Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 10:59:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Воспроизводство населения России
23.11.2010, 13:24:27

Целеполагание: Дать понятие новым терминам воспроизводство населения, естественный прирост. Установить особенности воспроизводства населения России и его основные исторические типы; объяснить особенности демографического перехода.

Оснащение: карты атласа, карта России настенная, интерактивная доска.

Ход урока

1. На доске термины.

Демография, эпидемия, коллективизация, репрессия, социальные отношения, демографический кризис, демографический взрыв, естественное движение, "демографическое эхо войны”– раскрыть понятия.

2. Фронтальный опрос.

– Охарактеризуйте особенности изменения численности населения России

– Что вы знаете о Российских демографических кризисах XX века?

– Как изменялась численность населения России по переписям?

Новый материал

Вводное слово учителя.

Процесс смены поколений в результате естественного движения (рождаемости и смертности) – советский энциклопедический словарь.

В географии мы используем следующее определение.

Под воспроизводством населения понимают "процесс производства людей людьми”, процесс непрерывной смены поколений.

В данном случае мы будем рассматривать воспроизводство населения в узком смысле– лишь как процесс естественного движения населения

4 процесса Е Д – Рождаемость (Р), смертность(С), брачность,

Разводимость

Мы рассматриваем 2 процесса Р и С.

Для изучения воспроизводства населения используются такие показатели, как число родившихся и число умерших разница между ними называется естественным приростом.

Естественный прирост населения: ЕП= Р > С
Естественная убыль населения: ЕУ= С > Р
на  1000 чел.

 Относительные показатели рассчитываются в промилле ‰ т.е.число родившихся или умерших на 1000 жителей

Демографические показатели населения мира 2007г.

Демографические показатели населения России 2007 г.

Выделяют три исторических типа воспроизводства населения:

  1. Архетип.
  2. Традиционный.
  3. Современный.

Задание 1: Заполни таблицу

Вписать в таблицу основные показатели типов воспроизводств населения

Демографический переход – переход от одного типа к другому.

(Задание проверяется совместно – проектируется на интерактивной доске)

Новые слова темы:

  • Индустриализация– создание крупного промышленного производства.
  • Урбанизация– рост городов, городского населения, распространения городского образа жизни.
  • Эмансипация– уравнивание прав женщин и мужчин.

Задание 2.

Заполнить схему: Каковы причины снижения С и Р.

(Задание проверяется совместно – проектируется на интерактивной доске).

Задание 3.

Проанализируйте график естественного движения населения России.

Вопросы:

  1. Когда естественный прирост отличался наиболее высокими показателями?
  2. В какие периоды наблюдается резкое сохранение ЕП населения?
  3. На какие годы приходятся критические периоды в ЕД населения?

Вывод к графику:

В конце XIX в. в России господствовал традиционный тип воспроизводства. На 1000 жителей ежегодно рождалось около 50 чел., а умирало около 35, следовательно ЕП 15 чел. на 1000 жителей. У одной женщины в течение жизни рождалось в среднем 7–8 детей, из которых 1/3 умирало, не дожив до года. до возраста 15 лет доживала лишь половина всех родившихся, а до возраста 60 лет примерно ¼.демографическая революция в России началась в конце XIX – начале XX в. в ее северо-западных и центральных губерниях, наиболее индустриально развитых и урбанизированных.В дальнейшем эти процессы распространялись на юг и восток.

Период демографического взрыва для населения России в целом практически не проявился. Теоретически он должен был бы произойти в начале XX в., но социальные потрясения того времени помешали этому. На рисунке видно, что период высокого ЕП населения в конце ХХ г. почти до 20‰, или 2% в год был кратковременным. Начиная с 60 гг. в России в целом и в большинстве ее регионов завершился переход к современному типу воспроизводства. Одна женщина в среднем рожала примерно двух детей, из которых 95% доживало до 15 лет, а до 60 лет – 90% женщин и 66% мужчин. Мальчиков рождается немного больше, чем девочек (на 2–3%) но смертность мужчин выше. К 20–30 годам соотношение мужчин и женщин выравнивается, а в старших возрастах женщин гораздо больше. Для изменения рождаемости большое значение имели "Демографические волны”, вызванные, прежде всего резким снижением числа родившихся в годы ВОВ. "Дети войны” становятся родителями в конце 60-х г., а их дети – числа новых бра конце 90-х гг. Попробуем определить, в какие годы следовало бы ожидать снижения рождаемости (исходя из уменьшения числа новых брачных пар).

1) 1943 г. (год минимальной рождаемости) + 25 лет (средний возраст матери при рождении ребенка) = 1968 г.

2) 1968 г. + 25 = 1993 г.

Наши расчеты подтверждаются графиком.

Картина падения рождаемости в 60 гг. повторяется в конце 80-х – начале 90-х гг.

В настоящее время к чисто демографическим факторам снижения рождаемости добавляются и социально экономические, прежде всего снижение уровня жизни и неуверенность в завтрашнем дне в период кризиса в России XX в., когда снова происходит ЕУ населения.

Закрепление:

1. Какой характер ЕД населения свойственен России, вашему региону.

1) Р = С; 2) Р > С; 3) Р < С.

2. Установить соответствие между понятиями и их определениями:

  1. Естественное движение населения.
  2. Механическое движение населения.
  3. Демографический кризис.
  4. Традиционное воспроизводство населения.
  5. Современное воспроизводство населения.

А. Превышение смертности над рождаемостью.

Б. Совокупность процессов рождаемости и смертности.

В. Перемещение населения по территории.

Г. Планируемое возобновление населения, при котором сменяющиеся поколения равны по численности.

Д. Возобновление населения, при котором численность последующих поколений больше, чем предыдущих.

Итог урока.

Мировой опыт показывает, что абсолютно все страны мира совершают или уже совершили переход от традиционного типа воспроизводства населения к современному. Можно сделать вывод и о российской специфике демографического перехода. Он заключается в переходе от традиционного типа воспроизводства с высокой нерегулируемой рождаемостью и высокой смертностью к современному типу с планированием числа детей в семье и практически нулевым приростом населения. На фоне других стран своеобразие российского пути выражено достаточно отчетливо. Причина заложена, с одной стороны, в существовавшей в России до перехода принципиально иной стратегии воспроизводства населения, а с другой – в социальных кризисах века, которые нарушали закономерности нормальной эволюции.

Домашнее задание:


  • Изучите свою родословную и нарисуйте в тетради генеалогическое древо своей семьи.
Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, глобус, атлас, конспект урока, урок географии, Материк, педсовет, география в школе, Страны
Просмотров: 2091 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0