Возросший интерес к утверждению
приоритетности воспитания становится
совершенно очевидным, что проявляется в
преобразовании деятельности разных
образовательных учреждений и направлено на
моделирование воспитательных систем в школах.
Они в большей мере способны позитивно
воздействовать на личностное развитие
школьников. Поэтому, в сфере образования, в
настоящее время проблема формирования личности
справедливо занимает одно из главных мест и
рассматривается достаточно широко и
многоаспектно.
В связи с этим цель данной статьи понять
важность и необходимость создания
воспитательной системы школы как ведущего
фактора, способствующего повышению личностного
роста школьника, а также показать оптимальные
пути и подходы к построению воспитательной
системы в конкретном образовательном
учреждении.
В настоящее время все современные школы
условно можно разделить на две части, одна из
которых направлена ТОЛЬКО на получение
ЗУНов, другая – на формирование ценностных
ориентиров и лучших качеств личности.
Казалось бы, в том и другом случае конечным
продуктом является сформированная и
самоопределившаяся в социуме ЛИЧНОСТЬ
школьника. Однако становится очевидным, что в
результате "лики” у этой личности
получаются достаточно разнообразные, более
того некоторые из них крайне нежелательны для
нашего общества.
Рассмотрим более подробно пути и подходы
современных школ к проблеме формирования
личности в условиях этой двойственной
направленности.
В первом случае, как уже было сказано, многие
школы главной целью считают знания, умения,
навыки и этому подчинена вся жизнь их школы.
Только этому посвящены все педагогические
поиски, новации, формы и средства обучения.
В этом случае дети, чаще всего, являются средством
достижения цели, а значит "человеческим
материалом”, который призван реализовать идею
обширного, современного образования.
На данном этапе важно отметить, что именно
образованные и умные люди, бывшие наши школьники,
выпускники в определенный момент становятся
крайне опасными. Среди них встречаются жестокие,
невоспитанные, социально не адаптированные к
жизни люди. Также не исключены случаи встречи из
их числа с представителями преступного мира,
духовно нищими и морально убогими.
Таким образом, степень сформировавшейся их
субкультуры позволяет им осознанно наносить
значительный вред обществу и, в особенности,
подрастающему поколению. В этом случае все,
полученные ими знания, направлены на
уничтожение общества и разложение его
нравственных устоев.
Об этом свидетельствуют различные
"изобретения”, которыми часто пользуются "наши
дети”. К ним можно отнести взрывчатые
устройства, различного уровня махинации,
виртуальную зависимость и прочее. Это следствие
того, что у данной категории людей полностью
отсутствует человеческий фактор.
В недалеком будущем они были успешными
и компетентными школьниками в своей
возрастной категории, а также в разных
предметных и научных областях. Они являлись
неоднократными победителями и призерами
олимпиад, конкурсов различного уровня,
участниками престижных фестивалей и других
мероприятий, проводимых в школе и за ее
пределами. Они с большой активностью воспитывали
в себе ведущее качество личности "конкурентоспособность”,
стремились стать востребованными на рынке труда.
Однако, в данном случае, становится очевидным и
понятным, что была совершена серьезная ошибка.
Она проявилась в том, что человеческий фактор
не стал важной составляющей личностного
роста школьника в том образовательном
учреждении, где обучался этот ребенок.
В этом конкретном случае доминировала функция
сбора и обработки информации в корыстных целях,
но не направленная на благо общества,
государства и Человечества в целом.
Ценностный ориентир Человека с его
нравственными установками как главного субъекта
страны был утрачен.
Наряду с этим, другие школы нашли иной путь, где
главной целью был избран Человек, его
развитие. Все же остальное (и, прежде всего, обучение)
является и становится для них условием для
этого развития.
В первом случае мы имеем дело с дидактическими
системами, как правило, линейными, жесткими,
напряженными. Они замыкаются в узкие рамки
школьных учебных предметов, что не позволяет в
полной мере самореализоваться школьнику как
личности, проявить свои человеческие качества в
пространстве социума.
Во втором случае школы пытаются создать воспитательные
системы, адекватные современным условиям,
требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие,
самоуправляемые, демократичные. Они опираются на
добрые традиции российского образования,
уважают традиции народной политики и главное –
не боятся их развивать.
Гимназия также сделала свой выбор, избрав
вариант второго пути и, поставив на нем
приоритетный акцент. Такой выбор был сделан
неслучайно, поскольку тесно соприкасается с
гражданским заказом, сформулированным обществом
и семьей для конкретного ученика в конкретном
образовательном учреждении. Вместе с тем
педагогический коллектив и родители считают, что
человеческий фактор необходим и важен
для человека как гражданина, интеллектуала,
интеллигента – таковым видится им
продукт совместной деятельности и результат
высоконравственной личности.
При разработке программы развития
пришлось достаточно много беседовать с
коллегами, обсуждать разные уже существующие и
предполагаемые версии по поводу воспитательных
аспектов в гимназии. В результате этого
следует отметить, что в рамках задуманной модели-образа
"Гимназия-центр” избрание второго пути
станет наиболее важным как для формирования самого
гимназиста как Человека и более того –
гимназиста как Личности, в дальнейшем,
востребованной современным обществом.
В данной модели определены формы
взаимодействия с социумом, а также направления
отношений с конкретными центрами, выполняющими
образовательную функцию, разработан и
представлен комплекс целевых образовательных
программ и проектов, определен ведущий орган
соуправления, включающий следующих субъектов
образования:
- гимназисты – представители ассоциации "Вечный
двигатель”;
- педагоги – организаторы и координаторы
образовательного процесса;
- родители – представители фонда развития
гимназии "Интеллект. Культура. Творчество”.
Модель-образ "Гимназия-центр”
представлен мегапроектом "ТРИУМФ”,
составляющими которого являются 3 метапроекта
как три будущих системных модели исследования
разделов конкретного объекта. Их ценностная
ориентация принадлежит категориям "Гражданин,
Интеллектуал, Интеллигент”, которые
рассматриваются через ценностные ориентиры "Человек,Культура, Творчество”.
Процессы, происходящие извне и внутри
образовательного учреждения, образуя
культурно-образовательное пространство города,
максимально направлены на создание необходимых
условий в гимназии для формирования
личности гимназиста. В связи с этим, в настоящее
время, усиленно совершенствуются формы, методы и
приемы индивидуальной работы со школьниками. Они
направлены на развитие их творческих
способностей и результатов личностных
достижений, которые широко представлены в
индивидуальных портфолио учащихся.
Понятно, что для формирования необходимых
личностных качеств важны условия, в которых
будет развиваться Человек, будущий
представитель нашего общества и государства. Тем
самым происходит формирование воспитательного
пространства как педагогически
целесообразной организованной социальной среды,
окружающей как отдельного ребенка, так и
множество детей. Безусловно, такую работу
необходимо строить в соответствии с задачами
возрастного развития школьников.
По законам вселенной полноценное развитие
возможно только при взаимодействии с миром,
обществом, другими людьми, поэтому для
гимназиста такой средой общения выступает,
прежде всего, классный коллектив.
В связи с этим, появляются новые подходы, и
технологии по созданию целостных моделей
воспитательных систем не только школы в
целом, но и класса в отдельности. Все они
направлены на работу в классном коллективе с
конкретной возрастной категорией, по сплочению
школьников в единую ячейку партнеров и
единомышленников.
В основе их взаимодействия должны стоять общие
интересы школьников, их взгляды, суждения и
отношения к различным категориям ценностей "человек,
культура, общество, природа, мир”
и др., а также принципам к их освоению и познанию.
В соответствии с гражданским заказом семьи
гимназия также вышла на новую ступень
образовательной политики, где ведущее место
занимает личность, воспитанная на позициях гражданственности,
интеллектуальности, интеллигентности.
Следовательно, продукт, который мы должны
получить на выходе – это, прежде всего, Человек,
в котором сочетаются качества личности,
присущие гражданину общества, интеллектуалу
как человеку с высокой степенью
интеллектуального и умственного развития, интеллигенту
как человеку образованному с высокой
внутренней культурой, нравственными и
ценностными установками.
Основная идея нашла свое отражение в радикальной
инновации, которая сформулирована и
представлена в программе развития гимназии как
создание воспитательной системы школы. На наш
взгляд, именно воспитательная система школы
способна стать основой для построения модели
будущей новой системы отношений в российском
обществе и государстве в целом.
На данном этапе необходимо сформировать понятийное
поле, в котором обозначенная нами проблема
будет рассматриваться под конкретным понятийным
вектором. Для этого важно развести эти понятия и
разобраться в сущности каждого из них.
Необходимо более глубоко вникнуть в содержание
и суть этих понятий, поскольку в процессе
проектирования собственных моделей
воспитательных систем параллели, а затем класса
в конкретном образовательном учреждении важно
четко представлять себе сущность и
отличительные особенности понятий: воспитательная
система, воспитательная система класса,
воспитательная система школы (ВСШ). В эти
понятия мы вкладываем следующий смысл:
Воспитательная система – система
организации целостного педагогического
процесса – целостность, единство компонентов
педагогического процесса, находящихся в
определенных отношениях и связях друг с другом, а
также в непрерывном единстве с окружающей
средой, во взаимодействии с которой
воспитательная система проявляет свою
целостность.
Воспитательная система школы (ВСШ)–
сложное психолого-социо-педагогическое
образование, неравновесное, саморегулируемое и
управляемое. Эта система открытая: она не только
успешно взаимодействует с ближним и дальним
социумом, но, осваивая его, сама становится
мощным средством социализации. Она имеет сложную
структуру, состоит из компонентов, скрепленных
системными связями, осуществляет соединение
частей системы в единое целое и обеспечивается
ее управленческим блоком.
Воспитательная система класса – это
целостность, единство компонентов
педагогического процесса, находящихся в
определенных отношениях и связях друг с другом, а
также в неразрывном единстве с окружающей
средой, во взаимодействии с которой
воспитательная система класса проявляет свою
целостность. Воспитательная система класса –
это система организации целостного
педагогического процесса, составляющими
которого является обучение и воспитание.
В современной педагогической науке ведущими
создателями теории воспитательных систем
являются Караковский В.А., Новикова Л.И.,
Селиванова Н.Л.. Они достаточно продуктивно
изучали сущность, структуру, функции,
закономерности управления и развития
воспитательной системы. В результате чего было
установлено, что эффективность построения
воспитательной системы школы, класса зависит от
использования системного подхода в
воспитательной деятельности. Поэтому одним из
ведущих методологических подходов на всех
возрастных ступенях в гимназии стал системный
подход. Его целесообразность в процессе
воспитания личности заключается в следующем:
- личность школьника способна развиваться как
целостная интегрированная система в целостном
интегрированном педагогическом процессе при
условии взаимосвязанных компонентов;
- системный подход позволяет объединению усилий
всех субъектов воспитания и максимально
способствует повышению педагогического влияния
на школьников;
- воспитательная система позволяет с наименьшими
затратами сил и времени педагогического
коллектива соблюдать и удерживать новый режим
жизнедеятельности образовательного учреждения;
- системный подход позволяет осуществлять
моделирование и создание условий для
самореализации и самоутверждения личностей всех
субъектов образовательного процесса (учащихся,
педагогов, родителей);
- создание воспитательной системы формирует
модель-образ конкретного образовательного
учреждения, что создает привлекательный бренд
для индивидуальных членов школьных сообществ;
- воспитательная система значительно расширяет
возможности воздействия на личность.
Для создания действенной воспитательной
системы в гимназии кроме системного подхода
также были выделены и другие методологические
подходы, такие как аксиологический,
личностно-деятельностный, средовой, гендерный.
Их реализация (наряду с традиционными подходами)
базируется на ряде принципов (целостности,
интегративности, вариативности,
индивидуальности). Наряду с этим в гимназии
определено методическое и ресурсное обеспечение
качеством образования.
Построение воспитательной системы в гимназии
осуществлялось в соответствии с наиболее
существенными и важными компонентами, к которым
относятся:
- индивидуально-групповой компонент;
- ценностно-ориентационный компонент;
- функционально-деятельностный компонент;
- пространственно-временной компонент;
- управление, обеспечивающее развитие
воспитательной системы школы.
Итак, основополагающий вектор задан.
В процессе моделирования воспитательной
системы школы, параллели, класса важно видеть и
представлять себе весь целостный продукт на
каждой возрастной ступени, который создается
командой единомышленников на протяжении 11 лет.
Он представлен общей моделью выпускника
гимназии (рис._2).
В соответствии с возрастными школами 1, 2, 3
ступени она имеет свой возрастной разворот,
представляющий трехуровневую основу. Каждая из
них конкретизирует характерные особенности
выпускника, присущие каждой школе в соответствии
с концептуальными ориентирами, заявленными в
программе развития.
Уже на этом этапе в данной модели предстоит
найти свою нишу, т.е. увидеть себя и определить
свою роль как классного руководителя, учителя
предметника, педагога-организатора, психолога,
руководителя кафедры и других субъектов,
участвующих в организации образовательного
процесса.
Наряду с этим важно видеть перспективу
движения в развитии гимназиста и его
ретроспективу, т.е. ту основу и базис, которые
были УЖЕ созданы и заложены в нем ранее, тем
самым сохранить преемственные связи.
Для этого потребовалось более подробно
раскрыть и конкретизировать общую модель
выпускника, представляя ее разворот для школы 1, 2,
3 ступени. Чтобы выйти на уровень понимания ее
сущностного значения и содержания, данную модель
необходимо читать как по вертикали, так и по горизонтали,
что позволяет выстраивать траекторию движения в
каждом из 3-х метапроектов: "Гражданин”, представленный
целевой программой "Рождение Гражданина” и
направленной на позицию гражданского
становления личности, "Интеллектуал”, представленный
целевой программой "Созвездия” по работе с
одаренными детьми, "Интеллигент”, реализуемый
посредством целевой программы "Воспитание
интеллигента”, раскрывающей позицию
нравственного воспитания.
В каждом из них определены и прописаны
стержневые задачи-доминанты, разработаны
критерии и показатели категории "знания”,
"умения”, "отношения” для школы 1, 2, 3 ступени.
Траектория развития личности ученика, в
условиях культурно-образовательного
пространства гимназии, отражена в
структурно-содержательной модели. В ней показаны
все структурные компоненты, скрепленные
системными связями и обеспечивающиеся
управленческим блоком, что позволяет говорить о
завершенном построении воспитательной системы
класса, школы в конкретном образовательном
учреждении.
Реализация воспитательной системы гимназии
осуществляется посредством разработанной
технологии, в которую включены 4 блока: целевая
установка; содержание и организация целостного
педагогического процесса, составляющими
которого является обучение и воспитание;
экспертиза и оценка результатов деятельности, а
также ведущие методологические подходы,
характерные для конкретной школьной ступени.
Таким образом, для создания качественной и
эффективной системы как воспитательная
система – необходима особая личность,
управленческая функция которой должна
принадлежать классному руководителю.
Поскольку именно он является ведущей,
ключевой фигурой организации целостного
педагогического процесса в конкретном классе и
способен выступать как руководитель и главный
координатор действий всех объект-субъектов,
участвующих в нем.
В связи с этим становится очевидным, что
освоение и усвоение ведущих аспектов программы
развития и образовательной программы гимназии
не может осуществляться без главного субъекта
воспитательной деятельности – классного
руководителя. Следовательно, становится
важным представлять роль классного
руководителя как главного субъекта организации
воспитательной системы класса в условиях
гимназии.
При этом профессиональный подход к работе
определяют знание методологических основ
деятельности классного руководителя, строящихся
на интеграции старого и нового, традиционного и
инновационного. Рассматривая вопросы о модели
классного руководителя 21 века, его основных
функциях деятельности, педагогическом
мониторинге в работе, а также о его методическом
обеспечении позволяют судить о его
компетентностном подходе к проблеме воспитания
в гимназии.
Ведущими характеристиками классного
руководителя, определяющими его готовность к
работе, являются исследовательская
компетентность, коадаптационное мастерство,
медиа-образованность, а ведущими личностными
качествами – мобильность,
конкурентоспособность, коммуникабельность в
деловых отношениях и деловом общении с разными
субъектами образовательного процесса.
Так, в процессе работы классного руководителя с
семьей, становится очевидным, что составление и
формулировка гражданского заказа на получение
образования в гимназии носила созидательный
характер. Это позволило осуществить переход к
режиму совместного ученического, родительского
и учительского проектирования как будущего
жизненного проекта гимназиста. Его реализация
способна осуществляться через образовательный
дневник гимназиста школы 1, 2, 3 ступени,
который выступает средством личностного роста
школьника, а также важным диагностом результатов
воспитанности учащегося.
Идея образовательного дневника носит характер
совместного творческого проекта, целью
которого выступает развитие личностного роста
гимназиста в условиях воспитательной системы
класса, школы. Привлекательность
образовательного дневника заключается не в
обложке, а в главных критериях. Ими были
определены содержательность, информативность,
интерактивность между всеми субъектами
образовательного процесса, а также социумом.
Наряду с этим, важная роль была отведена
развивающим и контролирующим функциям дневника,
что представляет определенную ценность для всех
субъектов образовательного процесса.
Важными ориентирами взаимодействия всех
желающих по организации работы и созданию
образовательного дневника гимназиста были
выдвинуты следующие условия: взаимопонимание,
взаимосотрудничество, консолидация идей и
интеграция деятельности.
Однако следует отметить, что дальнейший образ и
моделирование дневника гимназиста продолжается.
Разрабатываются, корректируются, дополняются и
расширяются отдельные его части, разделы, блоки.
Вместе с тем готовится серия образовательных
дневников не только по ступеням, но и по
параллелям в соответствии с образовательной
программой, по которой обучается ребенок в школе
1 ступени, а также в соответствии с выбранным
профилем в школе 2 и 3 ступени.
"Образовательный дневник гимназиста” – каким
ему быть…??? Пока трудно сказать о конечном
результате, поскольку поиск инновационных идей
еще не завершен и только набирает силу. Вместе с
тем представляются лишь некоторые наработки в
этом направлении. На данном этапе нами уже
определены примерные пути и ориентиры по
реализации новшеств, содержанию и структуре
образовательного дневника. Однако хотелось бы,
чтобы его сотворение, а главное – желаемый
результат – "выпускник гимназии”, стал
не только гордостью общего дела, но и общим
достоянием, интеллектуальной собственностью
творческого союза и педагогического альянса –
коллектива учителей, учащихся, родителей.
Идея и смысл проектирования образовательного
дневника с родителями заключается в том, чтобы,
приняв формулировку гражданского заказа семьи,
сделать его основой проекта, направленного на
воспитание и становление его ребенка как будущей
полноценной Личности.
Наблюдения и опыт автора показывают, что в
педагогическую практику, в настоящее время,
достаточно активно внедряется новое массовое
явление – "воспитательная система”, что
справедливо влечет за собой разработку
диагностического сопровождения, включающего
пакет необходимых диагностических актов и
соответствующих методик.
В связи с этим возникает необходимость
разработки концептуальной основы, направленной
на исследование эффективности воспитательной
системы, изучение которой строится в
соответствии с определенной программой и
технологией. Однако это следующий этап, который
предстоит пройти субъектам образовательного
процесса в достижении высоких результатов по
уровню воспитанности школьников и улучшению
жизнедеятельности образовательного учреждения.
Практический опыт показывает, что, безусловно,
создание воспитательной системы школы
является важным фактором повышения личностного
роста гимназиста как главного субъекта
образования России.
|