Экология-это наука о связях живых организмов с
окружающей средой. За последние десятилетия
проблемы загрязнения и разрушения окружающей
среды приняли глобальный характер. Бурный
научно-технический прогресс, хищническое
отношение к природным богатствам и
нерациональное их использование ведут к
нарушению экологического равновесия. Уже
изживает свой век идея о неисчерпаемости
природы, о возможности ее покорения.
Понимание подрастающим поколением стоящих
перед страной проблем охраны природных богатств
и основных путей их решения должна обеспечить
школа. Т.е. ее роль в природоохранительном
образовании молодежи значительно возрастает.
Вот почему важна определенная "экологизация”
учебных предметов, т.е. включение в их содержание
некоторых экологических знаний.
Экологическая проблематика присутствует и в
таком разделе предмета технологии как кулинария.
Кулинария-это ключ к здоровью.
Только тщательно и опрятно приготовленная пища
вкусна, полезна и не может вызвать
желудочно-кишечных заболеваний.
В связи с этим на уроки кулинарии учащиеся
допускаются к работе только при наличии
спецодежды, обязательно проверяю состояние рук,
при приготовлении пищи моем все руки с мылом.
Рассказывая учащимся о воде, ее экономии,
говорю о том, что расход чистой воды на земле
составляет 40%ресурсов устойчивой части
различных стоков.
"Вода! Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни
запаха, тебя невозможно описать. Тобой
наслаждается человек, не понимая, что ты есть на
самом деле. Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни, ты - сама жизнь. Ты везде и всюду даешь
ощущение блаженства, которое нельзя понять ни
одним из наших пяти органов чувств. Ты
возвращаешь нам силу. Твое милосердие заставляет
вновь ожить высохшие источники нашего сердца. Ты
самое большое богатство в мире... Но можно умереть
около источника, если его воды несут примеси
магнезии. Можно умереть и в двух шагах от озера,
если оно соленое. Человек может умереть и тогда,
когда он имеет два литра росы, но она содержит
примеси вредных солей. Ты не терпишь примесей, не
терпишь ничего из того, что тебе чуждо. Ты
божество, которое легко можно испугать, но ты
даешь нам такое простое и бесконечное
счастье.”-этот восторженный гимн воде написал
французский писатель и летчик Антуан – де Сент
Экзюпери .
Объясняю учащимся, что вода, покрывающая 71%
поверхности Земли, становится одним из
дефицитных природных продуктов.
Главная причина истощения водных ресурсов –
сброс неочищенных промышленных и
сельскохозяйственных стоков в общие источники
воды.
Неумеренное использование пестицидов и
природных удобрений привело к тому, что они в
большом количестве оказались в грунтовых водах.
Из многих артезианских скважин уже нельзя брать
воду для питья.
Сейчас в Мировой океан ежегодно сваливается
несколько миллиардов тонн жидких и твердых
отходов. В результате явления биоконцентрации
(многократного накопления в живых организмах
химических соединений) балтийская треска,
например, может содержать до 800 мг ртути на
килограмм массы. Это означает, что, съев
килограмм 5-6 таких рыб, человек получит
количество ртути, равное ее содержанию в
медицинском термометре.
Поэтому особо остро стоит проблема очистки вод.
Очистка |
механическая |
химическая |
биологическая |
деление сточных вод на жидкую и твёрдую
субстанцию (фильтры из песка и гравия) |
перевод растворимых соединений в
нерастворимые. Под воздействием электрических
токов металлы оседают на электродах |
с помощью микроорганизмов или мелких
беспозвоночных животных в открытых бассейнах |
Перед распределением потребителям вода
подается на станции водоочистки, после чего ее
можно использовать в качестве питьевой. К
сожалению, мы не можем полагаться на чистоту воды
прямо из крана. Повысить качество воды можно,
устанавливая в своем доме индивидуальные
системы очистки воды-фильтры. Наибольшей
эффективностью обладают многоступенчатые
фильтры
Чистой воды у нас не хватает.
Так, например, во Флориде для выращивания
апельсинов, необходимых для получения одного
стакана сока, расходуется 50 стаканов воды.
И еще раз напоминаю об экономии воды. Не лить
воду зря!
Качество готового блюда зависит от качества
исходных продуктов. Важно употреблять в пищу
только свежие, проверенные продукты хорошего
качества. Объясняю учащимся, что такие продукты
можно купить в магазинах, на рынках, где они
проверяются санитарно - эпидемиологическим
надзором. Нельзя покупать мясо, молоко, масло,
творог и др. продукты с рук у случайных продавцов.
Но и в магазинах и на рынке нужно быть
внимательными, оценивая доброкачественность
продуктов по цвету, запаху, внешнему виду. Такие
правила оценки приведены в учебниках для 5, 6
классов, девочки их записывают в тетради, учат, во
время практических работах оцениваем качество
различных продуктов. Так же объясняю, что
необходимо обращать внимание на сроки годности
продуктов и правила хранения.
Кроме того, следует обращать внимание на
категорию товара.
На мировом рынке существует три категории
качества продовольственных товаров,
различающихся исходным сырьем, особенностями
технологии производства.
Товары первой категории предназначены для
внутреннего потребления в элитарных
государствах (США, Германии, Австрии, Франции);
товары второй категории предназначены для
экспорта в разные страны, качество их
контролируется менее строго, товары третьей
категории предназначены для вывоза в
развивающиеся страны, себестоимость их ниже,
цены тоже. На них не распространяются многие
ограничения по использованию спец-добавок,
поэтому их производство выгоднее.
К товарам третьей категории относится 80%
продуктов питания и напитков. Поэтому нужно
выбирать товары, зная об этих категориях.
Современные методы производства, доставки и
хранения продуктов потребовали применения
пищевых добавок: консервантов, красителей,
ароматизаторов, часто заменителей продуктов.
Антиоксиданты добавляются в жиры, молочные
продукты для предотвращения прогоркания жиров. К
сожалению, безвредность некоторых добавок
вызывает сомнение.
Рассматриваем и изучаем с учащимися таблицу
добавок.
Пищевые добавки |
Е103 К |
Е152 К |
Е216 К |
Е231 А |
Е322 ПП, ЖК |
Е461 ПП, ЖК |
Е105 К |
Е171 ПП |
Е217 К |
Е232 А |
Е321 ПП, ЖК |
Е462 ПП, ЖК |
Е121 К |
Е172 ПП |
Е221 ЖК |
Е239 А |
Е330 К |
Е463 ПП, ЖК |
Е123 К |
Е173 К |
Е222 ЖК |
Е240 К |
Е331 ПП, ЖК |
Е464 ПП, ЖК |
Е125 К |
Е210 К |
Е223 ЖК |
Е311 А |
Е339 ПП, ЖК |
Е465 ПП, ЖК |
Е126 К |
Е211 К |
Е224 ЖК |
Е312 А |
Е340 ПП, ЖК |
Е466 ПП, ЖК |
Е130 К |
Е213 К |
Е225 ЖК |
Е313 А |
Е341 ПП, ЖК |
Е467 К |
Е131 К |
Е214 К |
Е226 ЖК |
Е320 ПП, ЖК |
Е407 ПП, ЖК |
|
Е142К |
Е215 К |
Е230 А |
Е321 ПП, ЖК |
Е450 ПП, ЖК |
|
Условные обозначения:
К – канцероген;
ПП – вызывает заболевания печени и почек;
ЖК – вызывает заболевания
желудочно-кишечного тракта;
А – аллерген.
Многие синтетические красители запрещены.
Е121-цитрусовый красный;
Е123-амарант,
Е330;
Консервант Е240-это 40% водный раствор
формальдегида, называемый формалином, а им часто
обрабатывают импортные окорочка.
При изучении темы "Блюда из овощей”
рассказываю, что нитратов меньше в прохладную
погоду и во второй половине дня на 30-40%. Если это
учитывать, то, собирая урожай по науке, можно
снизить содержание нитратов в растениях. Так же
известно, что содержание нитратов уменьшается на
50% и более при отваривании овощей и нарезании их
перед варкой. В проросшем картофеле,
позеленевшем не свету, скопляется ядовитое
вещество-соланин. Такой картофель нельзя
употреблять в пищу.
При изучении темы "Блюда из теста”, говоря о
хлебе, о его экономном расходовании; привожу
поговорки и пословицы: "Хлеб – наше богатство”,
"Хлеб – всему голова”, "Хлеб на столе и стол –
престол”. Обращаю внимание на такой факт:
облучение семян злаковых культур нейтронами
позволило получить большое число сортов,
устойчивых к заболеваниям и отличающихся лучшим
качеством зерна, прочностью стеблей, ранним
созреванием, повышенной урожайностью. Также
применение нейтронов очень важно с точки зрения
приумножения природных богатств.
При изучении темы "Заготовка продуктов”
объясняю, что для консервирования и окраски
пищевых продуктов на предприятиях пищевой
промышленности используют нитраты и нитриты.
Поэтому диетологи рекомендуют не употреблять
мясную тушенку, рыбные консервы, колбасы,
копчености без необходимости; предпочтительнее
есть свежее вареное мясо. А также при хранении
банки окисляются, и поступают в продукты свинец,
др. окислы металлов. Предпочтительнее
употреблять консервы в стеклянной таре.
При изучении темы "Сладкие блюда” объясняю,
сахар используется при приготовлении напитков,
конфет, пирожных и др. сладостей. Наш организм
выделяет ограниченное количество ферментов,
поэтому избыток углеводов превращается в
жировую ткань, раствор сахара – прекрасная среда
для различных бактерий. Нужно употреблять больше
фруктов, чтобы глюкоза поступала в организм, она
необходима для строительства клеток и тканей
тела, а продукты с высокой концентрацией сахара
ограничивать в своем рационе, есть их редко, по
праздникам.
И еще одна экологическая проблема. К сожалению,
чем лучше мы живем, тем больше выбрасываем. На
каждого городского жителя у нас сейчас
приходится тонна мусора в год. Поэтому мы должны
обсуждать с детьми и эту проблему.
Экологически чистая продукция, а также
материалы, подвергающиеся вторичной обработке,
отличаются специальной символикой, как правило,
двумя-тремя стрелками, замыкающимися в круг (см.
рис. 1, рис 2.). Отходы, образующиеся при
использовании такой продукции, после
соответствующей обработки поступают в
производственный цикл. Например, металлические
банки из-под тоника, пепси, пива - в производство
жести. Этим знаком отличается специальная
стеклянная тара (банки, бутылки), а так же яркие
полиэтиленовые пакеты, которые не выделяют
никаких токсичных веществ при их переработке.
Рис. 1.
Рис. 2
Знаки на различных товарах могут быть
напоминающими. Развернув шоколадный батончик
или жевательную резинку, съев чипсы или орешки из
пакетика, выбрасывайте, пожалуйста, упаковку в
специально предназначенные для мусора урны (Рис.
3), а не на мостовую или за батарею в школьном
коридоре. Помните всегда одну простую истину:
"Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят”.
Даже маленький человек способен изменить в
лучшую (или в худшую) сторону свое окружение.
При проведении уроков по теме "Кулинария” я
стараюсь так организовать изложение
технико-технологических сведений, чтобы они
включали экологические вопросы.
Главное значение излагаемой на этих занятиях
информации состоит в том, чтобы вызвать интерес
учащихся к экологическим проблемам, заставить их
задуматься о своем образе жизни, пробудить
желание активно защищать окружающую среду, т.е.
эта информация носит в основном воспитательную и
развивающую направленность.
Рис. 3.
|