В XIX веке Н. В. Гоголь в книге "Мысли о
географии” писал: "… Велика и поразительна
область географии. Где найдутся предметы,
сильнее говорящие юному воображению! Какая
другая наука может быть прекраснее для детей”.
Ох, как это красиво звучит.
Рубеж XX-XXI веков. Как и чему учить?
Хочется войти в класс и сказать: "здравствуйте.
Тема сегодняшнего урока "Климат Казахстана”.
Включите мониторы, откройте папку "Наша
Родина”. Начинаем работать”.
Для кого-то это сегодняшний день, а для
старейшей в городе школы – взгляд в будущее. Урок
XXI века – урок сегодняшний. Урок, именно урок,
остался основной формой обучения минимум на
ближайшие 50 лет.
И вновь – вопрос, как и чему учить?
Почему этот вопрос сильно тревожит меня? Чему
учить – нам говорит Государственный Стандарт и
программа. А "как” - вопрос сложный. Почему?
Наверное, потому, что старое надоедает,
накопленный огромный, казалось бы, арсенал
приемов и методов, вдруг, оказывается
малоэффективным /дает сбой/. Не хватает красок,
эмоций. Начинается поиск чего-то нового,
неординарного, непривычного, захватывающего.
Хочется праздника. Красок. Новые учебники
географии прекрасны. Большое внимание уделено
наглядности, улучшено содержание, есть таблицы,
тесты, но рисунков дополняющих текст мало, точнее
вовсе нет.
Мир географии открывает свои двери
перед детьми в 6-м классе, а каждый человек,
особенно, если он ребенок, в душе романтик и
путешественник. Я предлагаю своим ученикам
путешествие в этот мир длиною в 5 лет.
Увлекательным или нудным оно будет –
зависит полностью от меня. Так пусть он будет
полон красок и положительных эмоций.
Какую роль в этом путешествии будут
играть дети и учитель? Себе я отвожу роль
проводника – координатора познавательной
деятельности. И соответственно, в этом
путешествии должна предложить вниманию учеников
формы и методы обучения – развивающие их
внимание, воображение, творческие наклонности,
привит "вкус” к процессу поиска,
самостоятельности открытия, к саморазвитию.
Формировать устойчивый познавательный интерес к
предмету, желание понять материал. Так для чего
же это надо? Для успешности обучения!
Основная идея и логика учебного
материала передается через текст учебника.
Конечно, поэтому его надо изучать, воспринимать,
запоминать, понимать и анализировать. Нам же
известно, что в силу своих психоэмоциональных
особенностей ученики 12-14 летнего возраста легче
запоминают глазами. А если текстовая информация
еще и руками перерабатывается в рисунок, схему,
диаграмму – запоминается лучше. Работают все
виды памяти. Почему же не воспользоваться данной
особенностью детей. Обычно мы на уроках
используем готовые рисунки и картины для:
- составления описания или рассказа;
- анализа;
- сравнения.
Я немного изменила эти приемы:
- готовый текст используется для создания
рисунка;
- готовый рисунок используется для составления
дальнейшего описания и анализа.
Информация подвергается двойной
переработке. Качество восприятия значительно
улучшается. Количество запоминаемой информации
увеличивается. Реализуется возможность к
творческой деятельности. (Разве процесс создания
"картины” не творчество?) Какой предмет ученик
любит больше? Обычно тот, который знает не на
уровне зубрежки, а на уровне понимания. Когда же
оно появляется? А тогда, когда предмет учат не от
случая к случаю, а систематически. Может быть
такое без постоянного контроля учителя? Наверно,
может, но редко.
Как заинтересовать ученика? Как
сделать предмет интереснее, наполнить учебный
процесс новым содержанием? Каждый учитель
использует свои годами наработанные методы. Я
давно использую на своих уроках графические
конспекты. В начале 90-х это был опыт изучения
работы учителя-методиста школы № 28 Украины М. С.
Винокур, затем А. В. Шатных – старшего
преподавателя кафедры экономической географии
Петропавловской педагогического университета
им. К. Д. Ушинского.
В результате мне легче стало
контролировать усвоение знаний каждого ученика.
Дети стали работать намного эффективнее. Но
настоящее увлечение и сотворчество учителя и
учеников прошло тогда, когда появилась
необходимость в разработке и использовании
своих опорных конспектов по предметам
"физическая” и "экономическая география
Казахстана”. Мы с учениками разрабатываем свои
опорные конспекты и графические описания. Эта
работа способствует осознанному запоминанию,
развитию познавательной деятельности,
творческих наклонностей, помогает в подготовке
домашних заданий.
При составлении опорного конспекта
или графической характеристики необходимо
обеспечить не только усвоение знаний, но и
формирование умения работать со всеми
важнейшими источниками знаний: картами, текстом
учебника, статическими материалами,
энциклопедиями, рисунками. Разрешается рисовать,
вклеивать картинки, вырезки из периодической
печати, придумывать свои собственные условные
обозначения.
Но обязательно требуются
неукоснительное соблюдение правила: твоя работа
должна быть понятна не только тебе самому, твоей
работой может воспользоваться любой человек.
Следовательно, ученики готовят учебные пособия
друг для друга. Это повышает ответственность за
содержание работы. А иначе, как маленькими
"шедеврами” эти работы не назовешь. Маленькие
шедевры. Некоторые могли бы украсить нынешние
учебники географии.
Опорные географические конспекты
могут быть составлены в классе при объяснении
нового материала в идее таблиц, схем и пр., где
концентрировалась бы основная идея темы. А дома
они дополняются, дорабатываются.
Конечно же, основные требования к
содержанию должны сохранятся всегда:
лаконичность, компактность расположения
учебного материала, простота изображения,
доступность для понимания, структурность,
использования цвета.
При создании графической
характеристики требуется неукоснительное
соблюдение следующих условий:
- Работа должна наиболее точно отражать
материал темы.
- Работа должна быть понятна не только автору.
Твоей работой может воспользоваться любой
человек.
- Можно использовать любые условные знаки, как
нормативные, так и произвольные, но при условии
их обязательной расшифровки.
- Разрешается вклеивать любые дополнительные
материалы (картинки, фотографии из газет и
журналов (наглядные факты)).
- Работа может быть оформлена в идее схемы,
рисунка, таблицы или скомпонованы все
вышеназванные элементы.
- В конспекте допускается использовать только
научные, достоверные факты.
- Материал оформлен лаконично, компактно, понятен
(читаем), структурен.
- Автор сам должен хорошо ориентироваться в своей
работе, (среди составных частей работы).
Объяснять, проводить причинно-следственные
связи между ними.
- Обязательна аккуратность, наглядность.
Эмпирические знания, отражающие
географические объекты и явления с их внешней
стороны образуется с помощью различных органов
чувств. В обучении географии особенно большое
значение имеют наглядные образы. По современным
представлениям наглядный образ это есть
единство чувственных и рациональных
компонентов.
Представления – эмпирические знания:
это весьма условно. Они зависят от содержания
представлений и условий обучения.
Задача моя как учителя географии, и
состоит в том, чтобы создать у ученика
необходимый запас как обобщенных так и единичных
географических представлений, обеспечить их
полноценный характер, а в дальнейшем
использовать накопленные представления в
формировании других групп знаний, умений,
навыков.
Формирование географических образов
– это активный, управляемый учителем процесс и
может быть осуществлен различными методами и
приемами.
Стремлюсь научить рассматривать
географическую информацию не только как
источник знаний, но и как источник для создания
образа. Выделять в тексте и на карте различные
стороны и свойства, связывая их, затем
воспроизводить учебный материал по
представлению, не видя объекта или явления.
Картографические представления
возникают с помощью карт. Заполняя контурную
карту или изучая учебную географическую, ученик
запоминает относительное взаиморасположение
объектов.
Картины природы (которых пока нет),
телевидение наиболее полно передают образ
местности.
Нам же на каждом конкретном этапе
нужны все новые и новые образы. Мы умеем их
создавать, видеть за текстом учебника, за словом
учителя, за цифровыми данными живую картинку.
Мы умеем теперь не только разглядывать
картинки, но и создавать их сами. Часто в
изображении отчетливо проступает какая-либо
одна характерная черта или явление.
Для пустыни это желтый песок, черные
пауки, отсутствие осадков. Река – длинна, берега,
направление течения, обитатели. Степь –
плодородные черноземы, суслики, травы. Озеро –
рыбные богатства. Загрязнители и пр.
По внешнему виду учащиеся умеют
различать территории (ландшафты), природные или
экономические явления в наглядном виде.
Итак, этот метод – метод создания
географического описания помогает решать
следующие дидактические задачи:
- формирование географических представлений;
- формирование основных географических понятий;
- умение работать (анализировать и синтезировать
учебную информацию);
- на основе ярких и живых образов активнее
протекает процесс мышления;
- созерцание основы для перехода к
теоретическому мышлению.
Подвожу итог всему вышесказанному:
ценность данного метода в том, что на базе
восприятия объектов и явлений, выявления в них
основных признаков, отбор наиболее важного
обеспечивает максимально полное и прочное
усвоение материала.
Затем следует с помощью воображения
воспроизведение объектов и явлений.
Целостность восприятия
обеспечивается за счет того, что географические
объекты и явления рассматриваются в следующих
трех аспектах:
- региональном - (расположение в пространстве);
- категориальном - (отношение к понятию);
- генетическом - (происхождение и развитие во
времени).
В итоге выполняются такие требования
географической подготовки детей:
- умение составлять описание географического
объекта, явления или процесса;
- усвоение содержания физико-географических
понятий и представлений;
- умение соотносить единичные понятия с общими;
- умение систематизировать и группировать
процессы и явления;
- умение устанавливать взаимосвязи между
компонентами ПК;
- определять и оценивать ПК;
- оценивать влияние человека на ПК;
- умение применять статистические данные;
- умение мыслить комплексно.
Опорные конспекты могут быть
составлены в классе при объяснении материала в
виде таблиц, схем, рисунков, кластеров и пр. а при
подготовке домашнего задания они дополняются и
уточняются.
Конечно же, основные требования должны
сохранятся всегда: лаконичность, компактность
расположения учебного материала, простота
изображения, доступность для понимания,
использование цвета. Учащиеся приучаются к
параллельному конспектированию услышанного. У
детей работают все органы чувств и мышление,
происходит не только восприятие, но и осмысление.
При объяснении нового материала
учителем могут быть использованы наиболее
удачные графические конспекты прошлых лет. А при
закреплении материала можно использовать и
неудачные работы, предложив ученикам исправить
ошибки, удалить лишнее, внести свои дополнения.
На этапе эвокации опорный графический
конспект выступает "подсказка” ученику.
Привожу примеры работы на уроке при
повторении материала.
А) Индивидуальное повторение
Детям предлагается повторить домашний
материал по своим работам.
Б) Работа в парах
Учитель предлагает помочь друг другу
повторить материал, обменявшись конспектами.
Повторить материал, воспользовавшись чужим
конспектом или составить по нему 3-5 вопросов
автору.
В) Корректировка чужого конспекта
Можно проводить как индивидуально так
и при работе в группах. Затем следует
обоснование, комментарии к своим исправлениям.
Ниже привожу примеры эпизодов уроков с
работой над созданием графического описания:
Этап урока |
Деятельность детей |
Стратегия |
эвокация |
вспоминают все, что им
известно о реках и озерах |
"знаю – хочу знать”
Раздел "знаю” |
реализация |
А) индивидуальная работа |
ассоциации |
|
Б) работа в группах: отбор
материала в тексте, таблицах, атласах для
создания графической характеристики
В) создание рисунка |
обсуждение в группе
отобранного материала и оформление работы в
графическом виде |
|
Г) характеристика водного
объекта по созданному графическому рисунку |
прослушивание и параллельное
конспектирование во время объяснения |
рефлексия |
заполнение графы "хочу
знать” |
"знаю – хочу знать” |
Вариантов работы с готовой
графической характеристикой много: передача ее
другой группе для оценки и исправления и пр.
Для детей урок ценен тем, что дает
возможность изучить значительный пласт
информации в доступной и удобной форме.
Познакомиться со всеми гидрографическими
показателями, конкретизировать свои знания о
реках и озерах Казахстана.
Для учителя урок ценен тем, что дает
возможность в интересной и удобной форме изучить
большой пласт материала и отработать основные
умения и навыки анализа и синтеза материала.
Крупные лучшие работы храню в кабинете
и использую в качестве наглядных пособий.
На этапе "Эвокации” учитель может на
каждую парту выдать экземпляр графического
конспекта, выполненных учениками другого класса
и предложить составить 3-4 вопроса к нему (или
ребята обмениваются работами).
Приложения
|