Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 21.05.2024, 21:08:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Восточные славяне VII–IX веков
22.11.2010, 09:56:22

Цели:

  • сформировать представление о происхождении и расселении славян, их занятиях, верованиях, образе жизни;
  • развивать умения анализировать;
  • определять главное и устанавливать причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязь образа жизни восточных славян с природно-климатическим условиями;
  • воспитывать уважение к прошлому своего Отечества.

Понятия и термины:

  • Восточные славяне;
  • Река Днепр;
  • Река Одер;
  • Озеро Ильмень;
  • Причерноморские степи;
  • Восточные Карпаты;
  • Племенные союзы;
  • Система земледелия;
  • Язычество.

Оборудование:

  • исторический источник из "Повести временных лет”,
  • настенная карта "Расселение восточных славян в VII-IX вв.”,
  • учебное пособие, раздаточный материал.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков. Сообщение темы, целей урока.

Вопрос:

Что вы сегодня должны запомнить на уроке?

Ответы учащихся:

В стране морозных вьюг
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.

Вопрос:

О чём говорится в данном стихотворении?

Ответы учащихся:

На доске размещены понятия и термины, которыми учащиеся будут пользовать на уроке и которые необходимо запомнить. Учитель просит учащихся обратить внимание на доску и запомнить термины и понятия. Так же учитель обращает внимание учащихся на вопросы, на которые учащиеся должны будут дать ответ в конце урока.

Вопросы:

  • Назвать основные племена восточных славян и территорию их расселения.
  • Как влияли природно-климатические условия на занятия славян?
  • Как влияли природно-климатические условия на традиции и верования восточных славян?

Европу и часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении, подвигаясь и осваивая новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга.

Примерно 2тыс. л. до н.э. из индоевропейских племён выделились балто-славянские племена. Они заселили часть Центральной и Восточной Европы.

В Vв. до н.э. балто-славянские племена разделились на две ветви на балтов и славян, а в Vв. н.э. славяне разделились на три ветви: западные славяне, восточные славяне и южные славяне.

На доске изображена схема

Учитель предлагает схему записать в тетради.

Славяне освоили территорию от среднего течения Днепра до р.Одер. В V в. славяне устремились на юг и восток, и дошли до верхнего течения р.Волги. В ходе этого движения славяне разделились на южных, западных и восточных славян.

Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. Обширную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, т.е. большую часть Восточно-Европейской равнины.

Учитель ставит вопросы.

Вопросы:

  • На какие три ветви произошло разделение славян?
  • Когда произошло разделение славян?
  • Какую территорию заняли восточные славяне?
  • Из каких источников мы узнаём сведения о расселении славян?

Ответы учащихся:

Один из самых достоверных источников это "Повесть временных лет”.

Учащимся предлагается послушать небольшое сообщение о "Повести временных лет”.

Затем учащимся предлагается поработать с литературным фрагментом из ПВЛ.

Прочитать источник.

Выяснить о каких племенных союзах идет речь и где они расселялись.

Сравнить места расселения в ПВЛ с расселением славян по карте.

Вопросы:

  • Совпадают племенные союзы восточных славян и места их расселения в ПВЛ с картой?
  • Назовите племенные союзы и места их расселения по карте.

Ответы учащихся:

Вывод:

В V в. Н.Э. восточные славяне разделились на три ветви: южные, восточные, западные. Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Жили восточные славяне племенными союзами.

Вывод записывается в тетради.

Второй вопрос темы. Занятия восточных славян.

Когда славяне стали расселяться в Восточной Европе, они уже далеко не были первобытными дикарями. Это был осёдлый земледельческий народ, который знал и умел разводить полезные растения, разводил домашних животных, т.е. занимался скотоводством, охотой и рыбной ловлей, но наряду с этими занятиями восточные славяне также занимались собирательством, знали некоторые мастерства и ремёсла. Главным занятием восточных славян было земледелие. От того в каких природных условиях жило племя зависела и система земледелия.

Если племя жило в районе покрытом густыми лесами то система земледелия была подсечно-огневая. Лес вырубали, выкорчёвывали пни, сжигали, пеплом удобряли землю. Когда земля переставала приносить урожай, разрабатывали новый участок.

Более благоприятные условия для земледелия были в степной и лесостепной зоне, здесь была пашенная система земледелия. Землю распахивали плугом и засеивали. Обрабатывали в течении 10 лет затем переходили на другой участок, истощённый участок не обрабатывали в течении 20-30 лет.

Учащимся предлагается схема "Занятия восточных славян”, схема записывается в тетрадь. (Приложение №3).

Вопрос:

  • Назовите занятия восточных славян?
  • В чём разница между подсечно-огневым и пашенным земледелием?
  • От чего зависела система земледелия?

Ответы учащихся:

Третий вопрос темы. Быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.

От природно-климатических условий зависели не только занятия, но также быт, нравы и духовная жизнь восточных славян.

Учащимся предлагается выполнить задание. Предварительно класс делится на группы.

Задание:

Представьте, что вы историк и должны выступить с сообщением. Сообщения у вас будут по двум темам:

I группа: "Быт и нравы восточных славян в VII-IX в.”.

II группа: "Верования восточных славян в VII-IX в.”.

Учитель указывает учащимся на источники которыми могут пользоваться учащиеся при подготовке сообщений. Это учебное пособие параграф 3 и фрагменты из ПВЛ.

Ваша задача прочитать, определить главное, пересказать сначала в парах друг другу, затем всему классу.

Вопрос:

  • Где располагались поселения восточных славян?
  • Как выглядело жильё славян?
  • Как относились славяне к природе? Кому поклонялись?

Ответы учащихся:

Вывод:

Славяне селились возле рек и озёр. Т.к. природу славяне считали живым существом, то наделяли её сверхъестественными силами, а также многие явления природы не могли объяснить, отсюда и появилось язычество и многобожие. Т.е. от природно-климатических условий зависели быт, нравы и верования восточных славян.

Вопрос:

  • Вспомните основные племена и территории их расселения?
  • Как влияла природа на занятия славян?
  • Раскройте влияние природы на традиции и верования.

Ответы учащихся:

Вывод по уроку:

Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заняли большую часть Восточно – Европейской равнины. Жили племенными союзами, таких союзов было 12, основными занятиями были скотоводство, охота, рыболовство, земледелие и т.д., были язычниками. Жизнь восточных славян зависела от природно-климатических условий.

В конце урока учитель подводит итог. Комментирует оценки. Домашнее задание: параграф 3, задание на с.31.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 2273 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0