«...Законна гордость любого народа своими памятниками, своими
изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или литературой.
Гордиться народу следует и своим большим вкладом в культуру
человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто
свое, неповторимое, а потому и особенно ценное». (Д.С.Лихачев)
Цель работы: Выявить условия, при которых
содержание исторического образования содействует формированию
толерантного сознания школьников на уроках истории.
Задачи:
- выявить сущностное содержание понятие толерантности;
- систематизировать методы способствующие, формированию
толерантного сознания школьников;
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) терпимость к
чужим мнениям, верованиям, поведению.
В «Концепции Модернизации образования» подчеркивается, что «потенциал
образования должен быть в полной мере использован для консолидации
общества, сохранения единого социокультурного пространства страны,
преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов на
началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и
различных конфессий, ограничения социального неравенства».
Исходя из положений «Концепции» можно выделить главные проблемы:
1)формирование позитивных этнических знаний о другой культуре;
2) расширение межкультурного взаимодействия и роли школы в системе
межнациональных взаимодействий;
3)формирование толерантной личности.
Проблема воспитания толерантной личности нельзя считать изученной до
конца:
Как педагогу работать с такими явлениями как социальные стереотипы,
культоцентризм, ксенофобия?
Какие условия нужно создавать для преодоления ребенком этих
внутренних барьеров?
В каком возрасте складываются наиболее благоприятные условия для
формирования чувства толерантности?
Как в рамках обычных школьных программ разработать новые программы,
избегая перегрузок учащихся (на уроках, во внеклассное время)?
В последние годы проблема толерантности исследуется в рамках теории
поликультурного образования и сводится к следующим шагам:
а) введение в содержание образования специального этнокультурного
материала, дающего школьникам информацию о различных культурах,
позволяющих организовать обсуждение полученной информации и ее
эмоциональное переживание;
б) ознакомление школьников с традициями дружбы, взаимопомощи и
добрососедства представителей различных рас и народов, конфессий;
в) формирование представлений учащихся о правах и свободах человека,
культурном плюрализме как нормах современного поликультурного общества.
Но расширение этнокультурного кругозора детей не решает до конца
проблемы толерантности у детей. Интеллектуальность вовсе не гарантирует
толерантность. Воспитание толерантности - общее дело многих
государственных и общественных институтов, но когда его объектами
выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними
ложится именно на образовательную среду, на педагогов: учителей,
воспитателей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др. Таким
образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении
ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой
человеческой личности. Это – центральная ценность во всех теориях прав
человека и во всех международных стандартах; это – главный мотив для
осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для
установления демократических форм правления; это – полная
противоположность нетерпимости.
Решение данных проблем связано с обновлением учебно-воспитательного
процесса, разработкой программ по толерантному воспитанию, подготовкой и
внедрением программ для детей, живущих в условиях полиэтничной среды.
Формирование толерантного сознания, возможно на принципах
личностно-ориентированного подхода, который требуют «отхода» от
безличной и абстрактно-формальной педагогики к педагогике
сотрудничества и гуманизма. Следовательно личностно-ориентированный
подход связан с установкой воспринимать каждого человека как
самостоятельную ценность.
Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного
сознания учащихся, могут стать технологии развития критического
мышления учащихся, технология проблемного обучения, интерактивные
методы (диалоговые). В поисках путей перевода обучения на новый
качественный уровень главным следует признать необходимость создания
условий для включения учащихся в активный и добровольный процесс
формирования знаний и обобщенных способов деятельности. Смысл
деятельности педагога - создание условий не только для формирования и
проявления толерантности одного, но и преодоления вызывающе негативизм в
поведении или общении другого. Это явления разные, но единые по
воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта
толерантности имеет свои причины, и важно (хотя и очень непросто!)
преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.
Средства решения этих задач могут быть различны. Прежде всего,
целесообразно организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни
могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Идти
таким путем - значит стимулировать, «провоцировать» общие дела,
позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь
удаче, преодолевая трудности.
Такими путями, на наш взгляд, являются инновационные технологии,
основанные на ценностном подходе к обучению.
В этом случае ценностный подход приведет к личностно-ориентированному
обучению.
Необходимо чередовать когнитивные (познавательные моменты) с
игровыми. Использование в работе с подростками игровых занятий,
моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений)
позволит подростку пережить их сложность и противоречивость, будет
стимулировать подростков в обсуждении различных социальных проблем.
Пример, беседа по теме « Великая Отечественная
война 1941-1945», ребята размышляют над фразой вместе мы Россия- рассказ
о людях, в которых совмещается национальное и межнациональное, дети
рассказывают, о защитниках Родины, которые были разной национальности,
но все они защищали свою Родину. Тема «Культура России», предполагает
знакомство с писателями и поэтами разных национальностей их культурой.
Учащиеся знакомятся с высказываниями о родине, мысли народа о счастье, о
смысле жизни, о бедности и богатстве, о добре и зле, о назначении
человека, о дружбе, о любви, о взаимопомощи, о жизни, о цели, о
бессмертии. Приходят к выводу, что говорят люди разных национальностей
по разному, но по содержанию схожи, у всех равные общечеловеческие
ценности. Изучая тему «Образование СССР», класс делится на группы
исходя из количества государств, вошедших в состав СССР. В группах,
учащиеся знакомят с материальной культурой народов (еда, напитки,
костюмы, музыка и др.).
Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в
утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности
каждой человеческой личности. Это – центральная ценность во всех
теориях прав человека и во всех международных стандартах; это – главный
мотив для осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для
установления демократических форм правления; это – полная
противоположность нетерпимости.
|