Воспитание здорового образа жизни учащихся
посредством туризма.
Туризм как форма активного отдыха и
дополнительного образования полезен каждому
ребенку. Мало сказать, полезен - он необходим
каждой развивающейся личности. Независимо от
подхода к туризму администрации и учителей, в
школе всегда есть некоторое количество детей,
которые в потенциале имеют особый, повышенный
интерес к туризму, и для которых он при
определенных условиях может стать деятельным
увлечением, способным заполнить большую часть их
досугового времени. Школа не должна оставить без
внимания и этих детей, она должна удовлетворить
их особый интерес к туризму - создать для них
кружки, секции, клубы юных путешественников.
У школьников и у учителей отношение к туризму
различное, но не противоречит одно другому. Для
детей туризм - способ активного отдыха,
увлекательное занятие, наполненное романтикой
необыкновенного образа жизни. А для учителей он -
средство, способ лучше, глубже познать своих
воспитанников и активнее повлиять на их
развитие.
Туристская работа очень многообразна по
формам: походы в разных видах туризма (пешие,
лыжные, велосипедные и т.д.), разной
продолжительности, разных степеней и категорий
сложности, местные и дальние, пешие и
транспортные экскурсии, занятия в кружках,
секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные
виды туристских соревнований, семинары,
конкурсы, конференции, выставки, праздники
(вечера), турлагеря, музеи...
Самодеятельный туризм - отличная форма
реализации краеведческого принципа в изучении
основ наук. Никакая другая учебная или
внеучебная деятельность не дает в такой мере
возможность превратить множество отвлеченных,
"книжных" знаний в конкретные, привязанные к
месту и времени. Туризм по природе своей
невозможен без элементов познания края.
Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать.
Справедлив афоризм: "Туризм - это краеведение,
но краеведение - это не туризм".
В непосредственном контакте с природой,
совместно преодолевая небольшие, но трудности,
происходит физическая и духовная закалка ребят.
Они учатся жить и работать в коллективе,
самостоятельно решать возникающие проблемы.
Учатся проявлять инициативу и, что гораздо
труднее, подчинять свои интересы интересам
коллектива.
В любую погоду, находясь среди природы,
постигая какие-то ее тайны, у детей развивается
чувство ответственности за ее состояние,
понимание необходимости бережного отношения ко
всем видам и формам живой и неживой природы,
возникает потребность быть активным ее
защитником.
Активный туризм – это спорт на чистом
воздухе, это возможность дать детям интересное,
объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести
друзей и уверенность в собственных силах. Все
виды активного туризма вырабатывают чувство
товарищества, понимания необходимости
заботиться о тех, кто рядом.
В походах руководитель стремится привить
ребятам если не любовь, то уважение к своей
стране. Район, где проходит поход, предварительно
изучается. Как шло здесь формирование горных
пород, какие происходили при этом геологические
процессы, как и почему в различные геологические
эпохи менялся климат, когда и какие появлялись
здесь растения и животные, как происходила их
эволюция. Как и благодаря чему сформировался
современный рельеф, животный и растительный мир.
Для организованного, культурного туризма
прохождение намеченного маршрута является
приоритетным. Спортивное содержание туристского
похода состоит в преодолении туристами
собственными силами и средствами различных
естественных препятствий на маршруте, а также
трудностей и лишений походной жизни. Это
преодоление должно быть заранее рассчитанным,
посильным и обязательно успешным; оно
совершается лично каждым участником, но в
условиях коллективного взаимодействия. К
естественным препятствиям, помимо модных
веревочных переправ, подъемов и спусков по
веревкам и других так называемых «технических»
элементов, на первое место надо поставить само расстояние-
длину переходов, длину маршрута в целом, точное
прохождение намеченного маршрута – ориентирование
на незнакомой местности по карте и компасу. Этот
элемент содержания требует серьезной
интеллектуальной работы, хорошего знания
географии и топографии, смекалки, умения
наблюдать, переход на полное автономное
жизнеобеспечение.
В целом самодеятельный туризм дает детям:
1) радостные переживания (эмоциональность);
2) любопытную, полезную информацию
(познавательность);
3) укрепление здоровья;
4) физическое развитие;
5) яркие впечатления (восприятие);
6) разного рода полезные умения, навыки.
В течение ряда лет в школе я провожу работу в
школьном туристском кружке. Ребята занимаются
пешим, водным, велосипедным и горным туризмом.
Принимают участие в городских и областных
соревнованиях по отдельным видам туризма,
школьных областных слётах юных туристов и
занимают первые и призовые места. Подобного рода
работа помогает им в совершенствовании знаний по
географии, биологии, ОБЖ., физкультуре. Помимо
физического совершенства, учащиеся получают
навыки определения сторон горизонта различными
способами, определения расстояний до
недоступных объектов, ориентирования на
местности, способам выживания, оказания первой
медицинской помощи при травмах и т.д.
Огромное значение имеет туристская работа в
школьном экологическом клубе, где мы развиваем
экологический туризм, который имеет не только
спортивную часть, но и воспитывает экологическую
культуру учащихся. Итогом такой работы является
участие наших ребят в научно-практических
конференциях района, города и области.
Каждый учебный год мы заканчиваем
категорийными походами по Астраханской области
и другим регионам страны. В начале учебного года
проводим отчеты о проведенных походах с показом
слайдов и фильмов с тем, чтобы лучшие отчеты были
представлены на областной конкурс и для
привлечения все большего числа детей к занятиям
туризмом.
Презентация
Приглашаем к сотрудничеству всех
заинтересованных в развитии детского туризма. |