Одной из целей образовательной области
"Технология” (ООТ) в настоящее время является
подготовка детей к такому подходу в решении
поставленной проблемы, при котором они не только
создают какие-либо объекты, а продумывают
возможности экономически оправданного
использования различных материалов, реализации
изделий и дальнейших вариантов их использования.
Таким образом, исследовательские работы
становятся "многослойными” и помогают ученикам
выйти за общепризнанные рамки стандартов
образования и сочетать в одном исследовании
разные аспекты восприятия действительности.
ООТ позволяет активно использовать подобные
возможности в совершенно различных направления,
в том числе и во время знакомства с
конструированием и изготовлением картин самого
различного жанра с помощью цветных ниток и
декоративных гвоздей – ниточным дизайном. В
упрощённой версии данная техники выполняется
как вышивка по картону и носит название
"Изонить”. Такие картины весьма эффектны,
вызывают восторг и удивление. Однако, данная
техника практически никогда не используется для
оформления каких-либо других объектов кроме
плоскостных.
Именно эту ситуацию и постарались решить мои
ученицы. Продумав способы вторичного
использования материалов и механизмов, общее
направление дизайна, и технологическую
последовательность своё внимание они остановили
на таких функциональных и в то же время
"свободных” для дизайна предметах как рамки для
фотографий, коробка для хранения
принадлежностей для рукоделия, обложка для
фотоальбома, шкатулка для бижутерии и часы. Эти
предметы всегда обращают на себя внимание и
могут стать ярким дополнением в оформлении
интерьера (рис.1).
Рис. 1. Функционально-декоративный
комплект "Фантазии далёких галактик”.
Основополагающим этапом работы стало
определение форм, конструкции, материалов и
вариантов отделки проектируемых изделий. Для
этого были проведены следующие сравнительные
характеристики:
- Выбор основных форм проектируемых изделий.
Таблица 1. Выбор основных форм проектируемых
изделий.
Форма |
Достоинства |
Недостатки |
Четырёхугольник (квадрат,
прямоугольник) |
Простые расчёты и построение.
Сочетается с большинством других объектов в
любом интерьере. Малые времязатраты. |
Форма не оригинальна, используется
очень часто. |
Многоугольник (ромб, треугольник,
шестиугольник и т.д.) |
Редкое использование; привлекают к себе
внимание. |
Сложный предварительный расчёт и
изготовление шаблонов. Сложности в оклеивании
другими материалами. Вероятная не сочетаемость с
другими объектами интерьера. |
Круг, овал |
Форма гармонично воспринимается и
достаточно легко вписывается в интерьер. |
Требует аккуратности при построении
чертежей и шаблонов. |
Фантазийные формы (сочетание
нескольких геометрических фигур: круг в
квадрате, ромб в овале и т.д.) |
Редко используется и всегда привлекает
к себе внимание |
Сложные предварительные расчёты и
графические построения; формы сложны в
обработке. Большие времязатраты. |
Основой дальнейшей работы стала
четырёхугольная форма изделий.
- Выбор конструкции проектируемых изделий.
Ученицы решили использовать нестандартный
способ оформления рамок, которым пользуются на
уроках технологии для оформления вышивок и
других работ (рис.2):
Рис. 2. Текстильные рамки для оформления
различных работ.
Для изготовления коробок можно использовать
готовые картонные коробки разных форм и
размеров. Обложка для фотоальбома стала аналогом
обычной книжной обложки.
- Выбор материалов.
Выбор материалов зависел от требований,
предъявляемых к объектам оформления интерьера:
- технологичность изготовления (возможность
выполнения изделий из доступных материалов на
имеющемся оборудовании;
- экологичность изготовления и эксплуатации, то
есть отсутствие существенных изменений в
окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности
человека, животного и растительного мира;
- экономичность изготовления;
- безопасность эксплуатации;
- соответствие требованиям эстетики и дизайна;
- отражение тенденций развития общества.
За основу оформления были взяты необычные
изображения, наводящие на мысли о далёких
звёздных мирах и существах их населяющих. Выбор
был остановлен на нескольких готовых элементах,
преобразованных в соответствии с формой
проектируемых изделий.
- Творческое проектирование проходило по
следующим этапам:
Таблица 2. Этапы творческого проектирования.
Название этапа |
Содержание работ |
Пример |
Художественное моделирование |
- анализ предполагаемых форм, имеющихся схем для
вышивания;
- подробная прорисовка выбранных форм;
- прорисовка вариантов оформления форм.
|
|
Конструирование |
- определение размеров изделий;
- определение мест расположения и композиций
вышивок;
- выполнение схем для вышивания;
- выполнение основных форм и формообразующих
элементов из картона.
|
|
Декоративное оформление основных
деталей |
- оклеивание картонных деталей тканью;
- нанесение схем;
- вышивание заготовок по схемам;
- изготовление декоративных рамок;
- соединение основных деталей.
|
|
Так были получены следующие изделия:
а) б)
Рамки для фотографий (рис.3а-б).
а) б) в)
Настольные часы (рис. 4а-в).
а) б) в)
Коробка для хранения
принадлежностей для рукоделия (рис. 5а-в).
а) б)
Шкатулка для бижутерии (рис.
6а-б).
а)
б)
Альбом для фотографий (рис.
7а-б).
В результате проектирования были созданы
декоративные, но вместе с тем функциональные
предметы, составившие коллекцию "Фантазии
далёких галактик”.
Благодаря использованной технике комплект
весьма эффектен. В разное время дня, при разном
освещении и с различных мест изделия
воспринимаются совершенно по-разному. В этом
состоит одна из существенных особенностей,
объясняемая весьма своеобразным характером
поглощения, отражения и рассеивания света
нитками и местами их пересечения с фоном, на
котором они размещены.
Во время проектирования ученицы знакомились с
некоторыми техниками рукоделия, современные
направления дизайна в оформлении дома, проявили
терпение, трудолюбие, настойчивость; испытали
чувство гордости за результаты своего труда и
удивление собственным возможностям.
Рис. 8.
Заключительным этапом исследования стало
рассмотрение возможностей размещения
созданного комплекта в интерьере. Для этого
фотоизображения каждого объекта были вырезаны и
последовательно помещались на страницы с
фотографиями различных комнат. В этой работе
активное участие принимали ученицы 6 класса,
которые получили возможность попробовать свои
силы в качестве "дизайнеров”
а) б) в)
Рис. 9.
Таким образом, в ходе исследовательской работы
девочки 8-го класса решали целый ряд проблем и
получили довольно интересный результат, не
имеющий аналогов.
|