Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 28.04.2024, 08:10:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Восточные славяне
04.04.2011, 12:08:32

С темы "Восточные славяне" начинается изучение истории России. Уже на первом уроке можно показать, как знания, полученные в курсе всеобщей истории применяется на новом материале, что позволит активизировать умения учащихся и перейти от репродуктивного подхода к компетентностному.

В первую очередь учитель обращается к алгоритму работы при изучении нового материала:

Вопрос - С чего необходимо начать изучение темы? - получает традиционный уже для учащихся ответ - С предшествующего периода.

Проблема: данный урок - первый в новом курсе, т.е. предшествующего периода в данном учащимся учебном пособии не существует.

Разрешение данной проблемы активизирует самостоятельную работу учащихся. (При необходимости учитель может задать дополнительный вопрос: Что из изученного нами материала может стать таким "предшествующим периодом"?)

Ответ:

История первобытного общества.

Таким образом, изучение темы становится совместной работой учителя (регулирующая функция) и учащихся, применяющих имеющиеся у них знания.

Вступление: праславяне.

Курсивом будет выделен материал, который могут предложить сами учащиеся:

Использование алгоритма разбора темы "Западные и южные славяне в VI-X вв."

Происхождение славян: Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. На рубеже II-I тыс. до н.э. происходит их выделение из языковой общности. Доказательством может служить яркий лингвистический пример: bear (медведь) и берлога в русском языке.

Прародина.

На данный момент существуют две основные версии.

Висло-Одерская Буго-Днепровская
Археологические данные: культура пражской (шнуровой) керамики Б.Рыбаков на основании "Истории" Геродота: описание скифов-пахарей

Письменные источники.

Античные:

- Геродот "История"

- Тацит

- Птолемей

- Геродот: описал три группы скифов (кочевники, царские, пахари). Версия Б.Рыбаков: под именем скифов-пахарей описаны праславяне

- Тацит, Птолемей и др.: описание соседей германских племен - венедов

Европейские: Иордан Венеды и родственные им анты
Византийские:

- Прокопий Кесарийский

- Маврикий Стратег

- Константин Багрянородный

- набеги праславян на Византию

- анты и склавины (склавы)

- высокие, русоголовые, голубоглазые

- селятся по берегам рек

- живут в народоправстве

- свободны, не склонны к рабству

- многочисленны

- не знают военного строя, но применяю военные хитрости (тростинка)

Арабские - трудности перевода

- компиляция византийских

Древнерусский: Нестор Повесть временных лет (нач. XII в.)
III - VIII вв. Эпоха Великого переселения народов.
западные южные восточные
Поляки

Чехи

и т.д.

Болгары

Сербы

и т.д.

Русские

Украинцы

Белорусы

Учитель дополняет материал: существует дискуссионный вопрос - были ли восточные славяне коренным население Восточно-Европейской равнины или колонизировали её в ходе Великого переселения народов (для ответа на вопрос можно показать связь дискуссии с гипотезами о прародине). В любом случае, в VI-VIII вв. восточные славяне стали основным населением Восточно-Европейской равнины (Нестор: 15 племенных объединений)

Основная часть: экономика.

Для рассмотрения данного пункта можно использовать тему "Древние германцы". Вспомогательный вопрос: кто такие восточные славяне с точки зрения античного общества? - Варвары, что позволяет использовать материал по теме "Древние германцы".

Экономика восточных славян была натурального типа и имела экстенсивный характер развития.

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1. Земледелие. пашенное
Учитель дополняет материал с опорой на карту: природно-климатические условия протяженной Восточно-Европейской равнины весьма различаются, что привело к появлению двух систем земледелия:
  север юг
Системы земледелия Подсечно-огневое (подсека) Переложное

(перелог)

Орудия труда Топор

Борона-суковатка

Рало (обращение к изучению на уроках литературы древнерусских былин о Микуле Селяниновиче, который "oрал")
плуг
Система обработки полей двуполье трехполье
2. Скотоводство. Оседлое или полукочевое

Скот - мерило богатства

3. Развитие ремесла и зарождение торговли. Учитель обращает внимание учащихся на карту, отмечая внимание на влияние торговых путей:

- "Из варяг в греки"

- "Из варяг в персы"

Вспомогательные занятия.

Лесные и речные промыслы. - бортничество

- охота (ради пушнины)

- рыболовство (селения по берегам)

Военная добыча. Проводится аналогия с походами варваров на территорию Западной Римской империи: походы на Византию (Восточная Римская империя)

Основная часть: общественное устройство.

Учитель отмечает, что в VI-VIII вв. восточные славяне вступили в стадию кризиса родоплеменных отношений. Отсюда учащиеся делают вывод о возможности использования знаний по истории первобытного общества и тем "Западные и южные славяне в VI-X вв.", "Древние германцы". Задачей учащихся становится доказать наличие у восточных славян эпохи военной демократии, признаки которой они уже знают. Эта работа проводится совместно учителем и учениками.

Возможный вариант ответа: признаками военной демократии являются

Признаки военной демократии. Проявление у восточных славян.
Племенные объединения Работа с картой и источником - отрывок из Повести временных лет
Переход от родовой общины к соседской Племенные объединения носят названия, указывающие на территорию проживания, а не на кровное родство
Выделение профессиональных воинов Организация походов на Царьград (работа с источником - Маврикий Стратег, Константин Багрянородный)
Укрепление наследственной власти Правление Кия и его потомков (источник - Повесть временных лет)

При этом ещё сохраняются элементы родовой организации:

1) вече

2) совет старейшин

3) народное ополчение

- развитие орудий труда ведет к появлению имущественного неравенства и социальной дифференциации: выделяется родовая знать.

Основная часть: религия.

Этот пункт учащиеся разбирают на основе знаний тем "Религия первобытного общества", "Древние германцы". Также можно использовать курс "История религий".

В VI-VIII вв. у восточных славян сохранялось язычество, что означало наличие:

- культа природы

- культа предков (Учитель дополняет материал рассказом о происхождении терминов: пращур - основатель рода; чур - предок)

- политеизм

Работа с учебником или энциклопедическим словарем (при наличии словарей в кабинете): дать определение терминам капище, идолы, волхвы.

Составление таблицы "Пантеон богов восточных славян".

Божество Функция
   

Домашнее задание:

Фактический материал по теме "Восточные славяне"

Таблица "Племенные объединения восточных славян"

Племенное объединение Территория Племенной центр
     

В зависимости от уровня класса этот материал можно дать по карте, согласовав работу с учителем географии, или использовать учебник А.Н.Сахарова, В.И.Буганова для 10 класса "История России с древнейших времен до конца XVII в."

Таким образом, такое обучение позволяет реализовывать компетентностный подход на уроках истории, показывая параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивая навыки аналогии, сравнительного мышления, умения применять ранее полученные знания с добавление фактического материала по данной теме, в дальнейшем - выделение закономерностей исторического развития для различных стран и народов.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Вилли | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 1322 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0