Цели и задачи: проверить ЗУНы по данной теме; закрепить
изученный
материал; углубить интерес к предмету.
Оборудование: карта путешествия; наглядность по теме;
мультимедийный
проектор и слайд-шоу для оазиса Красоты; карточки с именами; кроссворды;
шкатулка с сокровищами; эмблемы команд. Древний Восток является одним из 1-х очагов цивилизации на Земле.
Здесь
возникли первые государства, которые достигли высокого уровня развития.
Египетские пирамиды и Великая китайская стена, законы Хаммурапи и
библиотека
глиняных книг царя Ашшурбанапала, множество богов и библейские сказания.
Этот
список можно продолжать ещё долго. Но всё это можно объединить всего
несколькими
словами "Древний Восток”.
Уважаемые гости, болельщики и команды, сегодня мы имеем уникальную
возможность совершить путешествие в эпоху, которая отделена от наших
дней
многими веками, и ,овеяна сказочными легендами. Приглашаю вас в
"Восточное
путешествие”. Нашими верными друзьями и справедливыми судьями в дальней дороге
будут члены
жюри. Познакомимся с ними (Ф.И.О., должность членов жюри). Нашими провожатыми в чужих странах будут команды, которые смогут
вывести нас
из любых джунглей: 5А – "Пятиклашки”, 5Б – "Ра – бог солнца” (команды
показывают сценки-представления).
4. Гора Вопросов (разминка).***
Как настоящие путешественники мы, отправляясь в путь, взяли карту.
Первый
пункт, который встретился на нашем пути, называется гора Вопросов.
Каждая из команд имеет возможность увеличить высоту горы. Для этого
нужно
правильно ответить на вопросы.
- Какая корова покрыта звёздами (египетская богиня неба Нут).
- Книга, из какой страны могла быть такой тяжёлой, что её нужно было
возить на телеге (в Китае, писали на бамбуковых дощечках).
- Где возник слово "алфавит” и сколько в нём букв (в Финикии, 22
буквы).
- Для чего египтяне рисовали на стенах пирамид (чтобы рисунки
ожили и
пригодились после смерти фараону).
- Где жили боги (в храмах).
- Кто имел право войти в храм, что он там делал (жрец, кормил
бога,
одевал его, читал молитвы).
- Кого называли сыном бога на земле (египетского фараона).
- В каких двух странах буквы назывались одинаково – иероглифы (в
Египте
и Китае).
- Как называют место в пустыне, где есть вода и растения (оазис).
- Для чего в каждом египетском доме хранили амулет (защищает от
злых
духов).
- Почему пленного называли "живой убитый” (хозяин мог в любой
момент
лишить его жизни).
- Как называли тело фараона после операции, которое затем помещали в
пирамиду (мумия).
- Единственное чудо света, которое сохранилось до наших дней
(пирамиды).
- Почему египтяне уважительно называли реку Нил "отцом” (вода даёт
жизнь в пустыне).
- Какие книги не горят в огне (глиняные таблички, Междуречье).
- Почему только у богачей в Междуречье были деревянные двери, у
остальных
– циновки (леса нет, дерево привозили из других стран, стоит
дорого).
- Что означает фраза "око за око, зуб за зуб” (наказание за
преступление равно принесённому ущербу – "закон талиона”).
- Из чего делали краску финикийцы для пурпурных тканей (из морских
моллюсков).
- Что сделали евреи, когда не смогли захватить город Иерихон (громко
закричали и стены рухнули).
- Для чего использовали таран (чтобы пробить стену вокруг города).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
5. Лес Небылиц (продолжить легенду, миф).***
Жители Древнего Востока, пытаясь объяснить окружающий мир, составили
множество легенд и мифов. Задача команд в лесу Небылиц: закончить
повествование.
- Каждое утро бог Амон-Ра начинает плавание по небу на своей
великолепной
лодке. Когда день клонится к вечеру … (он вступает в борьбу с богом
тьмы
Апопом и побеждает).
- Жили 2 брата Осирис и Сет. И решил Сет погубить своего брата … (на
пир Сет принёс гроб, в который и был забит Осирис).
- После смерти человек попадает в царство мёртвых, где его судил бог
Осирис … (сердце вынимали и взвешивали на весах).
- Первые люди Адам и Ева жили в райском саду, не зная горя. Здесь
было
всего вдоволь, но однажды … (они попробовали яблоко с дерева
познания, за
что были изгнаны из рая).
- Люди стали совершать дурные поступки и даже преступления.
Умножилось зло
на земле. И решил Бог устроить потоп … (пожалел Ноя и семью).
- Когда – то все люди говорили на одном языке. И решили они построить
город Вавилон, а в нём башню высотой до неба … (но Бог разгневался
на
гордыню человеческую и "перепутал” все языки).
- Однажды к царю Соломону, узнав о его мудрости, пришли 2 женщины –
богатая и её служанка, они не могли разделить ребёнка … (Соломон
приказал
разделить ребёнка пополам).
- Царь Вавилона Валтасар устроил пир. И вдруг на стене пирующие
увидели
руку, которая написала на стене огненные знаки … (запись
расшифровали,
она означала "исчислено, взвешено, отдано персам”).
- Жил знаменитый богатырь Самсон. И никто не мог его одолеть. Решили
его
враги узнать, в чём секрет его непобедимости … (Далила узнала
секрет,
Самсона постригли и взяли в плен).
- Однажды фараону приснился сон, который расшифровал Иосиф. Ему
приснились
3 худые коровы, которые съели 3 жирных коров, что означало … (после 3
урожайных годов, будет 3 года неурожайных => запасы).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
6. Город Знаний (кроссворд).***
Для продолжения путешествия командам необходимо расшифровать тайные
письмена,
найденные в городе Знаний – кроссворды.
|
Самый мудрый царь Иудеи – разделил ребёнка между
богачкой и её служанкой. |
|
Человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит
богачу. |
|
Река в Египте. |
|
Статуя льва с головой человека. |
|
Гробница фараона. |
|
Место в пустыне, где есть вода и растения. |
|
Река в Индии |
|
Жрец в Индии. |
|
Правитель области в Персии. |
|
Правитель в Египте. |
|
Материал, на котором писали в Египте. |
|
Иудейский богатырь, сила которого в волосах. |
Ответы: 12, 3, 7, 2, 5, 9, 11, 1, 10, 8, 4, 6.
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
7. Озеро Загадок (болельщики).***
Пока наши команды заняты делом. Мы с болельщиками отправимся к озеру
Загадок. Правильные ответы прибавляются к баллам вашей команды.
- Что такое джунгли (тропический лес).
- Почему р. Хуанхе называют "жёлтая река” (берега и дно жёлтые от
глины
и песка).
- Как звали первых людей (Адам и Ева).
- Почему некоторые индийцы носили с собой веник и подметал дорогу
перед
собой (в животных, насекомых душа предка, родственника).
- На чём писали в Древнем Китае (на бамбуке, шёлке, бумаге).
- В чём заключалась сила богатыря Самсона (в волосах).
- В какой стране находятся реки Инд и Ганг (в Индии).
- Что сделали китайцы для защиты страны от кочевников-гуннов
(построили
Великую китайскую стену).
- За сколько дней Бог создал мир (6, на 7 отдыхал).
- Какие животные были уважаемы в Индии (корова, слон, змея,
обезьяна…).
- Зачем в башнях на Великой китайской стене были кучи хвороста (огонь
–
сигнал о приближении врага).
- Как звали человека, который остался жив после всемирного потопа
(Ной).
- Кто такой дракон (крылатый змей).
- Правитель Египта (фараон).
- Кто такой раб (человек, у которого ничего нет, а сам он принадлежит
богачу).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл). Сделаем привал у реки Правды. Чтобы переправиться через
неё,
необходимо исправить неправильные предложения.
- В Египте протекает река Тигр (река Нил).
- Выращивание растений называют ремеслом (земледелием).
- Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали
(мумию хоронили в пирамиде).
- Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал
(Хаммурапи).
- Самым знаменитым философом и учёным Китая был Соломон
(Конфуций).
- Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить
путешествие
вокруг Африки (из Финикии).
- В Палестине до сих пор с уважением относятся к корове,
называют
её кормилицей (в Индии).
- Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась не разграбленной
до
наших дней (Тутанхамона).
- Область Персидской державы называлась царством (сатрапией).
- В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
9. Долина Отважных (конкурс капитанов).***
Это конкурс капитанов. Они самые храбрые и умные, они будут в
одиночку
зарабатывать очки для команд. Изучая страны Востока, мы узнали имена
многих
исторических деятелей. Ваша задача в долине Отважных –
дать
характеристику людям.
(Капитаны поочередно вытягивают карточки с именами и кратко
рассказывают о
том, чем известны они: Адам, Ашшурбанапал, Соломон, Будда, Давид,
Валтасар, Ева,
Осирис, Цинь Шихуан, Ной …).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл). Однако люди Древнего Востока не только воевали и были заняты добычей
пищи.
Они оставили большое количество рисунков, статуй, архитектурных
сооружений – всё
это собрано в оазисе Красоты. Ваша задача определить, что
нарисовано и к какой стране Востока относится.
(На мультимедийном проекторе показывается слайд-шоу с достижениями
культуры стран Востока ).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
11. Остров Сокровищ ("чёрный ящик”).***
Мечтой любого путешественника является клад. На нашем острове
Сокровищ
также имеются спрятанные "драгоценности”. Задача команд отгадать, что
является
кладом.
- Это производили в Поднебесной империи, оно стоило очень дорого,
особо
важные императорские указы писали именно на нём, в производстве этого
участвовали гусеницы (шёлк).
- Этого много в некоторых странах Востока (например, в Междуречье,
Китае),
его используют в школе, для строительства домов и крепостных стен, в
библиотеке Ашшурбанапала было очень много этого материала (глина).
- Когда это придумали, то использовали в качестве лекарства. А в наши
дни
этот напиток есть в каждом доме и пьют его все, а не только заболевшие (чай).
- Это животное живёт только в Африке и Индии. Здесь его очень
уважали, так
выглядел Бог, его использовали и в домашней работе т на войне (слон).
- Это животное очень уважали на Востоке. В Египте считали, что так
выглядит богиня неба. А в Индии его называли "матерью кормилицей”, мясо
не
едят, не кричат на него и не бьют (корова).
- Это придумали в Древней Индии, делали из растения. Тогда это стоило
дорого, а сейчас это есть в каждом доме. Это очень вкусно (сахар).
- Это первое животное, которое приручил человек. В Древнем Египте бог
смерти Анубис был с головой этого зверя (собака – шакал).
- Это существо уважали на Древнем Востоке. В Древнем Египте бог земли
Геб
был с головой этого животного. В Индии вечером перед дверями своих
хижин
жители оставляли варёный рис и приговаривали: "Угощайся, а нас не
трогай”. В
Китае это символ мудрости. Иногда ему приделывали крылья, и получался
дракон
(змея).
- Домашнее животное в Египте оно являлось символом грации и
покровителем
женской красоты. Богиня Бастет выглядела именно так (кошка).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл). Жюри подводит итоги. Вручает приз команде-победительнице и
поощрительный приз
проигравшей команде. Благодарит за прекрасные знания, находчивость и
дружбу,
которые были показаны в игре. Наше путешествие окончено. Но впечатление о нём, я надеюсь, будут
сопровождать вас и дальше. Чай, сахар, бумага, цифры, шёлк, компас,
шахматы это
лишь немногие изобретения Древнего Востока. Поэтому наше знакомство с
ним только
началось.
*** – количество и сложность заданий зависят от уровня подготовки
классов и
лимита времени на мероприятие. |