Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 16:16:37
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Восточная Европа
01.03.2011, 21:10:33

Цель.

  • обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме,
  • развивать познавательную самостоятельность, творческие способности,
  • воспитывать основы географической культуры и мировоззрения.

Оборудование.

  • политическая карта мира,
  • экономическая карта Зарубежной Европы,
  • репродукции картин известных зарубежных художников: Леонардо да Винчи "Мона Лиза", Рафаэль "Сикстинская Мадонна", Диего Веласкес "Пряхи", "Менины", Клод Лорен " Пейзаж с Аполлоном и Меркурием",
  • музыкальные произведения европейских композиторов,
  • презентации о странах Восточной Европы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение стран Зарубежной Европы. Сначала мы немного повторим о Западной Европе.

2. Географическая разминка.

1. Какова численность населения Западной Европы? (370 млн.чел.)

2. Какими рудными ископаемыми богаты страны Западной Европы? (имеются угольные бассейны в Англии и Германии, железорудные бассейны в Германии и Франции, бурый уголь в ФРГ, калийные соли в ФРГ и во Франции, уран во Франции, нефть и газ на дне Северного моря.)

3. Какому типу воспроизводства населения относятся страны Западной Европы?( к 1 типу)

4. Назовите страны с наиболее низкой рождаемостью ( Греция, Испания, ФРГ)

5. Назовите однонациональные, двунациональные и многонациональные государства? (однонацональные - Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Австрия, Италия; с преобладанием одной нации и наличием национальных меньшинств - Великобритания, Франция, Испания; двунациональные - Бельгия; сложным национальным составом - Швейцария)

6. Назовите страны, где развита черная и цветная металлургия? ( Черная металлургия развита в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге. Алюминиевая промышленность развивается в странах имеющих свое сырье: это Франция, Италия, Венгрия, Румыния. Алюминиевая промышленность одна из самых энергоемких отраслей мирового хозяйства. Поэтому она развивается в странах, имеющих дешевую электроэнергию. Норвегия, Швеция, Австрия, Германия обладают высоким гидропотенциалом и следовательно дешевой электроэнергией. Лидеры в производстве алюминия - это Германия, Норвегия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды. Медная промышленность ориентирована на собственное и импортное сырье. Лидеры в производстве меди - Германия, Италия, Бельгия, Польша.

7. Какие отрасли машиностроения получили развитие? (Все отрасли, но особенно велико значение транспортного машиностроения Особенно популярны следующие марки автомобилей: "рено"(Франция), " фольксваген" и "мерседес" (Федеративная Республика Германия), ФИАТ ("Фабрика итальяна аутомобиле Торино), "вольво" (Швеция), "Татра" ( Чехия), автобус "Икарус" (Венгрия) и другие. В Великобритании, Бельгии, Испании работают заводы компании "Форд-мотор". Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные).

8. Назовите имена известных художников Италии, Франции, Испании и других стран.

В Италии работали великие мастера ренессансной культуры-Эпохи Высокого Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце - Сикстинская Мадонна. Известный испанский художник Диего Веласкес создал загадочные картины "Менины", " Пряхи".

- Да, ребята, можно много говорить о странах Западной Европы. Обобщим наши знания и сделаем вывод о странах субрегиона Западная Европа. Какие выводы вы сделаете?

1. Страны Западной Европы имеют выгодное ЭГП.

2. В целом Западная Европа обеспечена минеральными ресурсами.

3. Для стран Западной Европы характерна низкая рождаемость и низкий уровень естественного прироста.

4. Регион Западная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию туризма.

5. В Италии работали великие мастера ренессансной культуры-Эпохи Высокого Возрождения-Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце - Сикстинская Мадонна.Известный испанский художник Диего Веласкес создал загадочные картины "Менины", " Пряхи".

3. Рассказы учащихся о странах Восточной Европы.

- Молодцы! Вы показали хорошие знания стран Западной Европы. Теперь, мысленно перенесемся в Восточную часть Европы. В этом регионе заочно путешествовали несколько групп учащихся, изучали особенности региона. Вы внимательно слушайте, потом сделайте вывод.

  • 1 группа. Восточная Европа включает в себя бывшие социалистические европейские страны. Они отличаются большим сходством исторического развития (особенно в 20 веке) и современной социально- экономической ситуации. Природные условия в странах Восточной Европы довольно благоприятны для развития экономики. Минеральных ресурсов не хватает, но отдельные страны богаты некоторыми видами сырья, обеспечивая собственные потребности или даже поставляя его на мировой рынок: это уголь в Польше и Чехии, нефть и природный газ в Румынии, железная руда на территории бывшей Югославии, бокситы в Венгрии.
  • 2 группа. Население Восточной Европы составляет около 120 млн. человек. Наиболее населенное государство ? Польша, с почти 40 млн. жителей. Плотность населения здесь ниже, чем в Западной Европе, но все-таки значительно выше среднемировой. Преобладает современный тип воспроизводства населения ( за исключением Албании, где тип воспроизводства населении переходный). В некоторых странах в последние годы наблюдается естественная убыль населения (Венгрия, Болгария, Словакия).

В этническом отношении в Восточной Европе преобладает славянские народы. Практически все государства после распада социалистических федераций однонациональные, за исключением Хорватии, Боснии и Герцоговины, которые отличаются напряженными межнациональными отношениями. Значительную часть составляют национальные меньшинства в Румынии (венгры) и Болгарии (турки).

Доля городского населения в странах Восточной Европы составляет 50 ? 70 % (менее 50% ? в Албании, 70% ? в Чехии). В настоящее время идет процесс образования городских агломераций, крупнейшими из которых являются Будапештская в Венгрии и Верхнесилезская в Польше.

  • 3 группа. Национальные хозяйства стран Восточной Европы имеют переходный от планового к рыночному характер, преобладают отрасли вторичного сектора экономики. Все страны испытывают глубокий экономический кризис вследствие перестройки экономики по новым принципам и в связи с всеобщим мировым кризисом. Основу электроэнергетики стран Восточной Европы образуют тепловые электростанции, работающие на собственных или на экспортируемых их России энергоресурсах. В Болгарии и Словакии сооружены АЭС. На территории бывшей Югославии и Албании большое значение имеют также ГЭС (самой мощной в Европе ? более 2 млн. кВт ? является ГЭС "Железные ворота" на югославско - румынском участке Дуная).
  • 4 группа. Развитием металлургического производства выделяются Польша и Чехия. При этом предприятия работают на местном угле, а железная руда поставляется из России и с Украины. Цветная металлургия базируется во всех странах на местном сырье и слабо развита.

Машиностроение наиболее развито в Чехии, откуда на внешний рынок поставляются технологическое оборудование, станки, автомобили, локомотивы и т.п.. Остальные страны специализируются на производстве отдельных видов машиностроения. Станкостроение развито в Польше, производство автобусов и электротехники в Венгрии, нефтяного оборудования ? в Румынии и т.д. Имеются отдельные центры химической промышленности. При этом предприятия нефтехимии в большинстве стран перерабатывают нефть, импортируемую из России, поэтому эти предприятия размещаются вдоль линии нефтепроводов ( в Болгарии ? в порту Бургас) исключение составляют Румыния, Албания и бывшая Югославия, где предприятия нефтепереработки размещены в районах собственной добычи нефти. Крупным фармацевтическим производством выделяется Венгрия.

  • 5 группа. Самым крупным районом легкой промышленности является Лодзьский в Польше, где текстильные предприятия появились еще в прошлом веке. Производство обуви развито в Чехии.

Сельское хозяйство в основном обеспечивает потребности восточноевропейских стран. В северной группе стран ( Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) преобладает животноводство, в южной - растениеводство. Продукция сельского хозяйства (в основном овощи и фрукты) экспортируется из Венгрии, Болгарии, бывшей Югославии. Болгария является мировым лидером по выращиванию и экспорту эфиромасличных культур (розы, мяты и другие), а также экспортирует табак и табачные изделия.

В транспортной системе восточноевропейских стран первое место по грузообороту принадлежит железнодорожному транспорту. Интенсивно развивается и автомобильной транспорт. Построена довольно густая сеть трубопроводов.

  • 6 группа. Большое значение имеет международный туризм. В этом отношении широко используются морские побережья Хорватии, Черногории, Болгарии, Румынии, озеро Балатон в Венгрии, высокогорные районы в Польше, Чехии и Словакии.

Наиболее крупные масштабы экономики среди стран Восточной Европы в Польше и Чехии. Однако они значительно уступают большинству западноевропейских стран.

Самой малоразвитой страной в Восточной Европе (и в Европе вообще) является Албания, которая по показателям ВВП на душу населения и национального дохода относится к группе развивающихся стран.

  • 7 группа. Экологическая ситуация стран Зарубежной Европы.

- В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды.

4. Физминутка. Слушание музыкальных произведений композиторов Зарубежной Европы.

5. Сделаем вывод о развитии стран Восточной Европы.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, какие интеграционные связи осуществляются в странах Зарубежной Европы. Это создание и работа рекреационных группировок: ЕС, ЕАСТ - региональные экономические группировки, также экономические связи поддерживаются с Россией.

6. Практическая работа. Сравните составные части экономической интеграции в странах Западной и Восточной Европы и ее влияние на географию хозяйства. Расскажите о внешних экономических связях России со странами Зарубежной Европы

Интеграция - процесс объединения стран, связанных договорами об экономическом сотрудничестве. В процессе интеграции возрастает экономическая взаимозависимость стран, происходит сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой, правовой системами и координацией внутри и внешнеэкономической политики. Интеграционные объединения различаются по степени усиления взаимозависимости: 1) преференциальная зона, 2) зона свободной торговли, 3) таможенный союз, 4) общий рынок, 5) экономический союз.

Экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы направлена на решение следующих задач: формирование территорий активных интеграционных процессов, формирование единой транспортной системы, развитие крупных портовых комплексов, усиление хозяйственных связей в приграничных районах (создание предприятий в соседних странах и развитие пограничных маятниковых миграций), развитие приоритетных сфер сотрудничества: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и других отраслей.

Экономическая интеграция в странах Восточной Европы:

- приоритетные сферы сотрудничества: энергетика, металлургия, химическая промышленность (В том числе сооружения, построенные совместными усилиями и с помощью СССР), железнодорожный и трубопроводный транспорт,

- география хозяйства: ближе к общим границам, ближе к морю, в бассейне реки Дунай.

Доля промышленно развитых государств во внешней торговле России в 2002 году составила 54 %, доля стран Центральной и Восточной Европы и странами Прибалтики -16 %, со странами СНГ- 17 %, и развивающими странами- 13 %. В 2002 году в общем объеме экспорта товаров Российской Федерации на долю Германии приходилось 7,6 %, Нидерландов- 6,8%, Китая - 6,4 %, США - 3,8, Великобритании -3,6, Польши- 3,5 %. В импорте преобладали поставки из Германии - 14,3 %, США - 6,4% , Китая -5,2 %, Италии - 4,8 %, Испании- 4,8 %, Франции - 4,1 %, Финляндии -3,1 %. Роль России в расширении и укреплении экономических связей со странами Зарубежной Европы все более усиливается.

7. Показ презентаций учащихся о Венгрии и Чехии.

8. Итог урока. Зарубежная Европа - самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма.

9. Домашнее задание. Спасибо, ребята, вы очень многое узнали о странах Восточной Европы. Подготовить выводы о странах Восточной Европы и схему туристического маршрута по странам Зарубежной Европы.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, поурочные планы, глобус, атлас, конспект урока, Материк, урок географии, педсовет, география в школе, Страны
Просмотров: 4836 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0