Основными идеями, которые легли в основу системы воспитательной
работы Заинской средней общеобразовательной школы № 2, являются идеи
педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого
воспитательного пространства, идея саморазвития, самовоспитания
личности. Научным и практическим основанием для программы воспитания,
принятой в школе, стали педагогические системы В.А. Сухомлинского,
К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, В.А. Караковского, Г.К. Селевко, Н.М.
Таланчук.
Воспитание рассматривается педагогическим коллективом как процесс
регулирования освоения личностью системы социальных ролей: воспитание
семьянина; ученика; члена детского сообщества; жителя г. Заинска;
воспитание гражданина.
Разработана концепция воспитания, определены конкретные цели и
задачи. Главная цель: воспитание человека, способного к самореализации в
социальных сферах проживания: семья, коллектив, школа, город,
республика.
Спроектировано содержание работы на 5 лет в следующих подпрограммах
по реализации концепции:
- «Родительский дом – начало начал» - сфера «СЕМЬЯ»;
- «Школа для всех – школа для каждого» - сфера «ШКОЛА»;
- «Возьмемся за руки, друзья!» – сфера «КОЛЛЕКТИВ»;
- «Город, в котором я живу» – сфера «ГОРОД»;
- «Моя Родина – Татарстан» – сфера «РЕСПУБЛИКА»
Уровни социального пространства, которые осваивает человек можно
систематизировать следующим образом:
- "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по
отношению к самому себе – самооценка, самоуважение, самосознание,
способы самовыражения).
- "Я и другие" (взаимоотношения с людьми:
сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения,
ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
- "Я и школа" (традиции в школе, правила, нормы,
социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
- "Я и мир" (изучение истории своей семьи,
приобщение к истории и традициям школы, города, республики).
Реализация программы воспитания предполагает формирование готовности
педагогов к отказу от стереотипов профессиональной деятельности,
связанных с технократическим стилем взаимодействия; творческое
применение современных направлений, форм, технологий воспитания, а
также обращение к опыту прошлых лет, сохранившему интересные,
продуктивные варианты организации воспитательной работы.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы
они могли проявить свои дарования, – это направляющее сотворчество со
стороны взрослых.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного
взаимодействия с личностью ученика.
Первый слой – это воспитательная система всей школы, в
рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить
влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс
развития учащихся.
Второй слой – это воспитательное пространство класса, где и
происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий слой – это система педагогического обеспечения
индивидуального развития ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального
развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства
класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему
школы.
Результат:
- Формирование воспитательной системы, где каждый ребенок
открывает себя в сотрудничестве с другими и с самим собой.
- Создание органов самоуправления – Совета «Детство» в
начальном звене, Совета «Содружество» – в среднем, и Совета Молодежи
«СМол» – в старшем звене.
- Создание подросткового клуба по интересам «Творческий
поиск».
- Образование клуба молодых классных руководителей «Идея» на
базе школьного методического объединения классных руководителей.
Презентация школьного Совета молодежи «СМОЛ» состоялась на творческой
площадке школы в рамках республиканского совещания работников
образования РТ в августе 2007 года.
Приложение
1.
Приложение
2.
Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в школе
патриотическое, художественно-эстетическое, ведется работа по
программам «Образование и здоровье школьников», «Семья и школа»,
«Подросток», «Воспитание лидера». Школа стремится к расширению
воспитательного пространства, взаимодействуя с городскими центрами
культуры, досуга, спорта. Более 85% учащихся школы посещают кружки,
секции и студии дополнительного образования.
Таким образом, при построении школьной педагогической системы мы
стремимся к созданию оптимально-широкого поля возможностей для
удовлетворения, расширения, развития и реализации интересов,
способностей и потребностей учащихся. |