Цель занятия: Обобщить знания о речевом этикете. Учить работать
со словарями. Познакомить с этимологией «волшебных» слов. Работать над
выразительностью чтения, эмоциональностью речи, постановкой артикуляции.
Развивать внимание, память, чувство общего ритма в группах и классе.
Воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение к
окружающим. Формировать потребность в новых знаниях. Оборудование:
Толковые словари Ожегова, Этимологические словари, зеркала, игрушечная
машинка, кукла, мячи, конторки, фломастеры, мелки.
Ход занятия:
Учитель: Это занятие проходит в рамках мероприятий в год русского
языка, Кирилла и Мефодия - основателей русской азбуки. Мы живём в
обществе. Все мы разные, но планета одна. И как раз потому, что нас так
много и мы живём рядом - мы должны жить в мире и согласии, уважать
окружающих нас людей, соблюдать определённые обществом правила поведения
и общения. Человек общается при помощи жестов, мимики и речи. Что вы
знаете о речи? (Всё что мы говорим, слышим и пишем - это наша речь. Речь
бывает устная и письменная.) Какие части речи вы знаете?
(Существительные, прилагательные, глаголы). Мы сегодня поговорим об
особой группе слов - о Волшебных словах. Что это за слова? Для чего они
нужны в нашей речи? Ольга: Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали. Здравствуйте! Что особого тем мы
друг другу сказали? Просто здравствуйте, Больше ведь мы ничего не
сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на
капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь? Учитель: Каждый день мы помногу
раз говорим друг другу это слово. А что же оно обозначает? (Работа с
толковым словарем). Прочитайте это слово хором, с показом гласных на
руках. Запишите это слово, какая в нём орфограмма? Подчеркните её. Важно,
чтобы это слово произносилось искренне, от души, а не так, как в
истории с Осликом: Илья: Был ослик очень вежливый.
Воспитанный он был. Всем улыбался, кланялся и «ЗДРАВСТВУЙ» говорил.
Потом он отходил на шаг и говорил: «Тюлень - тюфяк, А заяц - трус, а лев
- дурак, а слон - обжора и толстяк...» Ни разу доброго словца он не
сказал ни про кого. И я прошу тебя, дружок, не будь похожим на него. ИГРА:
С различной интонацией произнести слово «Здравствуйте!» - чётко,
ясно, ласково и приветливо; - приветливо, но в очень быстром темпе; -
приветливо, но растягивая слова, замедленно; - «скрипучим» голосом
Кощея Бессмертного; - голосом страшного великана; - плачущим,
рыдающим голосом; - с сильным удивлением; - как будто задаёте вопрос ; -
голосом доброй волшебницы (доброго волшебника). Учитель:
Приветствовать человека можно по-разному, всё зависит от ситуации. ВАДИМ:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече, здороваться: «Доброе
утро». - Доброе утро! - солнцу и птицам. - Доброе утро! - улыбчивым
лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Доброе утро длится
до вечера. Учитель: Какие ещё волшебные слова знают
наши мальчики? НИКИТА: На нас,
мальчишек, не пожалуешься. Звучат волшебные слова: « Благодарю тебя,
пожалуйста...» (Игрушечную машинку подкатывает к кому-то из мальчиков,
тот называет «Волшебное слово»). Учитель: А какие
волшебные слова знают девочки? ИГРА В МЯЧ.
Девочки встают по кругу и передают друг другу мяч, называя
«Волшебные слова». Эмилия: Наступила мышка
на ногу слону. Две минуты с лишком слон не мог шагнуть. Мышка
огорчилась: - Ах, какая жалость-то! Мышка извинилась: - Простите,
пожалуйста! Слон сказал: - Ну что же, ладно уж, бывает. Вежливость
тоже от боли помогает. Учитель: Найдите в словаре слово
«простите», что оно обозначает? Прочитайте это слово хором, с показом
гласных на руках. Какая в этом слове орфограмма? Запишите это слово и
выделите орфограмму. Алёша: Папа разбил
драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся:
взглянул им в глаза и робко и тихо «ПРОСТИТЕ», - сказал. И мама молчит,
улыбается даже: - Мы купим другую, есть лучше в продаже...
«ПРОСТИТЕ!» Казалось бы, что в нём такого? А вот ведь какое чудесное
слово! Учитель: Но есть дети, которые не хотят
прислушиваться к добрым советам. Для них советы дают ВРЕДНЮЧКИ. ВРЕДНЮЧКИ:
« Вредные советы»: НАСТЯ ГОРОБЕЦ: Если ты
пришёл к знакомым, не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста»,
«спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не
отвечай. И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. АЗАМАТ:
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо. Это глупое занятье не
приводит ни к чему. ИРА: Вновь испачкаются руки, шея,
уши и лицо. Так зачем же тратить силы, время попусту терять? ДИМА:
Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет. К старости сама собою
облысеет голова. УЧИТЕЛЬ: Какие пословицы и поговорки
вы знаете о волшебных словах? УЧИТЕЛЬ:
Вежливость - искусство человеческого общения. Вспомните рассказ В.
Осеевой «Волшебное слово» - все желания маленького героя исполнились,
как только он стал вежливым. НАСТЯ ВАВИЛОВА:
«ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО». Пересказ. Какое слово стало волшебным?
(пожалуйста) Прочитайте его с показом гласных на руках, запишите это
слово. УЧИТЕЛЬ: Но не все люди умеют пользоваться
волшебными словами. Притворные, хитрые и поддельные вежливые слова
могут вызвать неприятные ощущения и даже неприязнь. АРТУР
И БОГДАН: «Вежливый индюк»: УЧИТЕЛЬ:
ПОИГРАЕМ В ИГРУ «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Растает даже ледяная глыба от
слова тёплого....( спасибо) Зазеленеет старый пень, когда услышит...
.(добрый день) Мальчик вежливый и развитый говорит,
встречаясь...(здравствуйте) Когда нас бранят за шалости,
говорим....(прости, пожалуйста) И во Франции, и в Дании на прощанье
говорят...( до свидания) Если больше есть не в силах, скажем маме мы ..
.(спасибо) УЧИТЕЛЬ: Что обозначает слово «СПАСИБО»?
Найдите лексическое значение этого слова в словаре. Прочитайте это слово
хором, с показом гласных на руках. Какая орфограмма в этом слове?
Запишите слово, выделите орфограмму. Пожелание друзьям всего хорошего
- это тоже волшебные слова. ОКСАНА: Пожелание
друзьям. Учитель: Вместо итога урока дадим
КЛЯТВУ: ВОВА: Клянёмся вежливыми быть! Всегда
«СПАСИБО» говорить! День добрый! До свидания! Нет в мире выше
звания.
|