« Музыка не всех впускает в свой мир
и не всем раскрывает
свои тайны»
С давних времен до наших дней музыкальное искусство, бесспорно,
признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое
средство развития духовного мира человека. Ни одно искусство не
сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия. Музыка всегда
начинается с тишины, в ней она рождается и растворяется тоже в ней. Есть
такое качество - тонкость эмоциональной души. Человек с тонкой
эмоциональной душой не может не видеть горя, страдания, несчастья
другого человека, совесть заставит прийти ему на помощь. Это качество
воспитывает музыка. Положительные качества личности не возникают сами по
себе, а корректируются в системе отношений, отношения закрепляются в
тех чертах характера, тех свойствах личности, которые мы воспитываем.
Нравственное качество - система закрепившихся отношений (положительных и
отрицательных). Отношения закрепляются по мере воспитания духовного
мира ребенка. Воздействие музыки на духовную сферу ребенка неоспоримо.
Направить это развитие и руководить им - наша задача! Особенность
эмоций младших школьников состоит в том, что они более уравновешены,
чем у дошкольников. Младшие школьники начинают управлять своим
настроением, а порой и скрывать его. Для них характерна эмоциональная
впечатлительность и отзывчивость. Способность управлять своими эмоциями -
это уже формирование эмоциональной культуры. Младшие школьники осознают
более тонкие оттенки собственных переживаний и свои переживания уже
могут выразить словом. Искусство дает возможность ребенку освоить
богатейшую гамму человеческих эмоций. Эмоции не только воспринимаются,
осознаются ребенком и переживаются, но и присваиваются и становятся
личным достоянием. Положительные эмоции дают новый стимул, появляется
потребность общения с музыкальными образами. Ребенок начинает искать
возможность встречи с полюбившимися музыкальными произведениями для
удовлетворения этой потребности. Младшим школьникам наиболее
известны две эмоциональные модальности - веселое и грустное. Хотя таких
состояний человека много. Удовлетворение - отвращение, радость - горе,
уверенность - страх, торжество - ярость. Младшие школьники знают многие
оттенки эмоциональных переживаний, но не используют их в своей лексике.
Поэтому заменяют слова жестами, мимикой, возгласами. Это называется
невербальная коммуникация. Синтезия - способность
раздражителя , адресованного природой для него приспособленных органов
чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе
чувств. Эта эмоциональная реакция выражается различными способами:
словом, цветом, звуком, противоположному по адресу к приспособленному
органу чувств. Например, когда звуком представляется цвет. При звучании
музыки появляются определенные зрительные, а не слуховые ассоциации. Очень
важная черта развития эмоциональной культуры является эмпатия
- способность человека к сопереживанию, к сочувствию человека другим
людям, к пониманию их внутренних состояний. Любое музыкальное
произведение заключает в себе заряд эмоций. Заряд, возникший в
результате выражения автором своего собственного переживания или
отношения. Любой слушатель как бы заражается эмоциями. Слушание
музыки в начальной школе должно быть поставлено на более высокую
ступень. Недопустимо держать детей на проблемах « серенькой кошечки».
« Грустно», потому что жалко, « Какие листочки осенью?». Это значит
не верить в их чувства, в готовность задуматься на своем уровне над
самыми сложными проблемами жизни. Исследования показали, что уже
дошкольников волнуют проблемы счастья, неверности, несправедливости.
Дети по природе отзывчивы к искусству, отзывчивы на красоту, причем
самого высокого порядка, а мы разговариваем на заниженном уровне
сложности. Поэтому творческий потенциал остается невостребованным.
Вопросы должны затрагивать более глубокие слои души. « В чем
композитор видел смысл своей жизни?» Франц Шуберт часто за неимением
нотной бумаги писал музыку на садовых скамейках, он подчинялся огромной
внутренней потребности, как можно больше рассказать людям о жизни, о
них самих языком музыки. Результаты современных исследований в
области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о
необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный
процесс школы, в особенности - начальной. У младших школьников, в
отличие от других возрастных периодов, преобладает наглядно-образное
мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них
остается актуальной игровая деятельность. Специфика музыкального
искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает
личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Но не будем
забывать, что музыка просто дарит нам необъяснимую радость. Может быть
потому, что, соприкасаясь с ней, мы более или менее осознанно переживаем
что-то из нашего духовного существования... |