ЦЕЛИ УРОКА:
·
сформировать у учащихся представление
о причинах и условиях возникновения городов в период
Средневековья.
·
Продолжить работу по формированию
общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения,
классификации, обобщения и самоконтроля.
Формы работы:
·
групповая, фронтальная.
Новые понятия:
·
средневековый город, средневековая история, бюргер,
подмастерье,
цех, отделение ремесла от сельского хозяйства, городской совет, мер.
Оборудование:
- ·
мультимидийный
проектор
- ·
магнитная
доска
- ·
карточки
для построения схемы
- ·
раздаточный
материал для учащихся (вопросы, задания,
карты, рисунки с изображением средневековых городов, рисунки
средневековых
ремесленников, документ
«О возникновении города Брюгге».)
План изучения нового
материала:
- ·
Козы на Капитолии.
- ·
Как и почему города выросли вновь.
- ·
Города против сеньоров.
- ·
Городское общество.
- ·
На улицах города.
Ход урока
На доске – тема урока. В начале урока учитель
обращается к
классу: «Прочитайте и запишите название
темы в тетрадь. Сегодня вы должны узнать, когда и как возникали
города в
условиях Средневековья. История Средневековья».
Далее учащимся дается установка: во время изложения
новой
темы внимательно следить за ходом рассуждений учителя и учащихся,
отвечать на
вопросы, и, если вы справились с заданием с заданием, на полях ставить
себе
оценку, если не справились, то «-» .
Объяснение нового материала:
1. Учитель
рисует картину заброшенности, упадка городов бывшей империи, Рима в
период
раннего Средневековья. Подчеркивает, что Капитолий, восхищавший людей
древности, опустел, жители называли его Козьей горой. Обобщает, что
город
по образу жизни почти сравнялся с сельской округой.
2. Объяснение
материала о росте городов учитель начинает с причин возрождения
городов и появления новых:
- а) определенное «умиротворение»
Европы в связи
с прекращением нападений норманнов и венгров, создавших
в Х—ХI вв. свои государства;
- б) усовершенствование орудий
труда,
способов обработки земли, освоение новых земель (способствовали
повышению
урожайности);
- в) рост потребности в ремесленных
изделиях,
в том числе и со стороны феодала;
- г) отделение
ремесла от сельского хозяйства.
После рассказа учитель предлагает учащимся
сформулировать
причины возрождения городов. В итоге учитель на магнитной доске, а
учащиеся в
тетрадях заполняют небольшую схему.
Далее учитель перечисляет
условия возникновения городов: безопасность и бойкое место, где
перекрещивались разные пути. Названия этих городов были часто связаны
с историей их возникновения. Учащимся предлагается самостоятельно
найти такого рода названия на карте . Дается задание прочитать
в пункте 2 строки о расположении городов. В работе
используется документ «О возникновении города Брюгге». Предлагается
также
рассмотреть рисунки на экране. По окончании объяснения учащиеся
отвечают на вопросы: 1. Чем отличались занятия крестьянина
и ремесленника в средневековой деревне? 2. Почему было выгодно
для сеньора иметь город в своих владениях? 3. Что способствовало
возникновению городов?
3. В феодальном
обществе вся земля была поделена между феодалами. Им, естественно,
принадлежали
и города. Первоначально городу нужна была защита сильного сеньора,
требовавшего взамен подати от ремесленников и купцов. По мере
роста и укрепления города в среде горожан возникали иные настроения.
Педагог отмечает, что отношения между городами и феодалами можно
разделить
на два этапа: поиск защиты и стремление к независимости. Борьба
городов против сеньоров свидетельствует, что в недрах феодального
общества
началось формирование нового уклада жизни людей. Подтверждение этого
следует
также предложить детям найти в тексте. Далее учащимся предлагается
ответить на вопросы задания № (Работа
ведется в парах).
Учитель если нужно
уточняет ответы, и просит ребят
оценить ответы друг друга
4. Описывая
жизнь городского сообщества, учитель последовательно характеризует
состав
городского населения: ремесленники, торговцы, купцы, представители
духовенства,
ростовщики, нотариусы, рыцарство и аристократия. Рост городского
населения
происходил за счет крестьянства (описание учителем ситуации).
Рассказывая о развитии ремесла и торговли как
основных факторах роста города, учитель подробнее останавливается
на работе с картой. Учащимся следует найти на карте крупные
города, центры ремесла и ярмарки,
важнейшие торговые пути.
Далее учитель
вывешивает на магнитную доску схемы
управления сеньориальным городом,
коммуной.
При объяснении условий
возникновения городской республики в Средние века учитель предлагает
учащимся вспомнить, когда и где в древности возникла первая
республика?
Учащимся предлагается
оценить свою работу на этом этапе.
На заключительном этапе
урока каждый ученик выставляет сам себе итоговую отметку за урок и отвечает на вопрос: «Что нового ты узнал
сегодня на уроке?»(проверка в парах). Задание
на дом по средневековой истории: § ..., вопросы и задания к нему,
работа
с картой: найти и обозначить на контурной карте
города-республики. Изобразить в тетради схему средневекового города либо
нарисовать его. Записать в тетради средневековые ремёсла
|