Психолого-педагогическая характеристика
класса…
Цель воспитательной системы –
содействовать развитию нравственной,
интеллектуальной, активной личности, способной к
самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
- Содействовать обогащению духовного мира,
формированию мировоззрения, развитию
познавательной активности.
- Создать условия для проявления и развития
творческого потенциала учащихся.
- Формировать коммуникативные умения и навыки,
способность адекватно выбирать формы и способы
общения в различных ситуациях.
Основные компоненты и элементы воспитательной
системы класса
Компоненты |
Составные части компонентов |
Индивидно- групповой |
- Классный руководитель Учащиеся
- Родители
- Педагоги и другие взрослые |
Ценностно-ориентационный |
- Цели и задачи воспитания -
Перспективы жизнедеятельности классного
сообщества
- Принципы построения воспитательной системы и
жизнедеятельности класса |
Функционально-деятельностный |
- Системообразующий вид деятельности,
формы и методы организации совместной
деятельности и общения - Основные функции
воспитательной системы
- Педагогическое обеспечение и самоуправление |
Пространственно-временной |
- Эмоционально-психологическая,
духовно-нравственная и предметно-материальная
среда - Связи и отношения классного сообщества с
другими детьми и взрослыми
- Место и роль класса в воспитательном
пространстве гимназии
- Этапы становления и развития воспитательной
системы |
Диагностико-аналитический |
- Критерии эффективности
воспитательной системы - Методы и приемы
изучения результативности воспитательной
системы
- Формы и способы анализа, оценки и
интерпретация полученных результатов |
Структурная модель воспитательной
системы.
Аналитико-диагностическая
деятельность
- тестирование
- анкетирование
- микроисследования
- педагогически направленное наблюдение
Профессиональная ориентация
- профессиональная диагностика (тестирование,
анкетирование)
- профессиональное просвещение (беседы, встречи,
экскурсии)
- профессиональное консультирование (работа с
психологами, педагогами)
Работа с семьёй
- изучение воспитательного потенциала семьи
- психолого-педагогический всеобуч родителей
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный
процесс
- индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
- классное самоуправление
- анкетирование
- тематические классные часы
- изучение о правах ребёнка
- посещение музеев, выставок, театров, библиотек
Дополнительное образование
- вовлечение в факультативы, кружки
- организация кружков
- творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
- познавательные классные часы
- экскурсии
- участи в предметных неделях, олимпиадах,
конкурсах, НПК
Спортивно-оздоровительная деятельность
- тематические классные часы
- участие в спортивных мероприятиях
- экскурсионно-туристическая работа
- пропаганда физической культуры
Свободные общения
- дискотеки
- вечера отдыха
- игры
Механизм жизнедеятельности классного
коллектива.
Системообразующий фактор воспитательной
системы - ценностно-ориентировочная
деятельность, способствующая личностному,
профессиональному, практическому
самоопределению.
Главными элементами механизма воспитательной
системы выступают формы, методы и приемы
поддержки личностного саморазвития.
Педагогические средства:
- Диагностические (наблюдение, беседы,
анкетирование, тестирование),
- Организационные (организация органов
ученического самоуправления, регулирование
ответственности),
- Мобилизационн-побудительные (актуализация,
убеждение),
- Коммуникативные (взаимопонимание, доверие,
согласие),
- Формирующие (формирование сознания,
проектирование и создание проблемных ситуаций),
- Координирующие и коррекционные (выработка
единых требований, правил, корректирование
действий),
- Совершенствования (средства повышения
педагогом собственной компетентности).
Особую роль в реализации данного замысла
воспитательной системы играет самоуправление
уч-ся.
Развитие навыков самоуправления
осуществляется через систему постоянных
поручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из
секторов, координирует и направляет работу
которых совет класса.
Практическая деятельность в составе одного из 5
секторов способствует становлению
самостоятельной и творческой личности.
Сектор внутренних дел.
- Ответственный за учебу.
- Старший дежурный.
- Ответственный за проверку дневников, учебников.
- «Диспетчер» по расписанию.
- Казначей.
- Мастер трудовых дел.
- Ответственный за состояние растений.
- Ответственный за проведение генеральных
уборок.
Сектор здоровья и спорта.
- Ответственный за формирование команд.
- Ответственный за участие в общешкольных
конкурсах «Самый спортивный класс», «Самый
здоровый класс».
- Ответственный за учет спортивных достижений
уч-ся.
- Ответственный за учет пропусков,
заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга.
- Организатор досуга.
- Сценарист.
- Ди-джей.
Сектор заботы.
- Ответственные за проведение акций: милосердия,
«Поздравьте, пожалуйста».
- Ответственный за питание.
Пресс-сектор.
- Летописец.
- Журналист.
- Редактор.
- Фотограф.
- Ответственный за «Почту радости».
Для расширения сфер деятельности классного
коллектива возможно создание ещё одного
структурного элемента самоуправления – сектора
временных поручений, где каждый может получить
новое поручение.
Принципы жизнедеятельности классного
коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
- Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
- Относиться к окружающим, помня золотое правило:
не делай людям того, чего не желаешь себе.
- Относиться к людским недостаткам терпимо.
- Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты
его имеешь.
- Добросовестно относиться к учёбе.
- Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
- Добросовестно относиться к своим поручениям.
- Не отказывать в помощи одноклассникам.
- Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
- Нужно жить весело, содержательно, быть активным,
творчески подходить к любому делу.
- Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Основные виды деятельности.
- познавательная
- игровая
- творческая
- спортивная
- коммуникативная (общение)
- досуг
- допрофессиональная
Основные формы деятельности
- классные часы
- конкурсы
- экскурсии
- поисковая деятельность
- благотворительные мероприятия
Диагностика воспитательной системы.
Критерии |
Показатели |
Диагностические средства |
Интеллектуальная развитость учащихся Познавательная
активность |
Интеллектуальный потенциал Уровень
мотивации
Освоенность образовательных программ |
Методика «Культурно-свободный тест на
интеллект». Методика диагностики мотивации
учения и эмоционального отношения к учению.
Статистический анализ текущей и итоговой
успеваемости |
Нравственная развитость учащихся |
Сформированность основных
нравственных качеств личности. Социальная
активность |
Анкета «Диагностика уровня
воспитанности уч-ся» Анкета «Я и смысл моей
жизни» |
Эстетическое развитие учащихся |
Развитость чувства прекрасного. |
Педагогические наблюдения |
Самоактуализированность личности |
Стремление к самопознанию Наличие
положительной самооценки.
Личностный рост ребенка. |
Методика «Самооценка» Методика
«Акцентуация личности».
Методика «Репка» |
Развитость коммуникативности |
Коммуникативность. |
Методика «Социометрия» |
Физическая развитость |
Состояние здоровья Развитость
физических качеств. |
Статистический медицинский анализ
состояния здоровья. Выполнение нормативов. |
Удовлетворенность учащихся, педагогов,
родителей жизнедеятельностью в классном
коллективе. |
Комфортность удовлетворенность |
Методика для учащихся по изучению
удовлетворенности организации воспитательного
процесса. |
|