Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 21:10:02
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Воспитание интереса учащихся к изучению русского языка
19.10.2010, 17:54:28

Цели урока:

1. Дать понятие об отрицательных местоимениях.
2. Научить распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Тема нашего урока: «Отрицательные местоимения». На уроке мы познакомимся еще с одним видом местоимений, научимся распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать эти местоимения с предлогами. Но для начала я хочу предложить вам послушать одну историю из жизни писателя. Внимательно прослушайте ее и попробуйте определить, о ком идет речь.

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел, остался ждать меня у дверей. Когда я вернулся, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного и маленького друга.

Внимательно прослушали? А теперь давайте поиграем в детективов и проведем расследование. Как вы думаете, кто преследовал писателя? Ваши предположения.

(Обычно дети говорят: щенок, котенок, тень и т.д.) Ребята! Я думаю, что вы никогда не угадаете. На самом деле это был кленовый лист. Дело происходило осенью во время листопада.

Почему нам трудно было выяснить, кто это был? Потому что в тексте вместо интересующих нас существительных были использованы местоимения, а они, как вы знаете, только указывают на предмет, но не называют его.

Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре. Они так называются, потому что употребляются вместо знаменательных частей речи, то есть вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного. Вот их визитная карточка.

(Учитель показывает плакат со словами и выразительно читает):

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена.

II. Повторение.

А теперь давайте вспомним, какие разряды местоимений мы изучили. Можете пользоваться таблицей. Проверим ваши знания на загадках:

  • Когда руки бывают местоимениями? (когда вы-мы-ты)
  • Какие местоимения мешают автотранспорту? (я-мы)
  • Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
  • К какому разряду относятся эти местоимения?

Пантомима.

Ребята, есть среди вас артисты? Кто сможет с помощью жестов и мимики изобразить фразеологизмы, написанные на доске?

Мы сами с усами (показывает учитель).

Рвать на себе волосы.

Намотай себе на ус.

Не верить своим глазам.

К какому разряду относятся местоимения, используемые во фразеологизмах?

III. Новый материал.

А теперь познакомимся еще с одним разрядом местоимений, с отрицательными местоимениями. Я хочу рассказать вам «Балладу о королевском бутерброде».

Король, которому захотелось к завтраку свежего масла, посылает королеву к придворной молочнице, а та в свою очередь отправлена к придворной корове. Корова дает молоко, молочница взбивает масло, когда же, наконец, король получил свое любимое свежее масло, он проявляет самую искреннюю радость. (Вывешивается плакат со словами, которые учитель выразительно читает).

- Никто, никто, - сказал
И вылез из кровати.
- Никто, никто, - сказал он,
спускаясь вниз в халате.
- Никто, никто, - сказал,
Намылив руки мылом.
- Никто, никто, - сказал он,
Съезжая по перилам.
- Никто не скажет, будто я
Тиран и сумасброд,
За то, что к чаю я люблю
Хороший бутерброд!

Какое слово в этом стихотворении является ключевым?

Конечно, - местоимение НИКТО. Без этого местоимения королю пришлось бы долго говорить, что ни королева, ни придворные, ни слуги, ни придворная корова не имеют основания обзывать его тираном и сумасбродом. Отрицательное местоимение НИКТО вобрало в себя всех — от королевы до коровы. Оно несет в себе отрицательный смысл. Такое же значение имеют еще несколько местоимений (учитель показывает на доску, где написаны местоимения: НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО и произносит их вслух).

Все эти местоимения называются отрицательными, потому что выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. Образуются эти местоимения от вопросительных с помощью приставок НЕ и НИ.

Запишите их в свою тетрадь.

А теперь давайте поработаем с этими местоимениями. Присмотритесь к ним и попробуйте сказать, когда они пишутся с НИ, а когда с НЕ? (Вы правы, если ответили так: под ударением НЕ, а в безударной позиции НИ).

Присмотритесь к ним еще раз и скажите, как пишутся отрицательные местоимения с НЕ и НИ: слитно или раздельно? (Вы, конечно, без труда заметили: они пишутся слитно).

А всегда ли так бывает? Оказывается не всегда. Иногда между НЕ и НИ и местоимениями появляется предлог и требует раздельного написания и тогда получается три слова.

(Учитель вешает таблицу и работает с таблицей).

Откроем учебник и познакомимся с правилом (работа с учебником).

IV. Закрепление.

1. Игра-аукцион.

Ребята, сейчас мы поиграем и проверим, как вы поняли новую тему. Условия игры: вы должны назвать по одному отрицательному местоимению в любом падеже; каждый ответ будет фиксироваться ударом молотка. Один ученик должен будет правильно записывать названные местоимения на доске. Выиграет тот, кто назвал последнее слово, и тот, кто придумал наибольшее число местоимений. Ученик, работающий у доски, также получит приз, если слова будут записаны без ошибок.

2. Физкультминутка.

Все встали, спинки выпрямили, ручки вперед, поработали пальчиками, локотками, как петушки крылышками. А теперь наклоны головой. Сказали: да, да, да, нет, нет, нет.

Продолжаем наш урок.

3. Творческая работа «Предложения рассыпались».

Задание: на доске записаны концовочки предложений в виде отрицательных местоимений. Я читаю предложение, а вы должны его закончить, подобрав подходящие по смыслу отрицательные местоимения.

Если человек не получил нужного, то говорят, что он ушел...

Если вам что-то не нужно, вы говорите, что вам это...

Если людям напрасно влетает, они говорят, что пострадали ...

Когда вы от чего-то решительно отказываетесь, вы говорите, что это вам...

(ни с чем, ни при чем, ни за что ни про что, ни за что, ни к чему)

4. Проверка орфографических навыков.

Игра «В сказочном кафе»

Мы хорошо поработали, пора и отдохнуть. Я приглашаю вас в кафе «Ням-ням». Вы же любите бывать в кафе? Но это кафе необычное, сказочное. Список блюд представлен на доске. Меню из пяти блюд. Каждый из желающих познакомиться выбирает себе только одно понравившееся блюдо, выходит к доске и вставляет пропущенные орфограммы.

1. буль...н кури...ый с фр...кадельками
2. п...льмени
3. к..мпот алыч...вый
4. кисель клюкве...ый
5. пироги с печ...нкой

(Кто справился с заданием, получает «блюдо!»)

V. Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии, ребята, вы познакомились с отрицательными местоимениями, научились распознавать приставки НЕ и НИ в этих местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. На следующем уроке мы закрепим полученные знания.

Получите задание на дом: упр.425, правило.

Откроем учебники и посмотрим, кому не понятно это упражнение.

При подготовке к уроку я использовала сведения, полученные из различных изданий по занимательному русскому языку, публикаций журналов «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Начальная школа».

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных психологических особенностей детей и применение педагогом на уроках русского языка, разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие — добрый знак хорошего преподавания» - говорил Ф.И.Буслаев. Нельзя забывать, что занимательность, игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребенок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Однако игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а делать это усвоение прочным и интересным.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, Орфография, для учителя, письмо
Просмотров: 1135 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0