Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:38:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Восток в русской музыке
02.06.2011, 12:14:17

Цель: закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах и проанализировать своеобразие музыкального языка.

Задачи.

  1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов Востока
  2. Выявить особенности претворения "восточной темы” в русской культуре 19 века.
  3. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки.
  4. Воспитывать уважение к различным мировым культурам.

Музыкальный материал: опера М. Глинки "Руслан и Людмила”, Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.); симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент, Шехеразады); опера А. Бородина "Князь Игорь”, Ария хана Кончака (основной "О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой” и заключительный раздел "Хочешь ты пленницу с моря дальнего”); Н. Римский-Корсаков романс "Пленившись розой соловей”, сочинения учеников (Э. Кузьменко "Дивный восток”).

Оборудование: портреты композиторов (А.Бородина, Н. Римского-Корсакова, Глинки), поэтов (А.Пушкина, М. Лермонтова), художника (В.Верещагина); музыкальный центр, компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему "Василий Верещагин. Восток”; "Кавказские рисунки М.Ю. Лермонтова”; слайды "Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей и слайд "Особенности музыкального языка”).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель читает эпиграф к уроку:

Этот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое, 
Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж… 
Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге простого… 
И сакральное… с кофе – для будней обычный пассаж… 

И звучит тема Шехеразады из одноименной симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова.

II. Активизация ранее полученных знаний

После прослушивания учитель предлагает ребятам назвать произведение и композитора. На какой сюжет композитор написал эту сюиту? (Арабские сказки "Тысяча и одна ночь”).

Охарактеризуйте особенность мелодического рисунка этой темы (извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий)

А какие ладовые особенности этой темы сближают её с русскими музыкальными образами Римского-Корсакова? (Дорийский лад)

В этой теме соединились черты и восточного колорита и русского. Орнаментальный рисунок мелодии ведёт своё происхождение от восточных наигрышей и напевов. А строго выдержанный дорийский лад сближает тему со многими русскими музыкальными образами в произведениях Р.К.

В литературе о Римском-Корсакове и о других участниках "Могучей кучки” не раз указывалось, что восточные образы, созданные кучкистами, - это, говоря словами музыковеда Бориса Асафьева "русская музыка о Востоке”.

В русской классической музыке сложилось оригинальное национальное стилевое явление, именуемое "русский Восток” – особый комплекс:

  • интонационно-тематических,
  • ритмических,
  • ладогармонических и
  • тембровых особенностей,
  • переплавивший характерные черты восточной музыки и русской музыкальной традиции.

Наш сегодняшний урок мы и посвятим русской музыке о Востоке и её стилевым особенностям.

И так, тема урока "Восток в русской музыке”.

Для русских композиторов, писателей и художников в понятие Востока входил не только арабский восток, Персия, но и Кавказ тоже называли Востоком. Т.К. только в 1801 г. Грузия стала частью России и стало возможно посещать Кавказ, который давал необыкновенно сильные ощущения, впечатления от свей природы, традиций, музыки и танцев. Всё было непривычно, экзотично. Именно поэтому многие образы русской культуры 19 в. Своим появлением обязаны именно Кавказу. Когда мы говорим о них, прежде всего вспоминаются имена А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

- Учащиеся читают небольшие стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова о Востоке.

Слайды "Кавказские рисунки М.Ю. Лермонтова”.

В 1823 г. Кавказ посетил и композитор М. Глинка. В душе Глинки неизгладимыми остались и грандиозная красота горных пейзажей и красочные картины народной жизни - первое прикосновение к подлинному Востоку. "Я видел пляски черкешенок, игры и скачки черкесов” - писал он в воспоминаниях. Память о них стала, быть может, источником лучших восточных вдохновений Глинки.

В каком произведении отразились восточные впечатления М.И. Глинки?

(Восточные танцы в опере Глинки "Руслан и Людмила”)

III. Углубление в тему

- Восточные танцы в замке Черномора: турецкий, арабский, лезгинка (из 4-го д.)

В процессе слушания ученики должны отметить в нотах те особенности музыкальной речи, которые и придают музыке своеобразный восточный колорит.

Вопросы перед слушанием.

Турецкий танец. Сколько раз проводится тема и чем одно проведение отличается от другого? Какие ладовые особенности вы заметили в этом танце?

(Тема - сопоставление минора и мажора – нега, томность, изменчивость. Второе проведение - динамические контрасты - тема приобретает величественный, пышный характер. 3-е проведение - в исполнении флейты на фоне пиццикато струнных – приобретает нежный, лирический оттенок. 4-е – струнные – мелодия плавная, умиротворённая, мягкая).

Арабский. Сколько тем в танце и какой тип контраста между ними?

(1-я тема – мужественная. Резкие акценты на сильной доле указывают на прыжки танцующих. Далее мелодия короткими мотивами с форшлагами (кружение. Извилистость, затейливость) спускается к исходному звуку – строение фразы, характерное, для восточной музыки)

2-я тема - изящная, женственная. Построена на тембровых контрастах.)

Лезгинка. Дать характеристику темам.

(Вступление - стремительное, как вихрь восходящее движение по хроматизмам, яркие динамические контрасты.

1-я тема - флейта - звонкий, свистящий звук. Регистровые контрасты. Фраза в 2 такта звучит поочерёдно то в 3-й, то во второй октаве – яркий темперамент, контрастный. Интервал Увеличенной секунды

2-я тема – небольшая фраза с синкопой и форшлагом в исполнении гобоя. Тембровый и темповый контраст с 1-й темой)

Вывод:

Раздать карточки с заданием "Заполнить пропуски в тексте”.

Наличие контрастов: __________,_______,______________,__________.

Тембр – ______________ звучания ______________ инструментов.

Ритм – наличие ____________, ______________, акцент на __________ доле.

Мелодия двух типов. 1-я – лирическая, ______________________, _____________.

2-я – танцевальная, _________________, ________________.

Наличие характерных интервалов: _________, на пониженной _______ и _____ ступени в мажоре.

На карточках с обратной стороны – изображение восточного орнамента. На доске это же изображение в виде слайда.

Перевернуть карточку - видим орнамент.

Большинство восточных стран - это страны мусульманские. А в мусульманстве изображение человека было запрещено. Поэтому художественный потенциал народа вылился в создание орнамента. Восточный орнамент очень разнообразен и богат. Это фантастическое разнообразие линий и цвета, их переплетение. Орнамент даже называют "музыкой для глаз”. Давайте подумаем, почему?

Чередование сильных и слабых долей (линия сверху-снизу, чередование цвета – синий-голубой). Линии, которые одновременно являются линиями 2-х фигур (наложение и соединение голосов). Одновременное бытие нескольких фигур, образующих другие фигуры (гармония- аккорд, или полифония – вертикаль голосов). Линии орнамента движутся-длятся, как линии мелодии (в пространстве - во времени). Орнамент – это одухотворённа логика.

Под впечатлением от восточной экзотики находились не только композиторы и поэты, но и художники. И прежде всего из художников 19 века хочется назвать Василия Верещагина.

- Сообщение о В. Верещагине. (Готовят ученики)

Слайды с картинами Верещагина.

Живопись картин Верещагина носит своеобразный "ковровый” характер, основывается на звучных, ярких красках.

Такими же колоритными, пёстрыми и яркими выписаны восточные, но уже музыкальные образы в опере А.П. Бородина.

О какой опере идёт речь? ("Князь Игорь”)

В опере Бородин использует восточный колорит для характеристики половцев – врагов русских. В опере звучат половецкие пляски: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски.

А мы вспомним арию хана Кончака – предводителя половцев и именно те разделы, где в которых наиболее ярко проявились "восточные черты” Кончака.

- Ария Хана Кончака IIд

Ваша задача послушать и отметить те элементы музыкальной речи, при помощи которых композитор придаёт образу хана восточный колорит.

Основной раздел "О нет, нет друг, нет Князь, ты здесь не пленник мой”

В мелодии появляются распевы, близкие восточным лирическим напевам.

В оркестре – подголоски с форшлагами, в ритме сочетание двуолей и триолей.

В сопровождении - упругий танцевальный ритм.

- Заключительный раздел "Хочешь ты пленницу с моря дальнего”.

Мелодия построена на хроматических изгибах.

Жанровая основа - восточный танец, в сопровождении восходящие синкопированные фигуры.

Вывод: В опере Бородина "Князь Игорь” Восток предстаёт в образе завоевателей-половцев. Для Бородина "враг” - это не значит – плохой, как и понятие "свой” - не означает – хороший. Восточные образы в опере разные: томные, пленительные, наполненные негой хоры и пляски девушек, яркие, дикие, воинственные мужские пляски. Бородин не идеализирует Восток, но и не показывает его варварским, диким.

В каких жанрах композиторы использовали восточные образы? (Глинка и Бородин – в опере, Римский-Корсаков – симфонической сюите)

Надо отметить, что образы востока не сразу попадали в такие крупные жанры как опера, симфоническая сюита. Как вы думаете, какой жанр больше всего подходит для композиторских экспериментов? В каком жанре можно опробовать звучание и вокальных и инструментальных интонаций, найти новые гармонии? (Романс)

Проанализируем вступление к романсу

- Н. Римский-Корсаков романс "Пленившись розой соловей”.

(В аккомпанементе – квинта – имитация игры на пустых струнах, мелодия орнаментальная, сопоставление минора и мажора, нисходящее построение фразы).

А теперь послушаем весь романс и подумаем, кто мог бы исполнять его. Для этого обратите внимание на аккомпанемент, звучанию какого инструмента он подражает? (Исполнение бродячего музыканта в сопровождении цитры)

(Романс в исполнении Анны Нетребко)

В музыкальной культуре Востока велика роль странствующих музыкантов. Они были переносчиками самых различных традиций. Возможно, Римский-Корсаков и стремился изобразить игру странствующего музыканта на арабском кануне или иранском сантуре (струнные щипковые инструменты) и его поэтическое повествование о несчастной любви.

Вывод: С помощью восточных интонаций Римский-Корсаков создаёт неподражаемые лирические образы.

Мы тоже пытались экспериментировать. Попробовать себя в роли композиторов и создать "восточную” музыку.

Результатом эксперимента и стала эта презентация. Видео ряд включает в себя и иллюстрации к восточным сказкам, и некоторые картины Василия Верещагина, изображения восточных городов, сцены из жизни, в общем - шумный, пёстрый восток во всём его разнообразии.

Дивный Восток < Приложение 1>

После слушания разобрать особенности музыкальной речи.

IV. Итог урока

Вывод по уроку:

В процессе беседы подвести ребят к следующей мысли – Русские композиторы, поэты, писатели и художники обращались к восточной культуре с уважением, восхищались ей, и привнося в своё творчество обогащали всю русскую культуру.

В каждой стране, в культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Каждый художник воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, конспект урока, урок музыки, музыкальный инструмент, композитор, педсовет, поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 2773 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 96
Гостей: 96
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0