Форма урока: урок-путешествие. Цель урока: определить причины возникновения и роста городов, создать представление о жизни и быте горожан в средние века. Задачи урока: Образовательная: сформировать представление у учащихся о средневековом городе как центре ремесла и торговли. Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, иллюстративным материалом, составления связного рассказа и участия в обсуждении; продолжить работу по выработке умения определять причинно-следственные связи; работа с новыми понятиями и терминами. Воспитательная: воспитывать уважение к людям труда (крестьянам и ремесленникам). Оборудование: карта «Франкское государство в V- середине IX в.». карта «Европа в XIV-XV веках». пособие с аппликационными рисунками. декорация «Средневековый город». Оформление доски: тема урока, план урока, домашнее задание.
Ход урока I. Организационный момент. II. Актуализация знаний по теме: «Города древнего мира». Беседа с учащимися: Учитель. Сейчас одни люди живут в городах, другие – в деревнях. А всегда ли существовали города? Существовали ли города в древнем мире? Учащиеся. Вавилон, Мемфис. Афины, Александрия, Рим. Учитель. Какова судьба древних городов? Какова судьба Рима? Учащиеся. Рим завоевали германские племена. Варвары грабили и разоряли города, разрушали их. Именно поэтому в раннее средневековье почти все население жило в деревнях. Городов было мало. Учитель. Чем занимались жители уцелевших городов (Константинополя, Мекки)? Учащиеся. Главным занятием жителей уцелевших городов была торговля. Так, например, в Мекке ежегодно проводили ярмарки. Учитель предлагает рассмотреть и сравнить карты «Франкское государство в V- середине IX в.» и «Европа в XIV-XV веках». Учащиеся приходят к выводу, что к XIV веку на территории Европы появилось множество городов. Учитель. Чем же объяснить рост городов к XIV веку? Найти ответ на этот вопрос – и есть цель сегодняшнего урока. Учитель предлагает провести урок в форме путешествия и вместе с учащимися определяет цель путешествия – узнать, как и почему возникали города в средние века, а также познакомиться с жизнью и бытом средневековых горожан. Давайте включим наше воображение. Что делает каждый путешественник перед тем, как отправиться в путь? Учащиеся. Следует определить маршрут путешествия. Учитель. А кто из вас может проложить маршрут путешествия по карте. Далее уместно актуализировать знания по кубановедению, вспомнив, что в средние века в Приазовье и Причерноморье существовало Тмутараканское княжество, главным городом которого бала Тмутаракань. Учащиеся прокладывают маршрут из Тмутаракани по Черному морю на запад, через проливы в Средиземное море до Аппенинского полуострова, а далее путь лежит по суше. III. Проверка знаний по теме: «Средневековая деревня и ее обитатели» Первая остановка в пути – крестьянская деревня. Учитель. Мы долгое время были в пути. Дорога нас утомила. И хорошо, что на нашем пути встретилась деревня. Нам удалось устроиться на ночлег в одной из крестьянских хижин. Здесь мы проведем время до утра, а на рассвете – снова в путь. Раньше всех встала хозяйка дома. Она разожгла огонь в очаге. Когда огонь разгорелся, он осветил помещение. Расскажите, что собой представляло жилье крестьянина. Учащиеся рассказывают о быте крестьян, используя картину «В хижине средневекового крестьянина». Примерный ответ: дом крестьяне строили из местного камня, бревен или жердей. Обмазывали его глиной, крыли соломой или камышом. Маленькие окошки в холодное время закрывали тряпками, сеном или бычьими пузырями. Поэтому света в доме было очень мало. Дым от огня выходил через отверстие в потолке или открытую дверь, но немало его оставалось внутри помещения. Вся обстановка состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати и сундука, где хранилась одежда, передаваемая из поколения в поколение. Учитель. Подкрепившись скудным завтраком, крестьянин стал собираться на барщину. Что мы называем барщиной? Какую еще повинность выполняли крестьяне? (Учащиеся выполняют задание № 20 на с. 7 из Сборника заданий для самостоятельной работы по истории средних веков Г. М. Агибалова). IV. Изложение нового материала План урока: Причины появления городов. Где и как возникали горда? Жизнь и быт горожан. 1. Рассмотрение вопроса о причинах появления городов. Учитель. Пока крестьянин собирался на барщину, мы поинтересовались у него, как идут дела в его хозяйстве. Из рассказа крестьянина мы узнали, что в деревне у всех выросли урожаи в 2 раза. - Благодаря чему? - Многие семьи обзавелись металлическими наконечниками для плуга, многие стали использовать лошадь в качестве тягловой силы, а у некоторых в деревне появился колесной плуг. - А где удалось раздобыть колесной плуг? - Живет в нашей деревне умелец. Он и изготовил его в обмен на зерно. Теперь с такими орудиями труда землю стало обрабатывать намного легче, а значит, и урожаи будут выше. Ребята! Успехи в хозяйстве могли повлиять на появление городов? (Выслушиваются ответы учащихся). Далее при помощи табличек на магнитах на доске появляется следующая логическая цепочка:
Рассмотрение при помощи аппликаций на магнитах вопроса о том, как возникли города. Учитель. Итак, мы продолжаем путешествие. Вместе снами покинул деревню сын крестьянина Жан. Он давно задумал покинуть деревню, в которой жили его отец и дед. Наделом земли Жан не дорожил. Его могло прокормить ремесло. Взвалил он на спину короб с несложным инструментом и ушел из дому. (Далее рассказ учителя сопровождается закреплением на доске аппликаций). Дорога привела нас с Жаном к монастырю. У дороги стояла кузница. Ее хозяин за плату подковывал лошадей у многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены монастыря много домов ремесленников. Среди ремесленников есть и бывшие односельчане Жана. Наш Жан поселился рядом с ними. Так росли поселки ремесленников в тех местах, где было много людей: у мостов, у переправ, у замков, у монастырей. - Почему именно в многолюдных местах селились ремесленники? (Выслушиваются ответы учащихся). Однажды на поселок напали рыцари-разбойники. Жители укрылись за стенами монастыря, а вот добро свое не спасли. Вернулись и решили на сходе укрепить поселок. Так возник город – укрепленное поселение. Итак, мы у стен города (декорация «Средневековый город»). Мы вынуждены остановиться у стен - стража проверяет всех, кто хочет войти в город. Пароль – название города. Далее учащиеся работают с кроссвордом: ключевое слово читается по вертикали (Гамбург).
Глашатай Участок земли, на котором крестьянин ведет свое хозяйство. Жилище феодала. Все работы на земле феодала. Военное состязание рыцарей. Доля продуктов, которую отдает крестьянин феодалу за пользование землей. Укрепленное поселение. Изучение быта и жизни горожан. Учитель. Бредя по улицам города, вы вчитываетесь в их названия: «Улица коров», «Улица одного человека». О чем говорят названия этих улиц? На стене города вывешена табличка с правилом: «Ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, бредущий по середине, мог ухватить, мотая головой, траву с одной стороны улицы и с другой». Сообщение о быте и жизни горожан делает один из учащихся, получивший опережающее задание. Он выступает в роли экскурсовода. V. Закрепление изученного материала на уроке. (Заключительный этап путешествия). На следующем уроке мы познакомимся с занятиями горожан. А сейчас мы подведем итог нашего сегодняшнего путешествия. Достигли ли мы поставленной цели?! У доски составляется логическая цепочка из табличек на магнитах о причинах появления городов.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал. Инструктаж по домашнему заданию:
Прочитать § ... .
Составить заметку путешественника «Один день в средневековом городе».
Обзор литературы по теме «Средневековый город».
|