Цели урока:
- выявление особенностей природы Восточной
Сибири и факторов, влияющих на них,
- продолжение формирования навыков работы с
различными источниками географической
информации,
- воспитание любви и уважения к родной стране.
Оборудование: физическая карта Восточной
Сибири и Дальнего Востока, фотографии с видами
природы Восточной Сибири, гербарий, учебники,
атласы, контурные карты.
Ход урока.
Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем
изучать крупные природные регионы России, и наш
следующий объект - Восточная Сибирь. Мы помним,
что изучение любого географического объекта
начинается с определения его географического
положения.
Задание:
- по карте в учебнике определить границы
Восточной Сибири, нанести их на контурную карту;
- по карте у доски показать объекты, по которым
проходят границы Восточной Сибири.
Вопрос учащимся:
- с площадью какого материка можно сравнить
площадь Восточной Сибири?
Учитель: грандиозна и сурова природа
Восточной Сибири. Тянущиеся на тысячи километров
многоводные реки, бескрайняя тайга, горные
массивы и плоскогорья, низменные равнины
тундровой полосы - все это Восточная Сибирь.
Затем осуществляется проверка
предварительного домашнего задания, которое
заключалось в том, что учащиеся должны были
подобрать эпитеты, характеризующие природу
Восточной Сибири. Во время проверки учитель
обращает внимание учащихся на фотографии,
которые идут им в помощь.
Рельеф.
Вопрос учащимся:
- какие особенности рельефа Восточной Сибири
видны по физической карте?
- чем объясняются эти особенности?
Ответы записываются в тетрадь.
Климат.
Выступление учащегося с небольшим докладом об
особенностях климата Восточной Сибири, в котором
обращается внимание на его суровость, особенно
на территории Якутии. Не случайно среди жителей
республики бытует поговорка: «Сто километров - не
расстояние, 40 градусов - не мороз». Учащиеся,
используя знания из курса географии материков и
океанов, дополняют докладчика. В частности, им
известно, что на территории Восточной Сибири
находится полюс холода северного полушария, а
также зафиксированы самые высокие перепады
температуры в течение года.
Вопрос учащимся:
- почему именно в Оймяконе и Верхоянске, а не в
более северных районах самый суровый климат и
самый мощный слой вечной мерзлоты?
Учитель: по количеству осадков ( менее 200 мм в
год ) Центральная Якутия может быть приравнена к
зоне пустынь.
Вопрос учащимся:
- почему в таком случае в Центральной Якутии нет
зоны пустынь, а напротив, произрастает тайга?
Учитель: прекрасно описал зимнюю Якутию один
из ее исследователей Вацлав Серошевский: зима
здесь «самый тихий, ясный, сухой и устойчивый из
здешних климатических периодов. Резких перемен
погоды зимой не случается. Стужа нарастает и
падает плавными и крупными размахами. Ветры
почти отсутствуют… Всюду царит нерушимая
тишина, спокойствие, безмолвие… Даже свод неба
кажется куполом, выточенным из льда. Он бледен,
прозрачен и по целым неделям не видно на нем ни
облачных пятен, ни туч…»[3].
Вопрос учащимся:
- о каком атмосферном вихре идет речь в этом
описании?
Внутренние воды.
Задание:
- показать по карте реки Восточной Сибири. К
бассейну какого океана они относятся? Каков их
тип питания?
Природные зоны.
Вопрос учащимся:
- какие природные зоны расположены на территории
Восточной Сибири?
- какая из них занимает наибольшую территорию?
Учитель знакомит учащихся с помощью гербария с
основными представителями растительного мира,
рассказывая об уникальных свойствах некоторых
из них. Названия растений записываются в тетрадь.
Заключение.
Вопрос учащимся
- в чем же заключается величие и суровость
природы Восточной Сибири?
Домашнее задание: параграф 37, вопросы, вопрос
1, 4 на контурной карте. |