"Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее
знать”
Н.Н. Баранский
Патриотизм – любовь к Отчизне. (Владимир Даль.
Толковый словарь живого великорусского языка. Т.
3., М.: ТЕРРА, 1995).
Школьная география относится к числу важнейших
учебных дисциплин, содержащих в себе большие
возможности для осуществления патриотического
воспитания молодежи. Большие возможности имеет
физическая география России восьмого класса.
Так, в учебнике по географии имеются сведения из
истории географических открытий и современных
исследований. Школьники узнают об отечественных
путешественниках и исследователях С.Дежневе,
С.Челюскине, В.Н.Татищеве, Г.Седове, Г. Невельском,
Н.М.Пржевальском, В.Арсеньеве, Г.Ушакове,
В.В.Докучаеве, А. И. Воейкове и других.
Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна, –
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых-Тян-Шанских,
Вернадских, Борзовых, Баранских,
Страна Воейковых, Шокальских,
Козловых, Бергов, Пржевальских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам – нельзя!
(географ-поэт Ю.К. Ефремов, по инициативе
которого именем Н. Н. Баранского был назван
вулкан на Дальнем Востоке)
Учащиеся узнают, как необъятны просторы нашей
Родины, как велики и разнообразны ее природные
богатства.
Как велика моя страна.
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...
Раскинулась моя страна
От севера до юга: |
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.Н. Забила |
При рассмотрении темы "Развитие форм рельефа
под влиянием внутренних и внешних процессов”
можно использовать восторженные строки
Ключевской сопке, которой посвятил
писатель-географ Ю. К. Ефремов:
Как чеканка Ключевская!
Как обманчиво легка!
Светоносно колдовская,
Облучает облака.
Кто не тронут за живое
Этой стройностью крутой,
Лучевою, ключевою
Ключевскою чистотой?
Ночью – таинством шаманским
В небе пышущий костёр…
Днём – царицы Шемаханской
Разметавшийся шатёр!
Хороша тема "Питание, режим, расход, годовой
сток и ледовый режим рек”. Здесь раскрываются
вопросы: изменение режима рек при строительстве
гидроэлектростанций. Например, реки Волги:
Старый Мазай разболтался в сарае:
В нашем болотистом, низменном крае.
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили.
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! Еще мало! Бегут мужики
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы”
Это стихотворение должно воспитывать "чувство
сострадательной любви ко всему живому, ко всему
имеющему право существования наряду с
человеком” (А.П.Семенов-Тян-Шанский).
Правила рационального природопользования в
отношении возобновимых природных ресурсов:
животным, попавшим в беду в случае стихийного
бедствия, следует помогать, чтобы они смогли
выжить.
Огромные возможности имеет тема "Природное
районирование”:
1. характеристика тайги:
Здесь нет земли. Пласты лесного праха
На целый метр. Коряжник. Бурелом;
Исчерчен воздух точно злая пряха
Суровой нитью вкось, насквозь, кругом
Его прошила – цепкой нитью прутьев,
Сучков, ветвей, скрепив их, как бичом;
Черномалинниками и плющом.
Как пробиваться? То плечом, то грудью
Кустарник рвать; то прыгать со ствола
На мёртвый ствол сквозь стебли копор-чая;
Ползти ползком, чудных жуков встречая, под
сводами, где липкая смола;
Сорваться вниз, в колдобы, в ямы с гнилью,
В сыпучую древесную труху,
И, наконец, всё, уступив бессилью,
Упасть на пень в зеленоватом мху.
Д. Андреев
2. характеристика смешанного леса:
Люблю дорожкою лесною
Не зная сам куда, брести,
Двойной глубокой колеёю
Идёшь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зелёный,
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист,
Осинник жёлтый бьёт тревогу,
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу.
Идёшь как будто по водам -
Нога шумит…а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…
А.Н. Майков. Пейзаж
Хорошо бы показать здесь существующие в
природе взаимосвязи. Лучше понять важность роли
каждого компонента в природном комплексе
помогает стихотворение Н. Жоголева "Берегите
лес”:
Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы,
И шелестом берёз зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Всё-всё – до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка – исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела!
3. характеристика степи:
Море с голой степью говорило:
"Это ты меня солончаками
И полынью горькой отравила,
Жарко дуя жёсткими песками!..”
<...> Отвечает степь морской пустыне:
"Не по мне ли, море, ты ходило,
Не по мне ли, в кипени и сини,
За волной волну свою катило?
Я ли виновата, что осталась,
В час, когда со мной ты расставалось,
Белой солью кипень снеговая,
Голубой полынью синь живая.
И.А. Бунин. Укоры
4. описание пустыни:
Змеи без воды прожить сумеют,
Их соседки ящерицы – тоже.
Суслик терпит без воды и ёжик,
Черепаху жажда не тревожит.
Лишь джейран, красавец длинноногий,
Он да серна – без питья ни шагу,
Под песком горячим землю роют –
Ищут притаившуюся влагу.
Воду за десятки вёрст учуют,
Ночью к ней поскачут, как на крыльях.
Снова в поисках воды кочуют,
Но изнемогают от бессилья.
К. Тангрыкулиев
Здесь хорошо видно как животные приспособились
к условиям пустыни.
Раздел II. Крупные природные районы. Тема:
Северный Кавказ.
Здесь обязательно нужно дать понятие лакколиты
– горы с округлыми вершинами.
В толщу песчаников и сланцев по разрывам в
земной коре проникла магма. В некоторых участках
она приподняла верхние слои осадочных пород, но
не прорвала их и под ними постепенно застыла.
Лакколит – неудавшийся вулкан. Самый высокий из
них – гора Бештау (1400 м). Вблизи этих гор выходят
на поверхность целебные минеральные источники,
связанные с трещинами и разрывами земной коры.
Ещё в 1874 году французский инженер-гидротехник Ж.
Франсуа писал: "В целой Европе не существует
такого счастливого сочетания столь
разнообразных ключей на сравнительно небольшом
пространстве”. Среди множества кавказских мест
особое положение занимает город Пятигорск. С
этим городом связана деятельность М. Ю.
Лермонтова. Целесообразно провести заочное
путешествие по Лермонтовским местам в
Пятигорске. На столах словарь-терминов:
Эолова арфа – в греческой мифологии арфа
бога ветров Эола, издававшая нежные звуки при
восходе солнца и легчайшем ветерке.
Грот – неглубокая пещера со сводчатым
потолком и широким входом.
Диана – в римской мифологии богиня
растительности, олицетворение Луны, сестра
Аполлона.
Ресторация – ж. фрнц. ресторанъ м. трактиръ.
Начнём экскурсию: подъезжая к городу, вы
издалека увидите беседку "Эолова арфа”. Беседка
манит к себе изящными очертаниями, чётко
вырисовывающимися на фоне неба. Об этой беседке
писал Лермонтов в повести "Княжна Мери”. Из
беседки "Эолова арфа” по кольцевой тропинке
можно спуститься к Елизаветинскому источнику,
где собиралось общество, у этого источника
произошла встреча Печорина с Грушницким и
княжной Мери. На этом же склоне горы Машук в скале
находится небольшой грот. Этот грот описан как
место встречи Печорина с Верой. Теперь он
называется "Грот Лермонтова”. В самом центре
города стоит красивое здание с шестью колоннами
из тёсаного камня. Это бывшая пятигорская
ресторация. В 1837 и 1841 годах, когда здесь бывал
Лермонтов, кроме комнат для приезжающих, имелся
ресторан и зал, где устраивались балы. Один из
таких балов описывается в романе "Герой нашего
времени”. недалеко от здания, рядом с
Лермонтовскими ваннами, расположен "Грот
Дианы”. В 1841 году по дороге в крепость
Темир-Хан-Шуру Лермонтов последний раз заехал в
Пятигорск. Здесь в маленьком домике у подножия
горы Машук провёл поэт последние два месяца
своей жизни. Теперь здесь находится
Государственный музей "Домик Лермонтова”.
Большой известностью в Пятигорске пользуется
Провал. Это место подробно М. Ю. Лермонтов описал
в повести "Княжна Мери”. И, конечно, каждый, кто
приезжает в Пятигорск, обязательно поднимется к
месту дуэли Лермонтова, принесёт цветы к
обелиску на месте первоначального захоронения
поэта, придёт и к памятнику выдающегося человека,
поставленному в 1889 году в городском сквере за
счёт народных пожертвований.
При изучении Средней и Северо-Восточной Сибири
следует показать роль природы и ее ресурсов для
успешного решения хозяйственных задач:
В краю рассвет – что хвост лисицы красный,
А вечера его – как соболиный мех,
Весною дым листвы висит на небе ясном,
Зимою, как песец, его сверкает снег;
Хотя и говорят,
Что край у нас суровый
Метели, мерзлота и мало теплых дней,
А я вот говорю, что край у нас здоровый,
Что лучше края нет, и нет его щедрей!
В задачу учителя входит "оживить” содержание
учебника яркими, красочными примерами, показать
наши достижения:
Вот, говорят, Россия...
Реченька да березки...
А я твои руки вижу,
Узловатые руки, жесткие.
Руки от стирки сморщенные,
Слезами горькими смоченные.
Качавшие, пеленавшие,
На победу благословлявшие.
Вижу пальцы твои сведенные, -
Все заботы твои счастливые,
Все труды твои обыденные,
Все потери неисчислимые.
Отдохнуть бы, да нет привычки
На камнях лежать им праздно...
Я куплю тебе рукавички,
Хочешь – синие, хочешь – красные?
Не говори "не надо”, –
Мол, на что красота старухе?
Я на сердце согреть бы рада
Натруженные твои руки.
Как спасенье свое держу их,
Волнения не осиля.
Добрые твои руки,
Прекрасные твои руки,
Матерь моя, Россия!
Вероника Пушнова
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее стайные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастъя
К труду, к терпению, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна.
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
В. Боков
Процветание начинается с каждого из нас. Зная
природу Родины, у учащихся появится желание
путешествовать по стране, изучать глубже, а,
главное, беречь ее. Ведь она так ранима!
Воспитание патриотизма начинается с
углубленного познания своей Родины”, – говорил
М.Н. Калинин |