Приступая к работе по экологическому воспитанию своих учащихся, я поставила перед собой главную цель экологического воспитания: формирование у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
-
Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.
-
Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только
-
потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
-
Чтобы ликвидировать экологическую депривацию, способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.
-
Для устранения последствий экологической депривации направить работу на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного окружения, для этого использовать упражнения на тренировку органов чувств.
-
Продумать экскурсии в дендрарий, зоосад, зоомагазин с наблюдениями за растениями и животными в разное время года.
-
Разработать циклы бесед экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения.
-
Организовать конкурсы очерков, заметок, репортажей, интервью по обсуждаемым событиям экологического характера.
-
Провести просмотр видеосюжетов экологической направленности и тестирование после них.
-
Помочь учащимся научиться радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова, которое отвечает и моему пониманию предмета.
«Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой»
Я считаю, что экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления:
-
формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;
-
проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;
-
младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
Систематический труд должен формировать у детей привычку заботиться о живом. Это процесс во многом зависит от мотивов, которые побуждают трудовую деятельность ребёнка. Мотивы могут быть различны. Сильным стимулом к труду может быть интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. Формирование у детей нравственно значимых мотивов труда по уходу за растениями и животными требует специальной педагогической работы.
Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.
Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.
Накоплен определённый материал: это доклады на экологическую тематику, конспекты уроков, консультации к ним, методические рекомендации по учебно-экологической программе для второй смены оздоровительного лагеря и руководство по выполнению плана работы по этой программе.
Во время проведения любых мероприятий я учу детей беречь и приумножать мир растений. Так сегодня мой класс участвует в конкурсе нашей гимназии на лучший проект расположения и оформления клумб около нашей школы.
При наблюдении за комнатными растениями я обращаю внимание ребят на красоту цветов и листьев; рассказываю, что комнатные цветы не только украшают комнату, но и что они оздоравливают микроклимат помещения, что каждый цветок требует своих условий (одни любят свет, другие – нет, одни любят много влаги, другие – нет). В процессе различных занятий и опытов мои ученики убеждаются, что через рыхлую землю вода проходит быстрее, а также свет и воздух. Все полученные знания я закрепляю в играх «Опиши цветок», «Узнай растение по описанию» , «Что изменилось?» и т.д.
В ознакомлении детей с растительным миром мне очень помогают собственные задачи по развитию логического мышления, схемы, дидактические игры, использование иллюстраций растений, животных; художественного слова, пословиц, загадок, чтения рассказов, просмотр телепередач, видеоматериалов; проведение уроков ИЗО, музыки, литературы, окружающего мира.
На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире у детей развивается интерес к природе, к её познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются.
Технология, формы и методы экологической работы
Педагогическая наука накопила большой арсенал методов и исследований.
Среди них многие я успешно использую в педагогическом процессе, они органически вписываются в него, приводя к воспитательному результату.
Наблюдение – метод познания и исследования, который использую при изучении внешних проявлений поведения ученика без вмешательства в протекание его деятельности. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности её становления.
Наблюдение обычно провожу в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываю, тщательно их анализирую. Перед наблюдением составляю план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.
Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путём опроса испытуемых.
Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определённую проблему. Это позволяет мне сделать не только количественный, но и качественный анализ.
По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов собираю более богатую информацию).
Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определённые стандартизированные задания.
Использую разнообразные тесты: графические, ассоциативные, тесты общей результативности, тесты развития и др.
Беседа – является важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания её затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени её подготовленности; от умения выстраивать беседу.
Перед началом беседы делаю краткое вступление, где излагаю тему, цели и задачи опроса. Затем предлагаю вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, размещаю в середине беседы. Вопросы объединяю по тематическому и проблемному принципам.
Диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ).
Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
-
ознакомление с учеником, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
-
измерение и анализ показателей;
-
формулирование и оформление выводов, заключения, постановку социального диагноза.
Работая с младшими школьниками, стараюсь использовать разнообразные формы и методы: это - циклы наблюдений за растениями и животными во время экскурсий в дендрарий в разное время года; экологические беседы-15-ти минутки на уроках окружающего мира и «Я – гражданин» по темам:
-
«Раненная земля»./ Энциклопедия «Почемучка», с.31./
-
«Ядовитые дожди и тающие льды»./ «Почемучка», с.32/.
-
«Вижу дым». / «Почемучка», с.87/.
-
«Дымоловка»./ «Почемучка», 113/.
-
«Сказка о «нефтяной рыбке»»./ «Почемучка», с.123/.
-
«Разноцветная речка»./ «Почемучка», с.124/.
-
«Что хочу, то и ворочу» или «Можно ли повернуть северные реки?» /Энциклопедия «Почемучка», с 145/.
-
«Запертая река»./ «Почемучка», с.146/.
-
«Мать сыра земля в опасности»./ «Почемучка», с.151/.
-
«Семь раз примерь- один раз отрежь». /«Почемучка», с 152/ или «Почему корабли Аральского моря оказались на суше?»
-
«Шмель жужжит о помощи»./ «Почемучка», с 195/.
-
«Почему нельзя рвать ландыши?»/ «Почемучка», с.196/.
-
«Бедняга цветок на асфальте»./ «Почемучка», с.227/.
-
«Грузовик на … батарейках»./ «Почемучка», с.228/.
-
«Травопогубители»./ «Почемучка», с.321/.
-
«Долой вредную капусту!» / «Почемучка», с.322/.
- Обсуждение страниц энциклопедии «Почемучка» под рубрикой «Экологическая тревога», статей мини-хрестоматии с текстами нравственно-экологического содержания. - Создание очерков, заметок в газету, репортажей, интервью по обсуждённым событиям экологического характера. - Тестирование после просмотра видеосюжетов экологического характера по темам:
-
«Экосистема Африки ». После просмотра видеокассеты «Великие чудеса света».
-
«Лекарственные растения». После просмотра видео-сказки «Тайны зелёного короля».
-
«Экосистема Арктики». После просмотра видеокассеты «Природоведение».
- С детьми моего класса я побывала в краеведческом музее и провела там с помощью сотрудников музея занятия экологического характера по темам:
-
«Перелётные птицы».
-
«По следам древних животных».
-
«Зимующие птицы».
-
«Сказки дремучего леса».
-
«Как звери зимой в лесу живут».
-
«Лесные этажи».
-
«Лес с загадками».
-
«Радуга на крыльях» / о бабочках-красавицах/.
-
«Амур - величайшая река России».
-
«Хабаровский край на карте России».
-
«Они нуждаются в защите».
-
«Леса Хабаровского края».
-
«Древние поселения в Приамурье».
-
«Азмун и Плетун в гостях у детей».
-
«Азмун – рыболов».
-
«Плетун – охотник».
-
«Национальная игрушка и игры народов Приамурья».
-
«Сказ об Абданыкане».
-
«Путешествие на Север».
-
«Природные зоны на территории Хабаровского края».
-
«Подземная кладовая».
-
«Как человек узнаёт о прошлом».
С моими учениками принимаю активное участие в музыкально-образовательной программе экологического содержания, подготовленной ансамблем «Ветер надежды».
С учениками моего первого класса в 2007 году мы прослушали музыкальное занятие «Как прекрасен этот мир!»
С учениками 2 класса 30 мая 2008 года подготовили танцевально-музыкальное занятие «О редких животных замолвим слово» и пригласили на него родителей.
- Посещение детской библиотеки имени Гайдара и проведение там экологических часов, праздников и занятий с приглашением экологов:
-
Праздник осени «Очей очарованье…»
-
«По экологической тропе».
-
«Природа – чудесница».
- Именно здесь в библиотеке имени Гайдара дети моего 4 класса приняли активное участие в акции «Сохраним кедр», за что получили благодарность директора «Централизованной системы детских библиотек г. Хабаровска - О.М.Потапенко. (Благодарность прилагается.)
- Дети моих классов принимают постоянное участие в конкурсах рисунков на экологическую тематику в нашей гимназии и в краевой библиотеке:
-
«Кедр – дерево жизни».
-
«Берегите лес от пожара».
-
«По следам уссурийских тигров».
- В 2006 году пятнадцать учеников моего класса приняли участие в окружном конкурсе детских творческих работ «Природа вокруг нас» в рамках природоохранительной акции «Дни защиты от экологической опасности» и все 15 получили свидетельства об участии в этом конкурсе.
- Дети моего класса не равнодушны к работе, проводимой пожарниками нашего города. Они ежегодно активно участвуют в конкурсах рисунков и поделок «Осторожно, огонь!»
- Кроме этого мы встречаемся с писателями – дальневосточниками и обсуждаем с ними экологические проблемы. (Видеозапись прилагается.) - С помощью руководителя кукольного театра Людмилы Викторовны Зинкиной поставили спектакли экологического содержания «Солнышко в полоску» и «Жила – была Баба-Яга» по произведениям дальневосточной писательницы Е. Добровенско, экологическую сказку «Колобок».
- Показали эти спектакли в детских садах г. Хабаровска, в детском эстетическом центре и в нашей гимназии. - Внеклассная работа по экологическому воспитанию в летнее время продолжает работу начатую в учебном году. Как её сделать более продуктивной рассказывает моё методическое пособие, которое было впервые издано в газете «Начальная школа» № 19 в 2001 г.
Уверена, что педагогический процесс при участии одного учителя, пусть даже классного руководителя, получится однобоким. Важно, чтобы экологическим воспитанием младших школьников занимались и родители, и воспитатель ГПД, и руководители кружков детского эстетического центра, которые посещают мои ученики.
Роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика.
Учитель должен быть хорошо подготовлен теоретически, много читать и знать, уметь передавать свои знания в доступной, занимательной форме, учитывая педагогические возрастные особенности воспитанников.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя , и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.
Но как это сделать? Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер моих учеников, я подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают моим урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Так, например, игры, взятые из пособия Л.П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми», помогают мне дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.
Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности. Однако, уверена, что усилия педагога не проходят бесследно.
Крайне тревожная экологическая ситуация, сложившаяся в Хабаровском крае в настоящее время, выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Заключение
Я исследовала проблему формирования у моих учеников экологического отношения к природе. В ходе этой работы использовались постоянные наблюдения; регулярно проводились уроки и внеклассные мероприятия экологической направленности, индивидуальные и групповые беседы с учащимися, нацеленные на выявление экологических знаний и умений; проводились анкетирования, тестирования, контрольные срезы для выяснения уровня сформированности экологического отношения к природе.
Выводы:
-
Для духовного развития личности человека важно. чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней.
-
Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения, системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации.
-
Изучение экологического потенциала современных учебных программ и учебников по окружающему миру показало, что в них имеются большие возможности для формирования у младших школьников экологического сознания.
-
Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всего учебно- воспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные формы: экологические праздники, экспозиции, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.
-
Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в той или иной экологической деятельности.
Результаты:
Проведённый анализ ответов, в начале эксперимента показал следующие данные: из 26 моих первоклассников (в начале учебного года) 7 % - учащиеся с высоким уровнем, 41 % - со средним, 52 % - с низким.
Результаты повторного проведения серии диагностических методик после формирующего этапа работы (в конце 2 полугодия второго класса) выявили некоторые изменения, произошедшие в уровне сформированности у младших школьников моего класса экологического отношения к природе.
Улучшилось качество знаний учащихся по окружающему миру, а самое главное – изменилось отношение к окружающей природе.
Мои ученики стали активнее участвовать во внеурочных природоохранительных мероприятиях. Участвуя в общем деле, мои воспитанники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем. кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.
Полученные результаты подтвердили предположение об эффективности разработанных мною педагогических условий формирования у младших школьников экологического отношения к природе.
Вывод:
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. Эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания младших школьников, все составляющие которой (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельная) направлены на воспитание ценностей, где природа занимает особое место.
Приложения: http://poznayko.at.ua/load/34-1-0-753 |