Объяснительная записка
Мы живем в век глобализации экономики и все
большей мобильности, быстрого развития
коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в
век крупномасштабных миграций и перемещения
населения.
В декларации прав человека говорится (статья 2),
что каждый человек должен обладать всеми правами
и всеми свободами, без какого бы то ни было
различия как в отношении расы, цвета кожи, пола,
языка, религии, политических или иных убеждений,
национального или иных убеждений, национального
или социального происхождения, имущественного,
сословного или иного положения. Толерантность
как никогда ранее важна в современном мире.
Толерантность необходима в отношениях, как
между людьми, так и на уровне семьи и общины. Так
как мы видим огрубелость чувств, безразличие к
людям, недоверие, бессердечность и жестокость.
Кризисная ситуация в стране в последнее время
обострилась обнищанием старых и больных людей,
разделением общества на очень богатое и очень
бедное. Все проблемы общества наиболее ярко
высвечиваются в школе.
Мы проводили социологическое исследование.
Выявлено, что в нашей школе обучается 66% учащихся
из Старого Оскола и Белгородской области, 14% - из
других областей России, а 20% детей из стран
ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан,
Армения, Узбекистан и т.д.). Это дает наглядное
представление о многонациональности учащихся
нашей школы и актуальности проблемы
толерантности.
Воспитание является наиболее эффективным
средством предупреждения нетерпимости.
Способствует улучшению взаимопонимания,
укреплению солидарности и терпимости в
отношениях, как между отдельными людьми, так и
между этническими, социальными, культурными,
религиозными и языковыми группами, а также
нациями.
Программа охватывает весь период обучения
ребенка в школе. Она является
общепедагогической, подразумевает активное
включение в воспитательный процесс всех
педагогов школы, родителей и ученических
коллективов. Программа построена с учетом
психологических особенностей и потребностей
детей различных возрастов. Программа включает 5
воспитательных модулей (как относительно
"самостоятельных” частей воспитательного
процесса), так как они позволяют комплексно
воздействовать на коллектив и отдельную
личность, в них участвуют практически все
ученики с 1 по 11 класс и определенные
разновозрастные объединения (в зависимости от
тематики).
1 модуль "Истина" позволяет
удовлетворить потребности саморазвития и
самосовершенствования личности ребенка и
подростка, формирует "Я - концепцию" как
систему представления личности о себе;
2 модуль "Интеллект" помогает
детям в осознанном самоопределении личности,
формирует умения и навыки самовоспитания,
самообразования и межличностного
взаимодействия формам самоопределения личности
в самых различных жизненных обстоятельствах.
В ходе реализации 3 модуля
"Творчество" учащиеся включаются в
творческую деятельность, получают навыки
самостоятельной творческой работы, что
способствует развитию нравственной, волевой и
эстетической сферы личности и креативного
мышления, выявлению индивидуальных
способностей, является основной формой
самовыражения личности.
Для формирования гуманистического,
демократического мышления необходима
реализация воспитательного модуля
"Добро", который способствует
формированию высоконравственного отношения
личности к себе и к миру, толерантности и
экологического мышления.
Для успешной реализации идеи 5 модуля
"Здоровье" (воспитание устойчивой
мотивации на здоровый образ жизни) в школе создан
"Центр здоровья", который непосредственно
участвует в работе этого модуля. Это позволяет
систематически вести профилактику девиантного
поведения, формировать социальную активность,
воздействовать на сохранение и укрепление
здоровья ребенка.
Программа построена на принципах: гуманизма,
личностной ориентации, первичной
нравственно-волевой мотивации и деятельностного
подхода.
Цель воспитательной программы "Я -
толерантная личность":
- Воспитание активного, инициативного,
самостоятельного гражданина, просвещенного,
культурного человека, заботливого семьянина и
мастера в своем профессиональном деле,
способного к постоянному жизненному
самосовершенствованию.
Для достижения поставленной цели
необходимо решение следующих задач:
В области обучения:
- научить духу партнерства и сотрудничества;
- формировать признание многообразия личностей;
- формировать признание равенства других.
В области воспитания:
- формировать уважение человеческого
достоинства.
- воспитывать уважение прав других.
- создать среду, формирующую терпимость к чужим
мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
- формировать способность поставить себя на
место другого.
- формировать доминанту самосовершенствования
личности и уважение права быть иным.
В области социализации:
- формировать готовность мириться с чужим
мнением.
- способствовать принятию другого таким, какой он
есть.
- воспитывать отказ от доминирования, причинения
насилия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Результатом работы программы должно стать
формирование развитой творческой способной к
самосовершенствованию личности, которую
характеризуют следующие черты толерантной
личности:
- Расположенность к другим.
- Снисходительность.
- Терпение.
- Чувство юмора.
- Чуткость.
- Доверие.
- Альтруизм.
- Терпимость к различиям.
- Умение владеть собой.
- Доброжелательность.
- Умение не осуждать других.
- Гуманизм.
- Умение слушать.
- Любознательность.
- Способность к сопереживанию.
Для эффективной реализации программы
организуется методическая помощь всем
категориям педагогических работников школы,
участвующих в воспитывающей деятельности. При
этом используются разнообразные формы
методической работы: постоянно действующий
семинар по изучению технологии ССЛ для
педагогов; круглые столы, МО классных
руководителей, творческие мастерские.
Для достижения запланированных результатов
обучения, развития, воспитания и социализации в
рамках программы "Я толерантная личность"
предлагается сочетание базового школьного и
дополнительного образования на организационном
и содержательном уровне. Для этого созданы:
"Интеллект центр”, "Центр здоровья”, "Центр по
туризму и спорту”, детские объединения. Введены
в учебный план школы спецкурсы "ФЛП" и
"ССЛ, "Валеология".
Данная программа учитывает преемственность от
одной возрастной ступени к другой, ребенок
остается все время в среде, который представляет
для него опыт творчества, достижения,
самоутверждения и самореализации.
СОДЕРЖАНИЕ
"Истина"
Для толерантной личности необходимо умение
владеть собой. Освоить это качество можно в ходе
изучения основ "Самосовершенствования личности
школьника”.
Этот спецкурс предполагает:
- знакомство с основами психологии личности;
- обучения методам самоанализа;
- способам целенаправленного развития
определенных качеств.
Это одно из главных направлений, так как идет
целенаправленное и системное обучение детей
основам теории ССЛ:
- 1-4 классы "Начало этики".
- 5 классы "Познай себя".
- 6 классы "Сделай себя сам".
- 7 классы "Научи себя учиться".
- 8 классы "Утверждай себя".
- 9 классы "Найди себя".
- 10 классы "Управляй собой".
- 11 классы "Реализуй себя".
В ходе работы по этому направлению:
- проходят классные часы по темам ССЛ,
"Презентации личности";
- праздники открытия новых традиций;
- помогают родителям, пожилым людям;
- участвуют в заседаниях в клубах интересных
встреч;
- знакомятся со своими правами во время изучения
конвенции о правах ребенка, с "Обязанностями и
правами ученика", с историей города, семьи;
- создают летопись классов школы;
- заботятся о благоустройстве школы, разводят
цветники.
"Интеллект"
Толерантная личность должна обладать высоким
интеллектуальным уровнем, чтобы всецело
осознавать богатое многообразие культуры нашего
мира, наших форм самовыражения и способов
проявления человеческой индивидуальности, ей
способствуют знания. Это направление
"Интеллект" помогает раскрыть личность
каждого ребенка, проявить свои способности:
- 1-4 классы "Презентация наук".
- 5 классы" Я стараюсь, развиваюсь".
- 6 классы "От знания к поступку".
- 7 классы" Осознанное познание".
- 8 классы "Я знаю, что я знаю".
- 9 классы "Мыслю, следовательно, существую".
- 10 классы "Юные интеллектуалы".
- 11 классы "Прикосновение к науке".
Осуществляя данное направление:
- проводят олимпиады по предметам, турнир
эрудитов, вечера вопросов и ответов;
- помогают своим товарищам проявить свои
способности в одном из конкурсов;
- участвуют в конкурсе "Ученик года";
- знакомятся с друзьями во время рингов
"Презентация личности";
- создают "Книгу школьных рекордов";
- заботятся о том, чтобы об успехах ребят знали
родители, жители города.
"Творчество"
Творчество это наиболее широкая сфера
проявления толерантности. Именно в нем глубоко
раскрывается индивидуальность каждого творца.
Совместное творчество предполагает: воспитание
терпимости к чужим мнениям, уважения
человеческого достоинства, духа партнерства. Это
направление выбрано потому, что ССЛШ
предполагает развитие творческих качеств
личности:
- 1-4 классы "Творить – это здорово".
- 5 классы "Творческий калейдоскоп".
- 6 классы "Какой я интересный человек".
- 7 классы "Создаем себя".
- 8 классы "Как стать интересным".
- 9 классы "Жизнеутверждающий мажор".
- 10 классы "Дом, который построим мы".
- 11 классы "Мой прекрасный мир".
Осуществляя данное направление:
- проводят День открытых дверей, праздник Песни,
экскурсии, походы, недели истории, географии, МХК,
выставки прикладного творчества, рисунков;
- помогают младшим школьникам в проведении игр;
- знакомятся с мастерами-умельцами Староосколья,
с жизнью разных людей на уроках, классных часах,
через посещение творческих вечеров
преподавателей школы и школы искусств;
- создают альбомы, "раскладушки" о мастерах;
- заботятся о пополнении фонда библиотеки через
акцию "Подари книгу школе".
"Добро"
Несомненно, это – одно из главных направлений в
работе, так как исключительной ценностью для
развития личности выступают нравственное начало
в ребенке. Доброжелательность; способность к
сопереживанию; способность поставить себя на
место другого; снисходительность и терпение.
- 1-4 классы "Я помогаю маме".
- 5 классы "Какого ты рода - имени".
- 6 классы "Чью старость ты утешил".
- 7 классы "Суд над сквернословием".
- 8 классы "Путешествие в свое прошлое".
- 9 классы "Цветок человеколюбия".
- 10–11 классы "Соблазны и ошибки" (духовное
самоопределение).
Осуществляя данное направление:
- проводят акции "Помоги ветерану", акции
"Аллея для города", вечера встречи с
интересными людьми;
- помогают родителям, ветеранам;
- знакомятся с историей своей семьи и пишут
сочинения "Моя семья";
- создают и организуют праздничную почту;
- заботятся о благоустройстве школы.
"Здоровье"
Развитие полноценной личности немыслимо без
сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие
здоровья часто лежит в основе отчуждения,
ограниченной коммуникации, недостаточного
самоуважения. Сохранение здоровья каждого -
залог здоровья нации.
- 1-4 классы "Азбука здоровья".
- 5 классы "Здоровье - счастье человека".
- 6 классы "Золотые правила здоровья".
- 7 классы "Спортивная гостиная".
- 8 классы "Суд над...".
- 9 классы "Важные мелочи".
- 10 классы "Саморегуляция. Быть здоровым и
красивым".
- 11 классы "Искусство жить".
Осуществляя данное направление:
- проводят спартакиады, соревнования "День
туриста", конкурсы плакатов "Нет наркотику,
сигарете";
- помогают организовывать походы, экспедиции;
- знакомятся с приемами релаксации; создают
летний оздоровительный лагерь и трудовой отряд;
- заботятся о сохранении здоровья.
Предлагаем содержание программы в школе II и III
ступени
Содержание программы в школе
второй ступени.
Возрастные
особенности |
Модуль
"Истина” |
Модуль
"Интеллект” |
Модуль
"Творчество” |
Модуль
"Добро” |
Модуль
"Здоровье” |
Формы работы |
Особенностью
подросткового возраста является повышенная
потребность в признании, внимании, уважении;
боязнь изоляции от сверстников;
обостренное чувство справедливости.Неустойчивая
самооценка, возрастающее стремление приобщиться
к взрослой жизни; повышенный интерес к самому
себе. Основной мотив развития – самоутверждение
завоевание места в группе. |
Задачи |
Тематические беседы:
"Урок России”,
"Родительский дом”,.
"Законы и правила для тебя”,
Викторина "Знаешь ли ты город?”
Фотоконкурс.
"Любимый уголок города”.
"Конкурс юных корреспондентов”,
"Конкурс юных художников”.
КТД "День театра”,
"День микрорайона”,
"Город мастеров”,
"День открытых дверей”.
Праздники:
"Встреча Нового года”, "8 марта”.
Фольклорный праздник. Благотворительная акция
"Дорогие мои старики”,
"Операция ромашка”. "Веселые старты”.
Работа центра здоровья”. |
5-7
классы |
побудить к самопознанию, к
самовоспитанию;
сформировать правильное адекватное отношение к
себе, адекватную самооценку |
побудить к умственному
саморазвитию;
сформировать мотивы самообразования;
познакомить с творческими и исследовательскими
методами работы |
выявить интересы, склонности и
способности подростка |
пробудить веру в свои силы, в
возможность стать лучше;
формировать нравственные и моральные принципы
толерантности |
сформировать правильное
отношение к своему здоровью, восприятие здоровья
как жизненной ценности |
8-9
классы |
формирование оптимальной
мотивации самоутверждения;
помощь подростку в определении своих сил и
способностей в профориентационном
самоопределении |
формирование понятия о жизненном
выборе и его связи с судьбой человека;
подготовка к доступному (по уровню и форме)
дальнейшему непрерывному образованию |
формирование способности к
активному самопроявлению и самовыражению |
формирование эмоционально-
положительной "Я - концепции” и отношения к
окружающим |
сформировать способность
к самодиагностике состояния здоровья и
устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни |
Содержание программы в школе
третьей ступени
Возрастные особенности |
Модуль
"Истина” |
Модуль
"Интеллект” |
Модуль
"Творчество” |
Модуль
"Добро” |
Модуль
"Здоровье” |
Формы работы |
В ранней юности вырабатывается
физиологическая саморегуляция, но жизненный
опыт ограничен, и контроль над собой еще не
установлен, наиболее значимы дружеские близкие
доверительные отношения в личных контактах.
Семейные отношения, дружба, любовь. Идет
ускоренное социальное развитие. Подчеркнутая
индивидуальность. Новые формы самоутверждения.
Становление ценностных ориентаций. |
Задачи |
Интеллект - центр;
Научные общества;
интеллектуальный конкурс "Звезды среди нас”.
Акция "Мы с вами, ветераны”.
Круглый стол "Подросток и закон”.
Конкурс-беседа "Знаешь ли ты закон?”.
Конкурсы рисунков, плакатов, фотографий,
сочинений, стихотворений.
Психологические тренинги.
Тематические дискотеки.
Экономическая игра. КТД "И жизнь, и слезы, и
любовь”; "Аллея выпуска” "Наш дар школе”;
"День здоровья” "День города”; "День
толерантности” |
|