Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 01:15:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Восточный поход Александра Македонского
27.01.2011, 21:31:15
Цели урока:

— изучить маршрут и детали восточного похода Александра Македонского;

— расширить и обобщить знания об этом выдающемся правителе и полководце;

— продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой.

Оборудование:

— карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток» с отмеченным на ней маршрутом следования армии;

— портреты Александра;

— схемы «Битва при Гранике», «Битва при Иссе», «Битва при Гавгамелах;

— картина «Переход Александра через реку Граник».

Подготовка к уроку начинается за неделю до проведения занятия.

Желательно, чтобы ребята познакомились с книгами:

В.Бутромеев. Всемирная история в лицах. От Гомера до Эйнштейна.

Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б. Знаменитые греки и римляне (по «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха).

 

План урока

I.    Мотивационная беседа.

II.    «Приобретение билетов в путешествие».

III.    Поход в Восточное Средиземноморье (Малая Азия, Финикия, Египет).

IV.    Завоевание внутренних районов Персидского царства.

V.     Поход в Среднюю Азию и Индию.

VI.    Краткий хронограф похода Александра Македонского.

VII.   Историческая мозаика.

 

 

Я думаю, что в то время не было ни народа, ни города, ни человека, до которого не дошло бы имя Александра.

ПЛУТАРХ

 

 

I

Учитель. Македонский царь Александр — в отличие от многих других властителей — был не зря прозван Великим. Масштабы его завоеваний, включивших земли, простиравшиеся, от полуострова Пелопоннес до Каспийского моря и от от Ливийской пустыни до Индии, и совершенных за короткий срок (около 10 лет), произвели на современников и потомков неизгладимое впечатление и сделали его героем многочисленных легенд и сказаний.

Многое из того, что в них рассказывается — правда, многое — несколько приукрашено, кое-что — просто выдумка, однако все эти исторические анекдоты отражают представление людей о непобедимом полководце, мудром правителе, остроумном человеке.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городам и местностям, где пролегал маршрут похода, пройдем по следам лучшей в то время македонской армии.

Для этого вам сначала надо будет приобрести билеты, цена которых — ваши знания о жизни героя. Затем, подходя к тому или иному пункту на пути следования, нам нужно будет выполнить задания, чтобы занять их, как когда-то это сделал Александр Великий.

В походе нас будет сопровождать историк — биограф царя, который сможет оказать нам помощь при выполнении заданий, и хронист, записывающий ход исторических событий.

 

II

«Билеты в путешествие» содержат сведения из жизни Александра Македонского. С одной стороны на них пишутся номер билета и его название, с другой — вопрос, на который школьникам предстоит ответить. Если группа не имела времени для подготовки, то можно раздать на руки ученикам список ответов (без номеров), чтобы они выбирали правильный, исходя из ситуации, описанной на билете. Ниже прилагается ряд примеров.

1. Мне не хватит славы.

Когда царь Филип II, его отец, одерживал победы, Александр сначала радовался, а затем мрачнел и говорил…

(Отец завоюет всё, что можно, и мне уже не удастся совершить ничего великого и блестящего.)

2. Два уха царя.

Александр, слушая обвинителя (истца), всегда закрывал одно ухо. Когда его спрашивали, зачем это делается, то он отвечал…

(Второе ухо я оставляю, чтобы слушать обвиняемого.)

3. Ищи царство по себе.

Когда Александр в присутствии отца смог укротить и объездить непокорного коня Буцефала, что не удалось никому из людей при дворе, то царь воскликнул...

(Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!)

4. Два отца.

Александр высоко ценил своего учителя Аристотеля и когда сравнивал его с отцом, то замечал...

(Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.)

5. С неба на землю и с земли на небо.

Когда Александра спросили, почему своего учителя — философа Аристотеля — он почитает больше, чем отца, то царевич ответил…

(Отец, воспитав мое тело, низвел меня с неба на землю, а Аристотель, воспитав мою душу, поднял с земли на небо.)

6. Я не повелеваю даже этим.

В юности Александр прочитал сочинения о существовании множества миров и огорченно воскликнул…

(А я не повелеваю даже этим миром!)

7. Что кому нужно?

Встретившись с философом Диогеном, Александр рассказал ему о своем желании завоевать весь мир, на что Диоген ответил…

(Ты хочешь завоевать то, что мне и даром не нужно.)

8. Просьба.

Когда Александр посетил Диогена, то спросил философа, нет ли у того какой-либо просьбы, и получил ответ…

(Подвинься немного в сторону: ты заслоняешь мне солнце.)

9. Если бы...

Вспоминая о Диогене, Александр говорил...

(Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном.)

10. Надежный капитал.

Перед походом на Восток Александр раздарил свои владения и деньги друзьям; на их вопрос, что же он оставляет себе, молодой царь ответил коротко…

(Надежды!)

 

III

Биограф. Готовясь к походу в Малую Азию, Александр отправился в священные Дельфы, чтобы вопросить оракула о своем будущем. Он приехал в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр пошел за ней сам и хотел силой заставить ее исполнять свои обязанности. Вынужденная уступить царю, пифия воскликнула:

— Ты непобедим, сын мой!

Покажите на карте это место и вспомните, что сказал в ответ Александр.

Поход Александра Македонского в Малую Азию и Финикию

Поход Александра Македонского в Малую Азию и Финикию
(слева внизу — схема осады Тира в Финикии)

(Не говори больше ничего! Мне достаточно и этих слов!)

Учитель. Весна 334 г. до н.э. навсегда осталась памятной датой в истории Эллады. Она связана с началом похода в Малую Азию, когда македонский флот на 160 кораблях пересек Геллеспонт — нынешний пролив Дарданеллы между Средиземным и Мраморным морями. Каждый грек в те времена знал, что это название хранит память о прекрасной царской дочери Гелле, внучке повелителя ветров Эола, которая, спасаясь от козней злой мачехи, при переправе утонула в этих водах. Достигнув середины Геллеспонта (в переводе «моря Геллы»), Александр совершил возлияние из золотой чаши, принеся быка в жертву богу Посейдону и женским морским божествам — нереидам.

Покажите этот пролив на карте.

Учитель. В древности говорили, что берег напротив — ворота Азии. Там были владения персов, которые предстояло завоевать, чтобы отомстить за разорение Эллады во время Греко-Персидских войн, повторив подвиг войска, которое взяло город Трою в Малой Азии.

Вспомните, какое литературное произведение посвящено этому событию. Кто его автор?

 

Биограф. Великая поэма «Илиада» сопровождала Александра во всех его походах. Он хранил рукопись под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что ее изучение — лучшее средство для того, чтобы воспитать в себе военную доблесть.

Учитель. Александр Македонский ощущал свою причастность к великому прошлому Эллады, так как Ахилл, знаменитый герой гомеровской поэмы, считался его предком по материнской линии. Глава македонского войска считал себя наследником его славы. Судьбы мифического героя и реального человека действительно оказались схожими. Оба отличались безмерной храбростью и эмоциональностью, были вспыльчивыми. Оба ушли из жизни молодыми, в зените своей славы.

В Трое Александр принес жертву богине Афине, покровительнице греков в Троянской войне, а также, следуя древним обычаям, «умастил тело и нагой состязался с друзьями в беге вокруг памятника», затем, возложив венок к могиле Ахилла, сказал, что считает того счастливцем. Ведь этот герой при жизни имел преданного друга, а после смерти — великого глашатая своей славы.

Покажите на карте Трою и скажите, кто был другом Ахилла и кто воспел его деяния.

Битва при Гранике

Битва при Гранике

Учитель. Далее путь армии лежал в глубь Малой Азии. Надо было перейти (форсировать) реку Граник, где впервые встретились войска персов и македонцев.

Демонстрируется картина.

Покажите это место на карте и вспомните, какой приказ отдал полководец перед этой битвой. Если вам это не удастся, то за вас ответит

Биограф. Накануне сражения при реке Граник Александр Македонский велел солдатам «плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага».

Учитель. Персидское войско стояло на противоположном высоком берегу, готовое всеми силами воспрепятствовать переправе македонской армии. Эта позиция была очень выгодной, и даже опытный полководец Филиппа II — Парменион — засомневался в успехе. Когда Александр решил сразу начать сражение, они заспорили…

Биограф. Парменион напомнил царю, что, по обычаю, македоняне никогда не начинали в это время сражений, так как этот месяц они считали несчастливым.

— Я приказываю изменить название месяца, — воскликнул Александр.

 

Тогда Парменион указал, что надо подождать следующего утра, так как ночью персы будут вынуждены сменить позицию: не ночевать же им на обрывистом берегу. А на рассвете более дисциплинированные македонцы сумеют построиться быстрее противника и получат преимущество.

— Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки, — ответил царь и повел войска в бой.

Учитель. Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов ударом сабли срубил гребень его шлема. Затем он вновь занес клинок. Гибель царя казалась неизбежной. Но в этот миг подоспел друг Александра — Клит, прозванный Черным, и пронзил врага копьем. Сражение окончилось победой македонян. Его исход открыл Александру путь к богатейшим городам Малой Азии. К их числу принадлежал и Эфес — крупнейший торговый и военный порт этого региона.

Покажите на карте Эфес и вспомните, какое из «семи чудес света» здесь находилось.

Что произошло с этим зданием?

Биограф. Храм Артемиды, которая была покровительницей рожениц, тесно связан с биографией нашего героя. В древности считалось, что он сгорел в день рождения Александра. Уже позже один древнегреческий шутник сказал:

— Понятно, почему богиня не смогла защитить свой храм в Эфесе: она была занята тем, что принимала роды у Олимпиады — матери величайшего героя всех времен.

В большинстве своем греческие города Малой Азии встречали Александра как освободителя. В Эфес войско македонян вошло без боя. Наемники, сражавшиеся на стороне персов, оставили город, так как не решились защищать крепость, чье население было на стороне противника, поспешно отбыв на корабле.

Согласно преданию, в числе сопровождавших Александра в походе был знаменитый живописец Апеллес, который в молодые годы постигал тайны искусства именно в Эфесе, а затем стал придворным художником македонских правителей.

Биограф. Однажды Апеллес попросил у Александра разрешения написать его портрет. Царь согласился, однако, когда картина была закончена, она не понравилась заказчику. А вот его конь — Буцефал — радостно заржал, как будто приветствуя изображение хозяина.

— О царь, — усмехнулся Апеллес, твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты.

Позже Александр изменил свое мнение о художнике, подружился с ним и высоко ценил его искусство. В Эфесе им был написан портрет «Александр с молнией», где он изобразил полководца в образе Зевса, сидящего на троне с пучком молний. Македонский сказал об этом портрете:

— Есть два Александра. Один — сын Филиппа, другого создал Апеллес. Первый непобедим, второй неподражаем.

Учитель. Из Эфеса путь Александра Македонского лежал в Милет, овладение которым разрешало давнишний спор Эллады и Персии о господстве на море и обеспечивало успешное продвижение сухопутных сил. Можно было не опасаться за морское сообщение с Македонией и одновременно контролировать ситуацию в Греции, где противники Александра были готовы восстать при первом же удобном случае.

В Милете было сильно влияние граждан, желавших сохранить верность персидскому царю Дарию. Александр взял город штурмом, и население сдалось на милость победителя. Известие о победоносном взятии Милета, который имел 80 дочерних городов-колоний, должно было распространиться по всему греческому миру, утверждая авторитет молодого царя.

 

Завоевания Александра Македонского. Карта Объем 92 КБ

Завоевания Александра Македонского

Биограф. В Милете Александр долго рассматривал статуи, изображавшие жителей города — победителей Олимпиад. Затем он, притворившись удивленным, спросил:

— Где были эти молодцы, когда персы штурмовали ваш город?

Учитель. Античные авторы сообщают, что вслед за Милетом упорное сопротивление Александру Македонскому оказал город Галикарнасс в Карии — персидской провинции (сатрапии) на юго-западе Малой Азии.

Покажите на карте это место.

Скажите, каким архитектурным сооружением — одним из «семи чудес света» — прославлен этот город.

(Усыпальница карийского царя Мавсола — Мавзолей.)

Вспомните, почему имя Галикарнасса связывают с развитием исторической науки. Чья это родина?

(Здесь родился «отец истории» — Геродот.)

Биограф. В Галикарнассе Александр Македонский восстановил власть сестры местного царя, которую Дарий III отстранил от правления. Благодарная царица, заметив, как скромно питается ее благодетель, решила прислать ему лучшего повара своего двора. Александр ответил, что он ни в чем не нуждается: завтраком ему служит ночной поход, а обедом — скудный завтрак.

Учитель. Наряду с приморскими городами Малой Азии Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова, где одним значительных центров был Гордий — столица Фригии.

Биограф. Здесь Александру показали колесницу, дышло которой соединял с ярмом чрезвычайно сложный и запутанный узел. Царю рассказали предание: кто развяжет этот узел, тот станет владыкой Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил сплетение.

Скажите, что означает до сих пор выражение «разрубить Гордиев узел»?

Битва при Иссе
Битва при Иссе

Учитель. Персидский царь Дарий III еще не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он считал Александра юнцом, которого нужно проучить. С большим войском Дарий двинулся навстречу завоевателю. Оба войска встретились у города Исса.

Покажите это место на карте.

Биограф. Перед битвой с персами Александру донесли, что многие его воины заранеетайно сговорились разделить между собой добычу. Александр неожиданно обрадовался и сказал: — Вот решение мужей, уверенных в победе!  

Учитель. При Иссе Дарий не послушался военачальников, советовавших подождать, пока неприятель выйдет из горного ущелья. Он приказал войти в теснины, неудобные для конницы, но выгодные для действий малочисленных сил врага. Александр не дал окружить свое войско и во главе своей гвардии прорвался к колеснице персидского царя. Оказавшись в гуще сражающихся, Дарий испугался и бежал с поля битвы. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя — мать, жену и двух дочерей, однако Александр тотчас послал сказать этим женщинам, что он воюет только с Дарием, а им будут оказаны те же почести, к каким они привыкли на свободе.

Биограф. После битвы при Иссе Александру досталась палатка Дария со множеством прислуги и богатой утвари. Она поражала своими размерами, убранством, золотой посудой, запахами благовоний и душистых трав. Увидев всё это, Александр воскликнул:

— Вот что значит жить по-царски!

Учитель. Александр не стал преследовать Дария, его дальнейшей целью была приморская область Финикия.

Слово «финикийцы» по-гречески означает «красноватые» или, точнее, «красящие в багряный цвет». Скажите, почему греки назвали местных жителей именно так?

(Те открыли тайну пурпурной краски, которую добывали из водившихся в местных водах моллюсков, и торговали по всему Средиземноморью пурпурными тканями.)

Учитель. Финикийцы были враждебны грекам: местные купцы соперничали (конкурировали) с греческими купцами. Их самый богатый город Тир решил сопротивляться македонским войскам. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Более полугода длилась его осада с суши и моря. Наконец македоняне, построив дамбу через пролив, ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, его мужественные защитники были убиты, тысячи жителей обращены в рабство.

Биограф. В эти дни Александр получил от Дария письмо. Признавая свое поражение, он соглашался уступить половину своей империи. Полководец Александра Македонского Парменион, узнав об этом, воскликнул:

— Если бы я был Александром, я бы согласился!

— И я бы согласился, если бы я не был Александром. Ответ Дарию будет другим: мне не нужны полцарства, мой удел — власть над миром.

Учитель. Дальше путь великого полководца лежал в Египет.

Вспомните, к какому царству принадлежала в то время эта территория. Когда Египет потерял независимость?

(Персы захватили Египет в 525 г. до н.э.)

Учитель. Египет сдался Александру без боя. Египетские жрецы объявили его богом и сыном бога солнца, как это было принято в отношении фараонов. Александр принял решение жрецов с благосклонностью — ему уже мало было родства с Ахиллом: покоренные народы должны были поверить, что в их страны пришел бог и ему нужно безоговорочно подчиняться.

Даже в греческие города он разослал гонцов с требованием, чтобы народные собрания признали его богом.

Биограф. В Афинах оратор Демад предложил афинянам ввести Александра в число главных олимпийских богов. Народное собрание отвергло это предложение, которым Демад рассчитывал заслужить благосклонность македонского правителя и сохранить хотя бы формальную независимость Афин. А самого Демада афиняне приговорили к огромному штрафу за кощунство — оскорбление других божеств. Демад, как рассказывают, ответил им:

— Вы ревниво охраняете вход на небеса, но рискуете потерять из-за этого землю.

Подумайте и объясните, что имел в виду Демад.

Биограф. Когда жители Спарты получили распоряжение включить Александра в число богов, они, по обычаю коротко, ответили:

— Если Александру хочется быть богом, пусть он будет им!

Учитель. В Египте Александру приснился сон: почтенный седовласый старец, встав возле него, прочел следующие строки Гомера:

«На море шумношироком находится остров, лежащий против Египта; его именуют нам жители Фарос…»

Проснувшись, царь и бог отправился на берег моря, в местность напротив Фароса. Здесь его зодчие, не имея мела для разметки, начертили план города, рассыпая муку прямо по земле. Тут, однако, прилетели птицы и всё склевали. Александр опечалился, считая это дурным предзнаменованием, но предсказатели разъяснили, что новый город — Александрия — будет процветать и кормить людей из разных стран. Так и случилось: и до, и после Египет был основным экспортером зерна в античном мире.

 

IV

Сражение при Гавгамелах

Сражение при Гавгамелах

В 331 г. до н.э. начался поход в собственно персидские земли. Целых четыре месяца шло войско. Наконец, перейдя воды Евфрата и Тигра, оно оказалось у селения Гавгамелы, где в ожидании битвы стояли персы. Название это на местном наречии означает «Верблюжий дом», так как один из древних царей, спасшись на одногорбом верблюде, поместил его здесь и назначил на его содержание доходы от нескольких деревень.

Биограф. Перед битвой Парменион, узнав о количестве персов, предложил напасть на них ночью. Он боялся, что днем, увидев численное превосходство противника, македоняне падут духом.

Александр ответил:

— Я не краду побед!

Подумайте, почему
ночная победа казалась полководцу «украденной».

Биограф. Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его.

— Ты спишь так, будто мы уже одержали победу, — удивился Парменион.

— Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили, — весело ответил царь.

Используя схему «Битва при Гавгамелах», можно кратко рассказать о самой битве.

Скажите, что общего между битвами при Иссе и при Гавгамелах.

(Бегство Дария с поля битвы, после которого следует общий разгром персов.)

Биограф. Преследование Дария велось в пустынной и безводной местности. Оно было тягостным для македонян, страдающих от жажды. Тут Александру поднесли шлем с водой — всё, что удалось найти. Царь собрался было напиться, но обернулся и увидел, что все всадники смотрят на него. Тогда он возвратил шлем, не отхлебнув ни глотка. Поблагодарив тех, кто принес ему воду, он сказал:

— Если я буду пить один, другие падут духом.

Некоторые рассказывают, что он вылил воду на землю и что всё это происходило в другом месте.

Скажите, о чем свидетельствуют такие разночтения при передаче этого случая. Как называются такие рассказы?

(Легенды.)

Учитель. Вскоре после разгрома при Гавгамелах Дарий III был убит своими приближенными. Войско Александра подошло к Вавилону.

Вспомните, когда персы, захватили Вавилон. Сколько лет продолжалось их владычество?

(В 538 г. до н.э. Почти 200 лет.)

Учитель. Вавилон встретил Александра как освободителя. Полководца поразили гигантские руины главного храма города — в Библии он назван Вавилонской башней. Этот храм был разрушен еще персидским царем Ксерксом; новый хозяин захотел его восстановить. Однако приближенные отговорили Александра это делать, так как на строительство ушло бы слишком много времени.

Биограф. Как-то к Александру привели попавшего в плен пирата:

— Кто дал тебе право хозяйничать на море? — спросил царь.

— Тот же, кто дал право тебе хозяйничать на суше. Но за то, что я хозяйничаю на море на своем бедном суденышке, меня называют разбойником, ты же делаешь то же на земле с огромной армией, и тебя называют владыкой, — смело ответил пират.

Учитель. После Вавилона Александр овладел древней столицей персов городом Персеполем. В честь победы в царском дворце был устроен пир. Афинянка Таис, подруга военачальника Птолемея, предложила поджечь дворец Ксеркса, предавшего некогда огню Афины: пусть люди вспоминают, что женщины, сопровождавшие Александра, смогли лучше отомстить персам, чем предводители армии и флота. Александр с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. Дворец загорелся. Царь быстро одумался и приказал потушить огонь, но сделать это было уже невозможно.

Биограф. Александра в его походе сопровождал племянник Аристотеля — Каллисфен, ученый философ и оратор. Как-то на пиру царь, отпив вина, протянул чашу одному из друзей. Тот встал и, выпив вино, пал, по восточному обычаю, перед царем ниц. Вслед за ним так поступали все. Когда очередь дошла до Каллисфена, он выпил вино и подошел к царю для обычного поцелуя, который был принят у македонцев.

Один из придворных крикнул:

— Царь, не целуй его, он один не пал перед тобой ниц.

Вообще-то многие македоняне возмущались этим обычаем, но открыто выступили против только Каллисфен и затем спаситель Александра при Гранике — Клит Черный. Клит стал упрекать полководца за то, что тот отрекся от своего отца Филиппа и назвал своим отцом бога. Он говорил, что победы, добытые кровью народа, царь приписал себе одному.

В ярости Александр схватил копье и нанес Клиту смертельный удар.

Вскоре и Каллисфена обвинили в заговоре против царя. Александр, поверив клевете, приказал бросить его в тюрьму, где тот и умер.

Учитель. В царских дворцах были захвачены несметные сокровища. Добычу везли на многих тысячах верблюдов и повозок, запряженных муллами. Македонские военачальники и воины были в восторге — эти богатства превосходили их самые сокровенные мечтания. Никто не сомневался, что поход окончен. Но Александром овладело желание завоевать весь мир, которое многим его соратникам казалось безумным. Он приказал выступать, и войско вынуждено было подчиниться.

 

V

Учитель. Македоняне двинулись в восточные области Персидского царства, однако встретили упорное сопротивление местных племен. Между Амударьей и Сырдарьей в Согдиане и Бактрии в тылу у Александра в 329—328 гг. до н.э. произошло восстание согдийских и скифских племен под руководством согдийца Спитамена.

Близ Самарканда македонцы были стеснены со всех сторон и бежали на небольшой остров на реке. Здесь скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли из луков: лишь немногим удалось вернуться к своим.

Александр намеревался отправиться в Индию, но видя, что из-за огромной добычи войско отяжелело и стало малоподвижным, он приказал нагрузить повозки и сначала сжег те из них, которые принадлежали ему самому и его друзьям, а потом приказал поджечь повозки остальных воинов.

Царь Таксил, владевший одной из областей Индии, предложил Александру:

— Зачем нам воевать друг с другом? Если я богаче тебя, то всем своим имуществом я с тобой поделюсь, а если беднее — с благодарностью приму от тебя дары.

Приняв подарки от Таксила, Александр отблагодарил его еще более обильно: это привлекло на его сторону многих индийцев-наемников и некоторых других индийских правителей, но огорчило македонян.

Индийские жрецы-философы критиковали царей, перешедших на сторону Александра, и призывали свободные народы к восстанию. О войне с индийским царем Пором Александр сам рассказывает в своих письмах, включенных в сочинения позднейших историков. Когда Пора взяли в плен и Александр спросил его, как следует с ним обращаться, тот ответил коротко:

— По-царски».

Биограф. Битва с Пором стоила жизни коню Александра Буцефалу — тот был уже очень стар. Александр опечалился смертью коня и в честь его основал город — Букефалию.

Учитель. Тяжелое сражение с Пором охладило пыл македонян и отбило у них охоту двигаться по Индии дальше. Они отказались продолжать поход. Узнав об этом, Александр заперся в палатке и долго лежал там в тоске и гневе. Он сознавал, что ему не удастся перейти через Ганг, и считал, что возвращение назад было бы открытым признанием своего поражения. Но друзья приводили разумные доводы, а воины плакали у входа. Царь смягчился и отдал приказ отступать.

Обратный путь начался в 326г. до н.э. и проходил в очень трудных условиях. Вернувшись в Сузы македонский царь женился на дочери Дария Статире. Прибыв в Экбатаны, царь стал посещать театр и различные праздники. Далее был Вавилон, где и завершился в 325 г. до н.э. десятилетний поход. Этот город стал столицей державы Александра Македонского. Здесь он прожил два года, постепенно став суеверным. Он начал верить в предсказания и окружил себя прорицателями, которые стекались к нему, как мухи на мед.

Одновременно он стал деятельно организовывать управление свой державой, готовиться к новому походу — на Запад. Александр собирался завоевать Карфаген в Северной Африке, Сицилию и Италию.

Внезапная смерть от злокачественной малярии или какой-то другой болезни в 323 г. положила конец всем его грандиозным планам.

Биограф.В «Дневниках», которые велись при дворе, о болезни Александра сказано, что на восемнадцатый день месяца Александр почувствовал озноб, а на двадцать восьмой день умер от сильнейшей лихорадки.

Учитель. Сразу после смерти Александра Македонского его полководцы начали воевать между собой. Они захватывали друг у друга области и города, ускорив распад единой державы, которая держалась в основном волей и личностью ее создателя.

Значение восточного похода Александра Македонского было чрезвычайно велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока. На развалинах державы Александра Македонского возник новый эллинистический мир, где впервые стали взаимодействовать богатые культуры Азии и Европы. А сама биография царя постепенно превратилось в занимательный роман, сохранивший для нас и реальные даты, о которых нам

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець | Теги: поурочные планы, открытый урок, школьный урок, конспект урока, в помощь учителю, урок истории, История, методическая копилка
Просмотров: 2305 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0