Цель: закрепить представления о поэтизации
Востока русскими композиторами в различных
музыкальных жанрах и проанализировать
своеобразие музыкального языка.
Задачи.
- Закрепить и расширить ранее полученные знания
об особенностях музыкального языка народов
Востока
- Выявить особенности претворения "восточной
темы” в русской культуре 19 века.
- Развивать навыки анализа музыкальных
произведений; развивать ассоциативное мышление,
устанавливать интонационно-образные связи
музыки с литературой и изобразительным
искусством; творческие навыки.
- Воспитывать уважение к различным мировым
культурам.
Музыкальный материал: опера М. Глинки
"Руслан и Людмила”, Восточные танцы в замке
Черномора: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го
д.); симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада
(1часть, фрагмент, Шехеразады); опера А. Бородина
"Князь Игорь”, Ария хана Кончака (основной "О
нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой”
и заключительный раздел "Хочешь ты пленницу с
моря дальнего”); Н. Римский-Корсаков романс "Пленившись
розой соловей”, сочинения учеников (Э.
Кузьменко "Дивный восток”).
Оборудование: портреты композиторов
(А.Бородина, Н. Римского-Корсакова, Глинки), поэтов
(А.Пушкина, М. Лермонтова), художника
(В.Верещагина); музыкальный центр, компьютер,
медиа-проектор; в ходе урока использован
дидактический материал, представленный в виде
иллюстрированного приложения в среде Power Point XP
(слайды на тему "Василий Верещагин. Восток”;
"Кавказские рисунки М.Ю. Лермонтова”; слайды
"Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей
и слайд "Особенности музыкального языка”).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель читает эпиграф к уроку:
Этот чудный Восток – Небылицей
прикрыто Былое,
Где в дороге увидишь знакомый из сказок
пейзаж…
Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге
простого…
И сакральное… с кофе – для будней обычный
пассаж…
И звучит тема Шехеразады из одноименной
симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова.
II. Активизация ранее полученных знаний
После прослушивания учитель предлагает
ребятам назвать произведение и композитора. На
какой сюжет композитор написал эту сюиту?
(Арабские сказки "Тысяча и одна ночь”).
Охарактеризуйте особенность мелодического
рисунка этой темы (извилистый, волнистый,
затейливый, вьётся тонким узором,
орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий)
А какие ладовые особенности этой темы сближают
её с русскими музыкальными образами
Римского-Корсакова? (Дорийский лад)
В этой теме соединились черты и восточного
колорита и русского. Орнаментальный рисунок
мелодии ведёт своё происхождение от восточных
наигрышей и напевов. А строго выдержанный
дорийский лад сближает тему со многими русскими
музыкальными образами в произведениях Р.К.
В литературе о Римском-Корсакове и о других
участниках "Могучей кучки” не раз указывалось,
что восточные образы, созданные кучкистами, - это,
говоря словами музыковеда Бориса Асафьева
"русская музыка о Востоке”.
В русской классической музыке сложилось
оригинальное национальное стилевое явление,
именуемое "русский Восток” – особый комплекс:
- интонационно-тематических,
- ритмических,
- ладогармонических и
- тембровых особенностей,
- переплавивший характерные черты восточной
музыки и русской музыкальной традиции.
Наш сегодняшний урок мы и посвятим русской
музыке о Востоке и её стилевым особенностям.
И так, тема урока "Восток в русской
музыке”.
Для русских композиторов, писателей и
художников в понятие Востока входил не только
арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже
называли Востоком. Т.К. только в 1801 г. Грузия стала
частью России и стало возможно посещать Кавказ,
который давал необыкновенно сильные ощущения,
впечатления от свей природы, традиций, музыки и
танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно
поэтому многие образы русской культуры 19 в. Своим
появлением обязаны именно Кавказу. Когда мы
говорим о них, прежде всего вспоминаются имена
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
- Учащиеся читают небольшие стихотворения
А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова о Востоке.
Слайды "Кавказские рисунки М.Ю. Лермонтова”.
В 1823 г. Кавказ посетил и композитор М. Глинка. В
душе Глинки неизгладимыми остались и
грандиозная красота горных пейзажей и красочные
картины народной жизни - первое прикосновение к
подлинному Востоку. "Я видел пляски черкешенок,
игры и скачки черкесов” - писал он в
воспоминаниях. Память о них стала, быть может,
источником лучших восточных вдохновений Глинки.
В каком произведении отразились восточные
впечатления М.И. Глинки?
(Восточные танцы в опере Глинки "Руслан и
Людмила”)
III. Углубление в тему
- Восточные танцы в замке Черномора: турецкий,
арабский, лезгинка (из 4-го д.)
В процессе слушания ученики должны отметить в
нотах те особенности музыкальной речи, которые и
придают музыке своеобразный восточный колорит.
Вопросы перед слушанием.
Турецкий танец. Сколько раз проводится тема и
чем одно проведение отличается от другого? Какие
ладовые особенности вы заметили в этом танце?
(Тема - сопоставление минора и мажора –
нега, томность, изменчивость. Второе проведение -
динамические контрасты - тема приобретает
величественный, пышный характер. 3-е проведение -
в исполнении флейты на фоне пиццикато струнных –
приобретает нежный, лирический оттенок. 4-е –
струнные – мелодия плавная, умиротворённая,
мягкая).
Арабский. Сколько тем в танце и какой тип
контраста между ними?
(1-я тема – мужественная. Резкие акценты на
сильной доле указывают на прыжки танцующих.
Далее мелодия короткими мотивами с форшлагами
(кружение. Извилистость, затейливость)
спускается к исходному звуку – строение фразы,
характерное, для восточной музыки)
2-я тема - изящная, женственная. Построена на
тембровых контрастах.)
Лезгинка. Дать характеристику темам.
(Вступление - стремительное, как вихрь
восходящее движение по хроматизмам, яркие
динамические контрасты.
1-я тема - флейта - звонкий, свистящий звук.
Регистровые контрасты. Фраза в 2 такта звучит
поочерёдно то в 3-й, то во второй октаве – яркий
темперамент, контрастный. Интервал Увеличенной
секунды
2-я тема – небольшая фраза с синкопой и
форшлагом в исполнении гобоя. Тембровый и
темповый контраст с 1-й темой)
Вывод:
Раздать карточки с заданием "Заполнить
пропуски в тексте”.
Наличие контрастов: __________,_______,______________,__________.
Тембр – ______________ звучания ______________ инструментов.
Ритм – наличие ____________, ______________, акцент на __________
доле.
Мелодия двух типов. 1-я – лирическая,
______________________, _____________.
2-я – танцевальная, _________________, ________________.
Наличие характерных интервалов: _________, на
пониженной _______ и _____ ступени в мажоре.
На карточках с обратной стороны – изображение
восточного орнамента. На доске это
же изображение в виде слайда.
Перевернуть карточку - видим орнамент.
Большинство восточных стран - это страны
мусульманские. А в мусульманстве изображение
человека было запрещено. Поэтому художественный
потенциал народа вылился в создание орнамента.
Восточный орнамент очень разнообразен и богат.
Это фантастическое разнообразие линий и цвета,
их переплетение. Орнамент даже называют
"музыкой для глаз”. Давайте подумаем, почему?
Чередование сильных и слабых долей (линия
сверху-снизу, чередование цвета – синий-голубой).
Линии, которые одновременно являются линиями 2-х
фигур (наложение и соединение голосов).
Одновременное бытие нескольких фигур,
образующих другие фигуры (гармония- аккорд, или
полифония – вертикаль голосов). Линии орнамента
движутся-длятся, как линии мелодии (в
пространстве - во времени). Орнамент – это
одухотворённа логика.
Под впечатлением от восточной экзотики
находились не только композиторы и поэты, но и
художники. И прежде всего из художников 19 века
хочется назвать Василия Верещагина.
- Сообщение о В. Верещагине. (Готовят
ученики)
Слайды с картинами Верещагина.
Живопись картин Верещагина носит своеобразный
"ковровый” характер, основывается на звучных,
ярких красках.
Такими же колоритными, пёстрыми и яркими
выписаны восточные, но уже музыкальные образы в
опере А.П. Бородина.
О какой опере идёт речь? ("Князь Игорь”)
В опере Бородин использует восточный колорит
для характеристики половцев – врагов русских. В
опере звучат половецкие пляски: томные,
пленительные, наполненные негой хоры и пляски
девушек, яркие, дикие, воинственные мужские
пляски.
А мы вспомним арию хана Кончака – предводителя
половцев и именно те разделы, где в которых
наиболее ярко проявились "восточные черты”
Кончака.
- Ария Хана Кончака IIд
Ваша задача послушать и отметить те элементы
музыкальной речи, при помощи которых композитор
придаёт образу хана восточный колорит.
Основной раздел "О нет, нет друг, нет Князь, ты
здесь не пленник мой”
В мелодии появляются распевы, близкие
восточным лирическим напевам.
В оркестре – подголоски с форшлагами, в ритме
сочетание двуолей и триолей.
В сопровождении - упругий танцевальный ритм.
- Заключительный раздел "Хочешь ты пленницу
с моря дальнего”.
Мелодия построена на хроматических изгибах.
Жанровая основа - восточный танец, в
сопровождении восходящие синкопированные
фигуры.
Вывод: В опере Бородина "Князь Игорь”
Восток предстаёт в образе завоевателей-половцев.
Для Бородина "враг” - это не значит – плохой, как
и понятие "свой” - не означает – хороший.
Восточные образы в опере разные: томные,
пленительные, наполненные негой хоры и пляски
девушек, яркие, дикие, воинственные мужские
пляски. Бородин не идеализирует Восток, но и не
показывает его варварским, диким.
В каких жанрах композиторы использовали
восточные образы? (Глинка и Бородин – в опере,
Римский-Корсаков – симфонической сюите)
Надо отметить, что образы востока не сразу
попадали в такие крупные жанры как опера,
симфоническая сюита. Как вы думаете, какой жанр
больше всего подходит для композиторских
экспериментов? В каком жанре можно опробовать
звучание и вокальных и инструментальных
интонаций, найти новые гармонии? (Романс)
Проанализируем вступление к романсу
- Н. Римский-Корсаков романс "Пленившись
розой соловей”.
(В аккомпанементе – квинта – имитация игры на
пустых струнах, мелодия орнаментальная,
сопоставление минора и мажора, нисходящее
построение фразы).
А теперь послушаем весь романс и подумаем, кто
мог бы исполнять его. Для этого обратите внимание
на аккомпанемент, звучанию какого инструмента он
подражает? (Исполнение бродячего музыканта в
сопровождении цитры)
(Романс в исполнении Анны Нетребко)
В музыкальной культуре Востока велика роль
странствующих музыкантов. Они были
переносчиками самых различных традиций.
Возможно, Римский-Корсаков и стремился
изобразить игру странствующего музыканта на
арабском кануне или иранском сантуре (струнные
щипковые инструменты) и его поэтическое
повествование о несчастной любви.
Вывод: С помощью восточных интонаций
Римский-Корсаков создаёт неподражаемые
лирические образы.
Мы тоже пытались экспериментировать.
Попробовать себя в роли композиторов и создать
"восточную” музыку.
Результатом эксперимента и стала эта
презентация. Видео ряд включает в себя и
иллюстрации к восточным сказкам, и некоторые
картины Василия Верещагина, изображения
восточных городов, сцены из жизни, в общем -
шумный, пёстрый восток во всём его разнообразии.
Дивный Восток < Приложение 1>
После слушания разобрать особенности
музыкальной речи.
IV. Итог урока
Вывод по уроку:
В процессе беседы подвести ребят к следующей
мысли – Русские композиторы, поэты, писатели и
художники обращались к восточной культуре с
уважением, восхищались ей, и привнося в своё
творчество обогащали всю русскую культуру.
В каждой стране, в культуре – свои интонации.
Композиторы практически создали
интонационно-географическую карту. Каждый
художник воспринимал и перерабатывал эти
интонации по-своему, создавая новые образы,
обогащая тем самым культуру своей страны. |