С темы "Восточные славяне" начинается
изучение истории России. Уже на первом уроке
можно показать, как знания, полученные в курсе
всеобщей истории применяется на новом материале,
что позволит активизировать умения учащихся и
перейти от репродуктивного подхода к
компетентностному.
В первую очередь учитель обращается к
алгоритму работы при изучении нового материала:
Вопрос - С чего необходимо начать изучение темы?
- получает традиционный уже для учащихся ответ -
С предшествующего периода.
Проблема: данный урок - первый в новом курсе,
т.е. предшествующего периода в данном учащимся
учебном пособии не существует.
Разрешение данной проблемы активизирует
самостоятельную работу учащихся. (При
необходимости учитель может задать
дополнительный вопрос: Что из изученного нами
материала может стать таким "предшествующим
периодом"?)
Ответ:
История первобытного общества.
Таким образом, изучение темы становится
совместной работой учителя (регулирующая
функция) и учащихся, применяющих имеющиеся у них
знания.
Вступление: праславяне.
Курсивом будет выделен материал, который могут
предложить сами учащиеся:
Использование алгоритма разбора темы
"Западные и южные славяне в VI-X вв."
Происхождение славян: Славяне принадлежат
к индоевропейской языковой семье. На рубеже
II-I тыс. до н.э. происходит их выделение из
языковой общности. Доказательством может
служить яркий лингвистический пример: bear
(медведь) и берлога в русском языке.
Прародина.
На данный момент существуют две основные
версии.
Висло-Одерская |
Буго-Днепровская |
Археологические данные: культура пражской
(шнуровой) керамики |
Б.Рыбаков на основании "Истории" Геродота:
описание скифов-пахарей |
Письменные источники.
Античные: - Геродот "История"
- Тацит
- Птолемей |
- Геродот: описал три группы скифов
(кочевники, царские, пахари). Версия Б.Рыбаков: под
именем скифов-пахарей описаны праславяне -
Тацит, Птолемей и др.: описание соседей
германских племен - венедов |
Европейские: Иордан |
Венеды и родственные им анты |
Византийские: - Прокопий Кесарийский
- Маврикий Стратег
- Константин Багрянородный |
- набеги праславян на Византию - анты
и склавины (склавы)
- высокие, русоголовые, голубоглазые
- селятся по берегам рек
- живут в народоправстве
- свободны, не склонны к рабству
- многочисленны
- не знают военного строя, но применяю военные
хитрости (тростинка) |
Арабские |
- трудности перевода - компиляция
византийских |
Древнерусский: Нестор |
Повесть временных лет (нач. XII в.) |
III - VIII вв. Эпоха Великого
переселения народов. |
западные |
южные |
восточные |
Поляки Чехи
и т.д. |
Болгары Сербы
и т.д. |
Русские Украинцы
Белорусы |
Учитель дополняет материал: существует
дискуссионный вопрос - были ли восточные славяне
коренным население Восточно-Европейской равнины
или колонизировали её в ходе Великого
переселения народов (для ответа на вопрос можно
показать связь дискуссии с гипотезами о
прародине). В любом случае, в VI-VIII вв. восточные
славяне стали основным населением
Восточно-Европейской равнины (Нестор: 15
племенных объединений)
Основная часть: экономика.
Для рассмотрения данного пункта можно
использовать тему "Древние германцы".
Вспомогательный вопрос: кто такие восточные
славяне с точки зрения античного общества? -
Варвары, что позволяет использовать материал по
теме "Древние германцы".
Экономика восточных славян была натурального
типа и имела экстенсивный характер развития.
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. |
1. Земледелие. |
пашенное |
Учитель дополняет материал с
опорой на карту: природно-климатические условия
протяженной Восточно-Европейской равнины весьма
различаются, что привело к появлению двух систем
земледелия: |
|
север |
юг |
Системы земледелия |
Подсечно-огневое (подсека) |
Переложное (перелог) |
Орудия труда |
Топор Борона-суковатка |
Рало (обращение к изучению на уроках
литературы древнерусских былин о Микуле
Селяниновиче, который "oрал") |
плуг |
Система обработки полей |
двуполье |
трехполье |
2. Скотоводство. |
Оседлое или полукочевое Скот
- мерило богатства |
3. Развитие ремесла и зарождение
торговли. |
Учитель обращает внимание
учащихся на карту, отмечая внимание на влияние
торговых путей: - "Из варяг в греки"
- "Из варяг в персы" |
Вспомогательные
занятия. |
Лесные и речные промыслы. |
- бортничество - охота
(ради
пушнины)
- рыболовство (селения по берегам) |
Военная добыча. |
Проводится аналогия с походами
варваров на территорию Западной Римской империи:
походы на Византию (Восточная Римская империя) |
Основная часть: общественное устройство.
Учитель отмечает, что в VI-VIII вв. восточные
славяне вступили в стадию кризиса родоплеменных
отношений. Отсюда учащиеся делают вывод о
возможности использования знаний по истории
первобытного общества и тем "Западные и южные
славяне в VI-X вв.", "Древние германцы". Задачей
учащихся становится доказать наличие у
восточных славян эпохи военной демократии,
признаки которой они уже знают. Эта работа
проводится совместно учителем и учениками.
Возможный вариант ответа: признаками военной
демократии являются
Признаки военной демократии. |
Проявление у восточных славян. |
Племенные объединения |
Работа с картой и источником - отрывок
из Повести временных лет |
Переход от родовой общины к соседской |
Племенные объединения носят названия,
указывающие на территорию проживания, а не на
кровное родство |
Выделение профессиональных воинов |
Организация походов на Царьград (работа
с источником - Маврикий Стратег, Константин
Багрянородный) |
Укрепление наследственной власти |
Правление Кия и его потомков (источник
- Повесть временных лет) |
При этом ещё сохраняются элементы родовой
организации:
1) вече
2) совет старейшин
3) народное ополчение
- развитие орудий труда ведет к появлению
имущественного неравенства и социальной
дифференциации: выделяется родовая знать.
Основная часть: религия.
Этот пункт учащиеся разбирают на основе знаний
тем "Религия первобытного общества", "Древние
германцы". Также можно использовать курс
"История религий".
В VI-VIII вв. у восточных славян сохранялось
язычество, что означало наличие:
- культа природы
- культа предков (Учитель дополняет материал
рассказом о происхождении терминов: пращур -
основатель рода; чур - предок)
- политеизм
Работа с учебником или энциклопедическим
словарем (при наличии словарей в кабинете): дать
определение терминам капище, идолы, волхвы.
Составление таблицы "Пантеон богов восточных
славян".
Домашнее задание:
Фактический материал по теме "Восточные
славяне"
Таблица "Племенные объединения восточных
славян"
Племенное объединение |
Территория |
Племенной центр |
|
|
|
В зависимости от уровня класса этот материал
можно дать по карте, согласовав работу с учителем
географии, или использовать учебник А.Н.Сахарова,
В.И.Буганова для 10 класса "История России с
древнейших времен до конца XVII в."
Таким образом, такое обучение позволяет
реализовывать компетентностный подход на уроках
истории, показывая параллельность курсов
всеобщей истории и истории России, развивая
навыки аналогии, сравнительного мышления, умения
применять ранее полученные знания с добавление
фактического материала по данной теме, в
дальнейшем - выделение закономерностей
исторического развития для различных стран и
народов.
|