Цели и задачи: проверить ЗУНы по данной теме;
закрепить изученный материал; углубить интерес к
предмету.
Оборудование: карта путешествия; наглядность
по теме; мультимедийный проектор и слайд-шоу для
оазиса Красоты; карточки с именами; кроссворды;
шкатулка с сокровищами; эмблемы команд.
Ход игры
1. Вступление.
Древний Восток является одним из 1-х очагов
цивилизации на Земле. Здесь возникли первые
государства, которые достигли высокого уровня
развития. Египетские пирамиды и Великая
китайская стена, законы Хаммурапи и библиотека
глиняных книг царя Ашшурбанапала, множество
богов и библейские сказания. Этот список можно
продолжать ещё долго. Но всё это можно объединить
всего несколькими словами "Древний Восток”.
Уважаемые гости, болельщики и команды, сегодня
мы имеем уникальную возможность совершить
путешествие в эпоху, которая отделена от наших
дней многими веками, и, овеяна сказочными
легендами. Приглашаю вас в "Восточное
путешествие”.
2. Представление жюри.
Нашими верными друзьями и справедливыми
судьями в дальней дороге будут члены жюри.
Познакомимся с ними (Ф.И.О., должность членов
жюри).
3. Представление команд.
Нашими провожатыми в чужих странах будут
команды, которые смогут вывести нас из любых
джунглей: 5А – "Пятиклашки”, 5Б – "Ра-бог
солнца” (команды показывают
сценки-представления).
4. Гора Вопросов (разминка).***
Как настоящие путешественники мы, отправляясь
в путь, взяли карту. Первый пункт, который
встретился на нашем пути, называется гора
Вопросов. Каждая из команд имеет возможность
увеличить высоту горы. Для этого нужно правильно
ответить на вопросы.
- Какая корова покрыта звёздами (египетская
богиня неба Нут).
- Книга, из какой страны могла быть такой тяжёлой,
что её нужно было возить на телеге (в Китае,
писали на бамбуковых дощечках).
- Где возник слово "алфавит” и сколько в нём букв
(в Финикии, 22 буквы).
- Для чего египтяне рисовали на стенах пирамид
(чтобы рисунки ожили и пригодились после смерти
фараону).
- Где жили боги (в храмах).
- Кто имел право войти в храм, что он там делал
(жрец, кормил бога, одевал его, читал молитвы).
- Кого называли сыном бога на земле (египетского
фараона).
- В каких двух странах буквы назывались одинаково
– иероглифы (в Египте и Китае).
- Как называют место в пустыне, где есть вода и
растения (оазис).
- Для чего в каждом египетском доме хранили
амулет (защищает от злых духов).
- Почему пленного называли "живой убитый”
(хозяин мог в любой момент лишить его жизни).
- Как называли тело фараона после операции,
которое затем помещали в пирамиду (мумия).
- Единственное чудо света, которое сохранилось до
наших дней (пирамиды).
- Почему египтяне уважительно называли реку Нил
"отцом” (вода даёт жизнь в пустыне).
- Какие книги не горят в огне (глиняные таблички,
Междуречье).
- Почему только у богачей в Междуречье были
деревянные двери, у остальных – циновки (леса
нет, дерево привозили из других стран, стоит
дорого).
- Что означает фраза "око за око, зуб за зуб”
(наказание за преступление равно принесённому
ущербу – "закон талиона”).
- Из чего делали краску финикийцы для пурпурных
тканей (из морских моллюсков).
- Что сделали евреи, когда не смогли захватить
город Иерихон (громко закричали и стены рухнули).
- Для чего использовали таран (чтобы пробить
стену вокруг города).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
5. Лес Небылиц (продолжить легенду,
миф).***
Жители Древнего Востока, пытаясь объяснить
окружающий мир, составили множество легенд и
мифов. Задача команд в лесу Небылиц: закончить
повествование.
- Каждое утро бог Амон-Ра начинает плавание по
небу на своей великолепной лодке. Когда день
клонится к вечеру … (он вступает в борьбу с богом
тьмы Апопом и побеждает).
- Жили 2 брата Осирис и Сет. И решил Сет погубить
своего брата … (на пир Сет принёс гроб, в который
и был забит Осирис).
- После смерти человек попадает в царство
мёртвых, где его судил бог Осирис… (сердце
вынимали и взвешивали на весах).
- Первые люди Адам и Ева жили в райском саду, не
зная горя. Здесь было всего вдоволь, но однажды …
(они попробовали яблоко с дерева познания, за что
были изгнаны из рая).
- Люди стали совершать дурные поступки и даже
преступления. Умножилось зло на земле. И решил
Бог устроить потоп … (пожалел Ноя и семью).
- Когда – то все люди говорили на одном языке. И
решили они построить город Вавилон, а в нём башню
высотой до неба … (но Бог разгневался на гордыню
человеческую и "перепутал” все языки).
- Однажды к царю Соломону, узнав о его мудрости,
пришли 2 женщины – богатая и её служанка, они не
могли разделить ребёнка… (Соломон приказал
разделить ребёнка пополам).
- Царь Вавилона Валтасар устроил пир. И вдруг на
стене пирующие увидели руку, которая написала на
стене огненные знаки … (запись расшифровали, она
означала "исчислено, взвешено, отдано персам”).
- Жил знаменитый богатырь Самсон. И никто не мог
его одолеть. Решили его враги узнать, в чём секрет
его непобедимости … (Далила узнала секрет,
Самсона постригли и взяли в плен).
- Однажды фараону приснился сон, который
расшифровал Иосиф. Ему приснились 3 худые коровы,
которые съели 3 жирных коров, что означало …
(после 3 урожайных годов, будет 3 года неурожайных
=> запасы).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
6. Город Знаний (кроссворд).***
Для продолжения путешествия командам
необходимо расшифровать тайные письмена,
найденные в городе Знаний – кроссворды.
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
С |
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1> |
Б |
Р |
А |
Х |
М |
А |
Н |
|
2> |
С |
Ф |
И |
Н |
К |
С |
|
|
8 |
|
|
|
|
З |
|
|
Т |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
И |
|
3> |
Р |
А |
Б |
|
Л |
|
|
|
|
|
4> |
П |
А |
П |
И |
Р |
У |
С |
|
|
А |
11 |
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
5> |
П |
И |
Р |
А |
М |
И |
Д |
А |
|
|
6> |
С |
А |
М |
С |
О |
Н |
|
|
|
|
Н |
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
7> |
Н |
И |
Л |
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поставь номер ответа.
|
Самый мудрый царь Иудеи – разделил
ребёнка между богачкой и её служанкой. |
|
Человек, у которого ничего нет, а сам он
принадлежит богачу. |
|
Река в Египте. |
|
Статуя льва с головой человека. |
|
Гробница фараона. |
|
Место в пустыне, где есть вода и
растения. |
|
Река в Индии |
|
Жрец в Индии. |
|
Правитель области в Персии. |
|
Правитель в Египте. |
|
Материал, на котором писали в Египте. |
|
Иудейский богатырь, сила которого в
волосах. |
Ответы: 12, 3, 7, 2, 5, 9, 11, 1, 10, 8, 4, 6.
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
7. Озеро Загадок (болельщики).***
Пока наши команды заняты делом. Мы с
болельщиками отправимся к озеру Загадок.
Правильные ответы прибавляются к баллам вашей
команды.
- Что такое джунгли (тропический лес).
- Почему р. Хуанхе называют "жёлтая река” (берега
и дно жёлтые от глины и песка).
- Как звали первых людей (Адам и Ева).
- Почему некоторые индийцы носили с собой веник и
подметал дорогу перед собой (в животных,
насекомых душа предка, родственника).
- На чём писали в Древнем Китае (на бамбуке, шёлке,
бумаге).
- В чём заключалась сила богатыря Самсона (в
волосах).
- В какой стране находятся реки Инд и Ганг (в
Индии).
- Что сделали китайцы для защиты страны от
кочевников-гуннов (построили Великую китайскую
стену).
- За сколько дней Бог создал мир (6, на 7 отдыхал).
- Какие животные были уважаемы в Индии (корова,
слон, змея, обезьяна…).
- Зачем в башнях на Великой китайской стене были
кучи хвороста (огонь – сигнал о приближении
врага).
- Как звали человека, который остался жив после
всемирного потопа (Ной).
- Кто такой дракон (крылатый змей).
- Правитель Египта (фараон).
- Кто такой раб (человек, у которого ничего нет, а
сам он принадлежит богачу).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
8. Река Правды.***
Сделаем привал у реки Правды. Чтобы
переправиться через неё, необходимо исправить
неправильные предложения.
- В Египте протекает река Тигр (река Нил).
- Выращивание растений называют ремеслом
(земледелием).
- Фараона хоронили в обычной могиле, но в
начале его сжигали (мумию хоронили в
пирамиде).
- Свод законов в Вавилоне составил царь
Ашшурбанапал (Хаммурапи).
- Самым знаменитым философом и учёным Китая был Соломон
(Конфуций).
- Египетский фараон попросил моряков из Китая
совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
- В Палестине до сих пор с уважением относятся
к корове, называют её кормилицей (в Индии).
- Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась
не разграбленной до наших дней (Тутанхамона).
- Область Персидской державы называлась царством
(сатрапией).
- В Египте писали на глиняных табличках (на
папирусах).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
9. Долина Отважных (конкурс капитанов).***
Это конкурс капитанов. Они самые храбрые и
умные, они будут в одиночку зарабатывать очки для
команд. Изучая страны Востока, мы узнали имена
многих исторических деятелей. Ваша задача в долине
Отважных – дать характеристику людям.
(Капитаны поочередно вытягивают карточки с
именами и кратко рассказывают о том, чем известны
они: Адам, Ашшурбанапал, Соломон, Будда, Давид,
Валтасар, Ева, Осирис, Цинь Шихуан, Ной …).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
10. Оазис Красоты.***
Однако люди Древнего Востока не только воевали
и были заняты добычей пищи. Они оставили большое
количество рисунков, статуй, архитектурных
сооружений – всё это собрано в оазисе Красоты.
Ваша задача определить, что нарисовано и к какой
стране Востока относится.
(На мультимедийном проекторе показывается
слайд-шоу с достижениями культуры стран Востока
).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
11. Остров Сокровищ ("чёрный ящик”).***
Мечтой любого путешественника является клад.
На нашем острове Сокровищ также имеются
спрятанные "драгоценности”. Задача команд
отгадать, что является кладом.
- Это производили в Поднебесной империи, оно
стоило очень дорого, особо важные императорские
указы писали именно на нём, в производстве этого
участвовали гусеницы (шёлк).
- Этого много в некоторых странах Востока
(например, в Междуречье, Китае), его используют в
школе, для строительства домов и крепостных стен,
в библиотеке Ашшурбанапала было очень много
этого материала (глина).
- Когда это придумали, то использовали в качестве
лекарства. А в наши дни этот напиток есть в каждом
доме и пьют его все, а не только заболевшие (чай).
- Это животное живёт только в Африке и Индии.
Здесь его очень уважали, так выглядел Бог, его
использовали и в домашней работе т на войне (слон).
- Это животное очень уважали на Востоке. В Египте
считали, что так выглядит богиня неба. А в Индии
его называли "матерью кормилицей”, мясо не едят,
не кричат на него и не бьют (корова).
- Это придумали в Древней Индии, делали из
растения. Тогда это стоило дорого, а сейчас это
есть в каждом доме. Это очень вкусно (сахар).
- Это первое животное, которое приручил человек. В
Древнем Египте бог смерти Анубис был с головой
этого зверя (собака – шакал).
- Это существо уважали на Древнем Востоке. В
Древнем Египте бог земли Геб был с головой этого
животного. В Индии вечером перед дверями своих
хижин жители оставляли варёный рис и
приговаривали: "Угощайся, а нас не трогай”. В
Китае это символ мудрости. Иногда ему
приделывали крылья, и получался дракон (змея).
- Домашнее животное в Египте оно являлось
символом грации и покровителем женской красоты.
Богиня Бастет выглядела именно так (кошка).
Слово жюри (каждый верный ответ – 1 балл).
12. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Вручает приз
команде-победительнице и поощрительный приз
проигравшей команде. Благодарит за прекрасные
знания, находчивость и дружбу, которые были
показаны в игре.
13. Заключение.
Наше путешествие окончено. Но впечатление о
нём, я надеюсь, будут сопровождать вас и дальше.
Чай, сахар, бумага, цифры, шёлк, компас, шахматы
это лишь немногие изобретения Древнего Востока.
Поэтому наше знакомство с ним только началось.
_______________
*** – количество и сложность заданий зависят от
уровня подготовки классов и лимита времени на
мероприятие. |