Цели:
- сформировать представление о происхождении и
расселении славян, их занятиях, верованиях,
образе жизни;
- развивать умения анализировать;
- определять главное и устанавливать
причинно-следственные связи, объяснять
взаимосвязь образа жизни восточных славян с
природно-климатическим условиями;
- воспитывать уважение к прошлому своего
Отечества.
Понятия и термины:
- Восточные славяне;
- Река Днепр;
- Река Одер;
- Озеро Ильмень;
- Причерноморские степи;
- Восточные Карпаты;
- Племенные союзы;
- Система земледелия;
- Язычество.
Оборудование:
- исторический источник из "Повести временных
лет”,
- настенная карта "Расселение восточных славян в
VII-IX вв.”,
- учебное пособие, раздаточный материал.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Сообщение темы, целей урока.
Вопрос:
Что вы сегодня должны запомнить на уроке?
Ответы учащихся:
В стране морозных вьюг
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
Вопрос:
О чём говорится в данном стихотворении?
Ответы учащихся:
На доске размещены понятия и термины, которыми
учащиеся будут пользовать на уроке и которые
необходимо запомнить. Учитель просит учащихся
обратить внимание на доску и запомнить термины и
понятия. Так же учитель обращает внимание
учащихся на вопросы, на которые учащиеся должны
будут дать ответ в конце урока.
Вопросы:
- Назвать основные племена восточных славян и
территорию их расселения.
- Как влияли природно-климатические условия на
занятия славян?
- Как влияли природно-климатические условия на
традиции и верования восточных славян?
Европу и часть Азии издавна населяли племена
индоевропейцев, говоривших на одном языке. Эти
племена находились в постоянном движении,
подвигаясь и осваивая новые территории.
Постепенно отдельные группы индоевропейских
племён стали отделяться друг от друга.
Примерно 2тыс. л. до н.э. из индоевропейских
племён выделились балто-славянские племена. Они
заселили часть Центральной и Восточной Европы.
В Vв. до н.э. балто-славянские племена
разделились на две ветви на балтов и славян, а в
Vв. н.э. славяне разделились на три ветви: западные
славяне, восточные славяне и южные славяне.
На доске изображена схема
Учитель предлагает схему записать в тетради.
Славяне освоили территорию от среднего течения
Днепра до р.Одер. В V в. славяне устремились на юг и
восток, и дошли до верхнего течения р.Волги. В
ходе этого движения славяне разделились на
южных, западных и восточных славян.
Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. Обширную
территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до
Причерноморских степей и от Восточных Карпат до
Волги, т.е. большую часть Восточно-Европейской
равнины.
Учитель ставит вопросы.
Вопросы:
- На какие три ветви произошло разделение славян?
- Когда произошло разделение славян?
- Какую территорию заняли восточные славяне?
- Из каких источников мы узнаём сведения о
расселении славян?
Ответы учащихся:
Один из самых достоверных источников это
"Повесть временных лет”.
Учащимся предлагается послушать небольшое
сообщение о "Повести временных лет”.
Затем учащимся предлагается поработать с
литературным фрагментом из ПВЛ.
Прочитать источник.
Выяснить о каких племенных союзах идет речь и
где они расселялись.
Сравнить места расселения в ПВЛ с расселением
славян по карте.
Вопросы:
- Совпадают племенные союзы восточных славян и
места их расселения в ПВЛ с картой?
- Назовите племенные союзы и места их расселения
по карте.
Ответы учащихся:
Вывод:
В V в. Н.Э. восточные славяне разделились на три
ветви: южные, восточные, западные. Восточные
славяне в VI-VIIIвв. Заселили большую часть
Восточно-Европейской равнины. Жили восточные
славяне племенными союзами.
Вывод записывается в тетради.
Второй вопрос темы. Занятия
восточных славян.
Когда славяне стали расселяться в Восточной
Европе, они уже далеко не были первобытными
дикарями. Это был осёдлый земледельческий народ,
который знал и умел разводить полезные растения,
разводил домашних животных, т.е. занимался
скотоводством, охотой и рыбной ловлей, но наряду
с этими занятиями восточные славяне также
занимались собирательством, знали некоторые
мастерства и ремёсла. Главным занятием восточных
славян было земледелие. От того в каких природных
условиях жило племя зависела и система
земледелия.
Если племя жило в районе покрытом густыми
лесами то система земледелия была
подсечно-огневая. Лес вырубали, выкорчёвывали
пни, сжигали, пеплом удобряли землю. Когда земля
переставала приносить урожай, разрабатывали
новый участок.
Более благоприятные условия для земледелия
были в степной и лесостепной зоне, здесь была
пашенная система земледелия. Землю распахивали
плугом и засеивали. Обрабатывали в течении 10 лет
затем переходили на другой участок, истощённый
участок не обрабатывали в течении 20-30 лет.
Учащимся предлагается схема "Занятия
восточных славян”, схема записывается в тетрадь.
(Приложение №3).
Вопрос:
- Назовите занятия восточных славян?
- В чём разница между подсечно-огневым и пашенным
земледелием?
- От чего зависела система земледелия?
Ответы учащихся:
Третий вопрос темы. Быт, нравы и
духовная жизнь восточных славян.
От природно-климатических условий зависели не
только занятия, но также быт, нравы и духовная
жизнь восточных славян.
Учащимся предлагается выполнить задание.
Предварительно класс делится на группы.
Задание:
Представьте, что вы историк и должны выступить
с сообщением. Сообщения у вас будут по двум темам:
I группа: "Быт и нравы восточных славян в VII-IX
в.”.
II группа: "Верования восточных славян в VII-IX
в.”.
Учитель указывает учащимся на источники
которыми могут пользоваться учащиеся при
подготовке сообщений. Это учебное пособие
параграф 3 и фрагменты из ПВЛ.
Ваша задача прочитать, определить главное,
пересказать сначала в парах друг другу, затем
всему классу.
Вопрос:
- Где располагались поселения восточных славян?
- Как выглядело жильё славян?
- Как относились славяне к природе? Кому
поклонялись?
Ответы учащихся:
Вывод:
Славяне селились возле рек и озёр. Т.к. природу
славяне считали живым существом, то наделяли её
сверхъестественными силами, а также многие
явления природы не могли объяснить, отсюда и
появилось язычество и многобожие. Т.е. от
природно-климатических условий зависели быт,
нравы и верования восточных славян.
Вопрос:
- Вспомните основные племена и территории их
расселения?
- Как влияла природа на занятия славян?
- Раскройте влияние природы на традиции и
верования.
Ответы учащихся:
Вывод по уроку:
Восточные славяне в VI-VIIIвв. Заняли большую
часть Восточно – Европейской равнины. Жили
племенными союзами, таких союзов было 12,
основными занятиями были скотоводство, охота,
рыболовство, земледелие и т.д., были язычниками.
Жизнь восточных славян зависела от
природно-климатических условий.
В конце урока учитель подводит итог.
Комментирует оценки. Домашнее задание: параграф
3, задание на с.31. |