)
- Петушок бесцветный («Курочка Ряба»)
- Девочка с ладошку («Мальчик-с-пальчик»)
- Прекрасный лебедь («Гадкий утенок»)
Библиотекарь: Ну вот вы и свободны.
Знайка: Спасибо! Вы нас спасли от
верной смерти.
Библиотекарь: Пустыня осталась
позади. Стряхнем песок с одежды, с волос…(Все
движения дети повторяют). А где же мы
очутились?
(Входит Маэстро).
Маэстро: Здравствуйте, дорогие гости!
Меня зовут Маэстро. Вы находитесь в долине
Игралия. Чем готова заняться всегда детвора. Кто
любимый наш друг? Ну конечно…
Дети: Игра
Незнайка: Я слышал, что в книгах можно
найти много увлекательных, необычных игр. Но
книги похитил злой волшебник Лодыриус. Как быть?
Маэстро: Я читал книги об играх и смогу
научить вас игре, которая называется «Соберитесь
в книжку». (Маэстро раздает детям карточки с
именами литературных героев).
Маэстро: Ребята, вы сейчас получили
карточки. Пока будет звучать музыка, вам
предстоит отыскать героев своей книжки и встать
в кружки. Как только соберетесь все вместе,
назовите свою книжку. Ещё раз внимательно
посмотрите на карточку с именами героя,
определите, в какой книге он живет. Итак,
приготовились?
(Звучит музыка. Ребята собираются в кружки. В
заключение игры Маэстро благодарит всех
участников и присваивает всем звание знатоков).
Библиотекарь: Ну и горазды вы в игры
играть! Отдохнули?
(Дети благодарят Маэстро).
– Отправляемся дальше пешком. (Ребята
маршируют).
(Входит почтальон Печкин).
Библиотекарь: Смотрите, ребята, кто
нам встретился в лесу? (Дети отвечают хором).
Печкин: Некогда мне с вами
разговаривать. Я несу в почтовой сумке
телеграммы от сказочных героев, да вот
заблудился, никак не могу найти дорогу.
Библиотекарь: Мы поможем тебе, Читай
свои телеграммы.
Печкин: Но они адресованы не вам.
Библиотекарь: А кому же?
Печкин: Детям, которые читают книжки.
Библиотекарь: Ты их нашел, вот они. (Показывает
на детей).
(Печкин зачитывает телеграммы, а дети
отгадывают, от кого они пришли).
- Купил семена, приезжайте тянуть (Дед из сказки
«Репка»)
- Хвост нашли, плакать перестал (Ослик Иа)
- Ушел от зайца, волка и медведя (Колобок)
- Купила самовар. Приезжайте к чаю (Муха-цокотуха)
- Ключ достал. Скоро буду (Буратино)
- Обязуюсь впредь мыть посуду (Федора)
- В гости не прилечу. Мотор забарахлил (Карлсон)
Печкин: Телеграммы доставил. Пора идти
дальше. До свидания! Счастливо оставаться!
(Печкин уходит).
Библиотекарь: Ой, куда же мы попали!
Сыро. Лягушки квакают. (Фонограмма кваканья
лягушек).
Незнайка: Наверное, мы на севере.
Правильно, ребята? (Дети отвечают хором).
Знайка: Нет, мы в болоте… но как отсюда
выбраться!
Кикимора: Отсюда ещё никто не
выбирался! Чего уставились? Кикимору что ли
никогда не видели? Кикимора – моё имя, а фамилия
Болотная. Болото – это лень. А вы, я думаю, ленивые
ребята? (Дети отвечают хором).
– Я сейчас посмотрю, кто не поленится
загадки разгадывать. Я вам, так и быть, немного
помогу, подскажу первый слог, а остальное лень
подскажет. Я начну, а вы кончайте, хором дружно
отвечайте!
«Коварные» загадки Кикиморы:
1. Железные зубы, костяная нога,
Все люди знают – это Баба…(Яга)
2. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку…(Буратино)
3. Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной… (Чиполлино)
4. Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была эта девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала… (Дюймовочка)
Кикимора: Ой, уморилась я, пора и
поспать. Но все равно не пропущу. (Бормочет,
засыпая).
Библиотекарь: А вот и замок.
Лодыриус: А, явились, не запылились. Ну
сейчас я проверю, действительно ли вы любите
читать книги или нет.
1. Волки от испуга
Скушали друг друга,
Бедный крокодил
Жабу проглотил,
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа…
(Таракан из сказки К. Чуковского
«Тараканище»)
2. Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела…
(Комар из сказки А. Пушкина «Сказка о царе
Салтане»)
3. Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!
(Бармалей из одноименной сказки К.
Чуковского)
Лодыриус: Что вы наделали? Я сейчас
растаю! (Лодыриус накрывается простыней и
убегает).
Библиотекарь: Ребята, у нас
получилось! Мы освободили книги из плена. (Открывается
занавес, где оформлена выставка книг).
Незнайка:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня стала дружба
Владычицей побед!
– Я, ребята, обещаю исправиться. Прошу вас,
научите меня читать. Вон сколько (показывает на
выставку рукой) интересных книг.
Знайка: Поможем, ребята! (Дети
отвечают хором).
Библиотекарь: Вот и подходит к концу
наш Праздник Книги, ребята. Я говорю всем, кто
присутствовал на нашем празднике, большое
спасибо!
Незнайка: А расставаться с книгой так
не хочется.
Библиотекарь: Да это и необязательно.
Вы можете пригласить книгу в гости к себе домой.
Для этого, мне подсказывают книги, надо прийти в
школьную библиотеку на абонемент и выбрать себе
книгу. Там уже давно притаились книги и спорят
потихоньку, кто из них самая любимая у ребят. Этот
спор они затеяли потому, что для вас приготовлено
домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к
любимой книге. Ваши рисунки нужно на обратной
стороне подписать: написать автора и название
книги, свою фамилию и имя. И у нас получится
настоящая выставка ваших работ. И назовем мы её
«Я рисую книгу» А тот, чья работа будет признана
лучшей, получит приз.
Очень просим, заходите
В наш просторный книжный дом!
Очень просим заходите,
Мы всегда, всегда вас ждем!
|